Баррель, держись

Публікації ТЕК
Баррель, держись

За один только январь нефть на мировых рынках подорожала на 15%, перешагнув планку 90 долларов за баррель. Это уже самый высокий уровень с октября 2014 г. Причем эксперты все чаще прогнозируют, что в 2022 г. нефть преодолеет психологический барьер в 100 долл/барр. Возможно, не прямо сейчас, но во втором-третьем квартале.

Куда спрос, туда и цены

Нельзя сказать, что дорогая нефть свалилась на планету, как снег на голову. В течение всего прошлого года цены на нее стабильно росли. Начиналось ралли с 50-55 долл/барр. И плавно, но верно продвигалось к 80 долл. на конец года. По дороге кривая роста несколько раз переживала панические атаки, спровоцированные коронавирусом, но после короткого спада цены быстро восcтанавливались и продолжали рост. Последний из таких эпизодов наблюдался в конце ноября, когда мир замер в неопределенности перед штаммом “Омикрон”. Но поскольку опасения оказались преувеличенными, тренд вернулся. Согласно оценкам Международного энергетического агентства (МЭА), “Омикрон” не поколебал глобальный спрос на нефть и нефтепродукты. Наоборот, тот вырос в четвертом квартале и продолжит расти в 2022 г.

В последнем отчете МЭА, представленном 19 января, говорится, что за прошлый год спрос на нефть в мире вырос на 5,5 млн баррелей/сутки и составил 96,4 млн баррелей/сутки. А в 2022-м он достигнет 99,7 млн баррелей в сутки. И это еще весьма сдержанный прогноз. И Организация стран-экспортеров нефти (OPEC), и Министерство энергетики США, и ряд инвестиционных банков убеждены, что спрос преодолеет суточную отметку в 100 млн баррелей. Сейчас дополнительный спрос на нефть обеспечивают дороговизна и определенный дефицит природного газа в Европе и Китае. Частично это ресурс попытаются заменять нефтепродуктами. К концу первого квартала «газовый фактор» уже не будет давить на цены, но ожидаемый рост экономик и активизация НПЗ нивелируют это послабление.

Настроения фондовых аналитиков также меняются вслед за нефтяными качелями. Еще в ноябре-декабре преобладало мнение, что серьезного подорожания нефти ждать не стоит. Например, Всемирный банк предполагал, что в 2022 г. стоимость нефти достигнет 74 долл/барр., а в 2023-м упадет до 65 долл/барр. Уже сейчас можно почти наверняка утверждать, что аналитики из ВБ промахнулись. По крайней мере, в первой части прогноза.

Коммерческие структуры осторожничают меньше. Такие финансовые гиганты, как Goldman Sachs и Morgan Stanley ожидают роста котировок Brent на уровне 100 долл/барр. до третьего квартала текущего года. Bank of America заходит еще дальше. Его аналитики ждут, что уже к середине года Brent вырастет до 120 долл/барр. По словам Джеффа Карри, глобального руководителя отдела исследований сырьевых рынков Goldman Sachs, “мы увидим еще один год роста цен на сырьевые товары”. По его мнению, этот суперцикл может растянуться на годы, а то и на целое десятилетие.
 
 У кого стоп-кран: OPEC, США, Иран?
  

Эксперт считает, что уже скоро рынок может столкнуться с дефицитом предложения нефти, несмотря на то что альянс OPEC+ решился постепенно увеличивать поставки сырья (на 400 тыс. баррелей/сутки больше, начиная с февраля). Картелю пока что не удается поспевать за своими же решениями. Например, в декабре добычу смогли увеличить лишь на 130 тыс. баррелей/сутки. Меньше своей квоты добыли Нигерия, Ангола, Малайзия Россия. Внутренний вооруженный конфликт в Ливии делает непредсказуемыми поставки с этой страны. Фактически, по оценкам экспертов, добывать больше, чем до пандемии, сейчас могут только Саудовская Аравия и ОАЭ.

Кроме того, на рынки снова может выйти в ощутимых объемах американская сланцевая нефть. Правда, за последнюю пятилетку низких прайсов, многие из них свернули инвестиции и бурение, или вообще обанкротились. Поэтому полностью прийти в себя этот сегмент сможет не раньше второй половины текущего года. Ну и при условии, что цены не будут выпадать ниже интервала 75-80 долл/барр.

Ситуация также может поменяться, если на рынок вернется иранский ресурс. Но с этим пока непонятно. “Иран – джокер этого года”, – считает Франсиско Бланш, глава группы аналитиков Bank of America. Очень многое зависит от того, к чему приведут переговоры западных стран и Ирана относительно ядерного статуса последнего. Согласно оценкам Bloomberg, достижение всеобъемлющего соглашения между сторонами (или даже временного, с санкционными уступками Ирану) поможет откатить нефтяные цены назад. При таком сценарии Тегеран сможет отправить на экспорт 400 млн баррелей в год и увеличить собственную добычу в полтора раза – до 3,8 млн барр./сутки. Этого достаточно, чтобы создать на рынке даже некоторый профицит. Если же все пойдет крахом, то цены получат дополнительный пинок вверх. Особенно, если в регионе снова дойдет до обмена ракетными ударами. Как намедни между йеменскими повстанцами (ориентирующимися на Тегеран) и ОАЭ, или же напрямую между Ираном и Израилем. 

