Вместо повышения ж/д тарифов – реформу УЗ и создание независимого регулятора

Точка зору

Монополии в экономике – это чаще всего плохо, чем хорошо. Они сами формируют рынок, работают как им вздумается, устанавливают по своему усмотрению тарифы, не считаясь с мнением бизнеса. Это приводит сразу к двум нехорошим вещам: государство получает убытки от неэффективной деятельности монополий, а бизнес не может нормально развиваться из-за непредсказуемости решений монополий и низкого качества их услуг.

Ярким примером плохо работающей монополии является «Укрзализныця». По итогам 2020 года она получила рекордные 12 млрд грн убытков, а к середине 2021 года оказалась на грани дефолта. При этом компания постоянно увеличивает свои кредитные обязательства и получает щедрые финансовые подачи от государства. Например, в 2019 году после повышения тарифов на грузовые перевозки бюджет «УЗ» пополнился на 7 млрд грн. Однако руководство монополиста смогло выполнить инвестиционный план чуть больше, чем на половину.

В целом, вопрос повышения тарифов постоянно стоит на повестке дня «УЗ». Видимо, именно таким образом ее руководство пытается прикрыть следы своих неэффективных решений. Но статистика показывает, что таким образом компания-монополист работает себе в убыток. С 2015 года тарифы на грузоперевозки увеличились практически в два раза. В результате «УЗ» потеряла более 40 млн т грузов, то есть каждый десятый груз, перевезенный по железной дороге. Очевидно, что нужны другие подходы к работе.

Здесь необходимо разделить два вопроса: что делать с «Укрзализныцей», и что делать с тарифами. По первому вопросу позиция украинского бизнеса, международных и отечественных экспертов остается неизменной – «УЗ» должна пройти структурную реформу. Предлагается разделить компанию на несколько самостоятельных филиалов по основным направлениям деятельности. Параллельно необходимо избавится от непрофильных активов и реструктуризировать долговые обязательства.

По вопросу регулирования тарифов большинство экспертов сходятся во мнении, что Мининфраструктуры и «Укрзализныцю» следует исключить из процесса принятия решений. Функцию регулирования тарифов может выполнять независимый регулятор, как это происходит в других отраслях экономики. В парламенте зарегистрирован законопроект №3927, предусматривающий создание Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сфере транспорта (НКРТ). Он может стать основой для системного решения тарифного вопроса.

Дмитрий Шпенов, народный депутат Украины

Новини

1 Травня 2024

НКРЕКП нарешті затвердила обсяг підтримки зелених електростанцій за 5 місяців 2023 року

Через санкції прибуток Металоінвесту скоротився на 36%

У Чилі розраховують на збільшення обсягів видобутку міді

Vale, BHP та Samarco пропонують $25,4 млрд на ремонт після обвалення греблі у 2015 році

Вступ України обійдеться Євросоюзу у кругленьку суму – Deutsche Welle

Підвищення акцизу на пальне стане ударом для всіх українців

Австрійська влада застерігає Raiffeisen bank від угоди з Дерипаскою – Reuters

У квітні бізнес позитивно оцінив поточні результати своєї діяльності

Україна вийшла на довоєнні показники експорту – Свириденко

Samarco, Vale та BHP запропонували сплатити 25 млрд дол штрафу за прорив дамби в 2015 році

Acciaierie d’Italia планує у майбутньому виробляти 6 млн тонн сталі на рік

Сенат США підтримав заборону на імпорт російського урану

Ціна на залізну руду в поточному році перевищить $100/тонна

ВВП у ЄС зріс на 0,3% 

Держбюджет у квітні отримав майже 154 млрд грн податків 

В Yasno жаліються, що кияни не сплачують рахунки за електрику

ВСІ НОВИНИ ⇢