Насколько реальна декарбонизация в Украине?

Екологія Економіка Металургія Технології Точка зору
Насколько реальна декарбонизация в Украине?

Климатический саммит в Глазго стал частью истории. Для Украины он также был историческим – украинская делегация презентовала международной общественности обновленный Второй национально-определенный вклад (НОВ2). Теперь весь мир знает, что наша страна обязалась сократить до 2030 года выбросы СО2 до 35% или на 65% от уровня 1990. Важно отметить, что в 2015 году, когда Украина подписала Парижское соглашение, наш изначальный взнос предполагал снижение выбросов парниковых газов на 40% к 2030 году, то есть до 60% от уровня 1990 года. При этом ни тогда, ни сейчас украинская власть не имеет представления, где брать деньги на декарбонизацию.

В самом НОВ2 вы можете найти упоминание о планах привлечь помощь международных доноров. Однако здесь власть противоречит сама себе. По расчетам правительства, чтобы провести декарбонизацию экономики, Украине понадобится 101 млрд евро инвестиций. Мы видим, какими сложными для нашей страны являются отношения с МВФ, поэтому рассчитывать на помощь в таких объемах в ближайшие 10 лет по крайней мере наивно. Декарбонизация – очень дорогостоящая реформа, например, Евросоюз планирует до того же 2030 года вложить в соответствующие мероприятия около 1 трлн евро.

Не лишним будет также напомнить, что накануне саммита в Глазго украинские промышленники озвучили свое видение декарбонизации. Бизнес считает, что до указанной даты возможно сокращение СО2 до 40-45%, а не до 35%, как пообещало правительство в НОВ2. При этом минимальный объем инвестиций для промышленного сектора может составить не менее 20 млрд долл. Как видно, прогноз предпринимателей менее оптимистичный, зато более реалистичный касательно его практической реализации. Согласитесь, есть разница: найти 101 млрд евро или 20 млрд долл?! Ключевое слово здесь «найти», так как в данный момент таких средств ни у государства, ни у бизнеса в свободном доступе нет.

По примеру ЕС Украине следует начать формирование собственных источников инвестиций. Таким источником может стать Государственный фонд декарбонизации. Соответствующий законопроект уже давно зарегистрирован в парламенте. Согласно документу, в Фонд будет зачисляться часть поступлений от экологического налога. Таким образом данные средства будут аккумулироваться и целевым образом направляться на цели декарбонизации. Пока власть раздумывает, частный бизнес показывает пример эффективной работы. Недавно «Метинвест» Рината Ахметова объявил о планах инвестировать 430 млн долл в экологическую модернизацию предприятий, входящих в группу. Бизнес готов к декарбонизации, вопрос в том, готово ли государство?

Муса Магомедов, народный депутат Украины

Новини

3 Травня 2024

Польща має заборонити імпорт російської металопродукції через свої порти – експерт

Якщо акциз на пальне підвищують до європейського рівня, варто збільшити й зарплату – експерт

ArcelorMittal планує розширення компанії у Бразилії

Туреччина збільшила експорт арматури на 8,9%

Морські перевезення стимулюватимуть зростання експорту продукції ГМК – НБУ

Великий бізнес з початку 2024 року сплатив майже 160 млрд грн податків 

Україна і Британія починають реалізацію проєктів у сфері зелених інновацій в енергетиці

Nippon Steel знадобиться більше часу для завершення угоди з купівлі US Steel

КНДР відправила до росії балістичні ракети

Японські торгові доми очікують скорочення прибутків від металургійного бізнесу

Реальна собівартість електроенергії для населення становить 3,5 грн – Кучеренко

Міжнародна торгова палата закликала ЄС до діалогу щодо вуглецевого мита

Польща за три місяці імпортувала 378,7 тис тонн сталі 

Уряд зобов’язав УЗ перерахувати 1,5 млрд грн до бюджету

АМПУ отримало нове лоцманське судно для портів на Дунаї

Німеччина у січні-лютому імпортувала 155 тис тонн сталі 

ВСІ НОВИНИ ⇢