Фактор Украины: на бочке с порохом и нефтью

Российско-украинское напряжение также добавляет “бычьих настроений” на энергетических биржах. Возможное вторжение РФ в Украину потенциально может привести к перебоям с поставками энергоносителей в Европу. Например, аналитики Citigroup считают, что премия за риск в нынешних котировках составляет не менее 5 долл/барр, в Commerzbank накинули все 10 долл/барр. В JP Morgan спрогнозировали, что в случае военного конфликта цена нефти может подскочить до 150 долл/барр. При этом негативный резонанс накроет всю мировую экономику. Если стоимость нефти достигнет указанной отметки, то темпы роста ВВП в мире в первой половине 2022 г. могут сократиться до 0,9% (вместо ожидаемых 4,1%), а инфляция вырастет на 7,2% (вместо ожидаемых 3%). «Потрясения на рынке нефти в прошлом не раз вызывали цикличный спад в экономике», – отмечают в JP Morgan. С похожим прогнозом выступил в январе и Международный валютный фонд. МВФ видит, что геополитические риски на границе Украины и России могут перерасти в экономические риски для всего мира. Так что у западных стран есть и материальные резоны, чтобы попытаться урезонить Владимира Путина.

Согласно исследованию S&P Global Platts, около половины российского экспорта нефти из России сегодня направляется в Европу, соответственно нефтеперерабатывающая отрасль таких стран как Германия, Польша, Словакия, Чехия, Венгрия чувствует себя особенно уязвимой в нынешней ситуации. Все они получают сырье по системе трубопроводов «Дружба», южная ветка которых проходит через Украину, а северная через Беларусь. Правда, в 2014 г., когда война на Донбассе пребывала в самой острой фазе, нефтяной транзит практически не пострадал. Однако никто не берется уверенно утверждать, насколько высоко поднимется градус конфликта в 2022-м.

По украинской экономике дорогие нефть и газ и без того уже нанесли ощутимый удар. На днях Национальный банк пересмотрел прогноз инфляции в сторону увеличения – до 7,7% на конец 2022 г. Хотя, например, в государственном бюджете заложен показатель 6,2%. “Мировые цены на энергоносители будут оставаться высокими дольше, чем ожидалось ранее, – объяснили корректировку в НБУ. – Сохраняется и большое ценовое давление со стороны стран – торговых партнеров Украины, в которых инфляция только приближается к пиковым значениям”.

Дорожающая нефть и девальвирующая гривня оказывают прямое давление на топливную розницу. Все без исключения участники рынка убеждены, что в феврале нефтепродукты на АЗС продолжат дорожать, а это в свою очередь отразится на себестоимости транспортных перевозок и через короткий временной лаг будет перенесено на цену других товаров и услуг, в т. ч. коммунальных. Даже Минэкономики Украины пришлось с этим смириться. 24 января оно опубликовало очередную регулировку средних цен на бензин и ДТ, в которой цифры выросли соответственно на 1,33 грн/л и на 1,68 грн/л. Это означает, что с учетом допустимых наценок стоимость топлива уже может превысить 34 грн/л, а ДТ – приближается к этой отметке. Вероятнее всего, следующий уровень средних цен будет еще выше. Так что эксперты спорят, дотянет ли в феврале литр бензина до 40 грн или все же нет.

Ярослав Ярош

Новини

3 Травня 2024

Польща має заборонити імпорт російської металопродукції через свої порти – експерт

Якщо акциз на пальне підвищують до європейського рівня, варто збільшити й зарплату – експерт

ArcelorMittal планує розширення компанії у Бразилії

Туреччина збільшила експорт арматури на 8,9%

Морські перевезення стимулюватимуть зростання експорту продукції ГМК – НБУ

Великий бізнес з початку 2024 року сплатив майже 160 млрд грн податків 

Україна і Британія починають реалізацію проєктів у сфері зелених інновацій в енергетиці

Nippon Steel знадобиться більше часу для завершення угоди з купівлі US Steel

КНДР відправила до росії балістичні ракети

Японські торгові доми очікують скорочення прибутків від металургійного бізнесу

Реальна собівартість електроенергії для населення становить 3,5 грн – Кучеренко

Міжнародна торгова палата закликала ЄС до діалогу щодо вуглецевого мита

Польща за три місяці імпортувала 378,7 тис тонн сталі 

Уряд зобов’язав УЗ перерахувати 1,5 млрд грн до бюджету

АМПУ отримало нове лоцманське судно для портів на Дунаї

Німеччина у січні-лютому імпортувала 155 тис тонн сталі 

ВСІ НОВИНИ ⇢