Украина может стать “европейским Китаем”

Економіка Машинобудівництво Металообробка Металургія Точка зору
Украина может стать “европейским Китаем”

История успеха Китая может быть очень поучительной для Украины. Примерно 40 лет назад КНР представляла собой экономически отсталое государство. Сегодня – это вторая по величине экономика мира. По мнению ряда экспертов, если Поднебесная сохранит нынешние темпы развития и реализует свои экономические планы, то через 5-7 лет Китай может стать экономикой №1 в мире.

Главное, что сумела сделать китайская власть за это время – это провести масштабную индустриализацию экономики, интегрироваться в мировые цепочки создания добавленной стоимости и запустить в национальную экономику иностранные инвестиции. В свое время Советский Союз успел сделать первое, но не сделал второе и третье, поэтому в итоге развалился под тяжестью неэффективной экономики. КНР импортирует сырье и то, что сама не производит, а экспортирует готовые товары и комплектующие.

В случае с Украиной Китай покупает у нас преимущественно железную руду, зерновые, подсолнечное масло, а также реактивные двигатели. Мы покупаем такие китайские товары, как мобильные телефоны, компьютеры, оборудование, одежду и обувь. Обратите внимание, что в перечне китайского экспорта нет сырья, только готовая продукция со средней и высокой добавленной стоимостью. Это результат долгосрочной экономической политики китайской власти – продавать товары, а не сырье. Таким образом создается больше рабочих мест и сильнее эффект для экономики.

Долгое время считалось, что конкурентным преимуществом Китая является низкая стоимость рабочей силы. Но времена изменились. В 2020 году номинальный ВВП на душу населения в КНР составил более 10 тыс долл. Годовой доход среднестатистического китайца выше, чем у граждан большинства азиатских и африканских стран. Поэтому точно можно утверждать, что дешевая рабочая сила – это больше не про Китай. Тем не менее КНР продолжает контролировать глобальные рынки железной руды и металлопродукции, которые являются ключевыми для Украины.

Пандемия и «Суэцкий кризис 2021 года» показали, насколько хрупкими являются мировые логистические цепочки, и насколько сильно другие страны зависят от Китая. Многие страны призадумались, как можно уменьшить глобальные риски. Эксперты обсуждают идею создания так называемого «европейского Китая», на роль которого подойдет страна с дешевой рабочей силой и дешевой логистикой до европейских потребителей. Мне кажется, что такой страной может стать Украина.

Низкие зарплаты, наличие высококвалифицированной рабочей силы, и близость к Европе – это наши конкурентные преимущества по сравнению с теряющим свою привлекательность Китаем. Наша страна вполне могла бы стать новой производственной площадкой для Европы. Но для этого Украине нужна принципиально новая индустриальная и инвестиционная политика, в основе которой – долгосрочное планирование, верховенство права и гарантии безопасности крупных инвестиций. Понимает ли это наше монобольшинство?

Муса Магомедов, народный депутат Украины

Новини

3 Травня 2024

Польща має заборонити імпорт російської металопродукції через свої порти – експерт

Якщо акциз на пальне підвищують до європейського рівня, варто збільшити й зарплату – експерт

ArcelorMittal планує розширення компанії у Бразилії

Туреччина збільшила експорт арматури на 8,9%

Морські перевезення стимулюватимуть зростання експорту продукції ГМК – НБУ

Великий бізнес з початку 2024 року сплатив майже 160 млрд грн податків 

Україна і Британія починають реалізацію проєктів у сфері зелених інновацій в енергетиці

Nippon Steel знадобиться більше часу для завершення угоди з купівлі US Steel

КНДР відправила до росії балістичні ракети

Японські торгові доми очікують скорочення прибутків від металургійного бізнесу

Реальна собівартість електроенергії для населення становить 3,5 грн – Кучеренко

Міжнародна торгова палата закликала ЄС до діалогу щодо вуглецевого мита

Польща за три місяці імпортувала 378,7 тис тонн сталі 

Уряд зобов’язав УЗ перерахувати 1,5 млрд грн до бюджету

АМПУ отримало нове лоцманське судно для портів на Дунаї

Німеччина у січні-лютому імпортувала 155 тис тонн сталі 

ВСІ НОВИНИ ⇢