Биофактор

Публікації

Производство и рынок биотоплива в Украине только начинают развиваться, но уже демонстрируют огромный потенциал.

В последнее время мировое производство биотоплива (из неископаемого органического сырья) развивалось стремительно. Первые коммерческие заводы появились не более 10 лет назад, а уже в 2005 году в Евросоюзе биологические виды топлива составляли 1,4% от всего объема производства топливных материалов. В текущем году эта доля должна достигнуть 5,75%. А к 2015 году та же Германия планирует полностью отказаться от ископаемых углеводородов как топливных материалов и перейти на биотопливо.

В США несколько лет назад принят специальный закон "О сельском хозяйстве", по которому создание биозаводов в стране является задачей национального масштаба, а госучреждения в своей работе должны максимально использовать биотопливо. Профильным производителям выделяют субсидии и налоговые льготы, также заявлено о том, что больше не будут строиться новые нефтезаводы. И уже сегодня примерно 30% всего производимого в США бензина содержит добавки биоэтанола. А к 2017 году потребление традиционных бензинов должно снизиться на 20% относительно показателей прошлого года. В СНГ первый завод топливного биоэтанола запущен в Казахстане в сентябре 2006 года.

Международная энергетическая ассоциация (IEA) прогнозирует, что к 2030 году мировой выпуск биотоплива увеличится до 150 млн тонн энергетического эквивалента нефти. Ежегодные темпы прироста производства после кризиса составят 7-9%. В результате доля биотоплива в общем объеме транспортного топлива достигнет 4-6% – не так уж мало.

Жидкие проблемы

В целом современное биотопливо можно разделить на биоэтанол (получаемый на спиртзаводах), биодизель (из рапса, подсолнечника, соломы), твердое топливо (из различных растительных отходов) и биогаз (продукт разложения органики). Так, в центре "Держзовнишинформ" (ДЗИ) отмечают: производство жидкого топлива (биоэтанола и биодизеля) в Украине развивается очень медленно из-за отсутствия реальной господдержки. Производители смогут рассчитывать на определенную рентабельность только тогда, когда будут законодательно утверждены нормы обязательных биотопливных добавок в традиционное автомобильное топливо.

Эксперт ДЗИ Виталий Постоленко подчеркнул: "С 1 января 2010 года вступил в силу Закон "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Украины относительно содействия производству и использованию биологических видов топлива". Теперь отечественные поставщики могут пользоваться налоговыми льготами (нулевая ставка) в случае импорта профильного оборудования". А глава ассоциации "Укрбиоэнерго" Григорий Калетник напомнил: "Закон, стимулирующий производство моторных бензинов с добавками биоэтанола (реформулированные бензины), формально действовал на украинском рынке уже в 2007 году, причем акциз на такие виды топлива был снижен с 60 до 30 евро/тонна. Также была установлена нулевая ставка акцизного сбора на топливный биоэтанол, производимый в стране". Но Кабмин Юлии Тимошенко не смог полноценно внедрить льготы и преференции для поставщиков биотоплива.

Далее, по словам В.Постоленко, "Кабмин утвердил госпрограмму повышения энергоэффективности на 2010-15 годы; ее приоритетные направления – уменьшение доли природного газа и нефтепродуктов в топливном балансе и замещение их другими видами энергоресурсов (в первую очередь полученными из возобновляемых источников энергии)". Наконец, в нынешнем году на заседании Совета министров энергетики стран ЕС Украина единогласно принята в Энергетическое сообщество Евросоюза. А это обязывает постепенно внедрять европейские топливные нормы и стандарты, в том числе и по развитию применения биотоплива.

Относительно биоэтанола директор компании BFM Group Андрей Стадник подтвердил: "Его отечественные производители сейчас сознательно рискуют, так как профильная законодательная база по-прежнему недоработана". "Тем не менее предприятие "Техинсервис" намерено уже в 2010 году запустить линию по изготовлению компонента моторного топлива под названием "Альтернативный" (КМТА), состоящего из 98% этанола", – сообщил коммерческий директор "Техинсервиса" Олег Король. Игроки топливного рынка уже проявили значительный интерес к данному виду топлива, поскольку КМТА – исключительно топливный этанол и не может использоваться в ликеро-водочном производстве.

А BFM Group после двухлетнего перерыва, совместно со стратегическим иностранным инвестором, вернулась к проекту строительства нового завода биоэтанола с годовой мощностью 100 тыс. тонн/год, используемое сырье – фуражная кукуруза.

От этанола до биодизеля

Кстати, нормы обязательных добавок биотоплива в традиционное моторное топливо могут быть приняты в Украине уже в ближайшее время. По информации В.Постоленко, соответствующий законопроект уже разрабатывает специальная рабочая группа в комитете Верховной Рады по вопросам топливно-энергетического комплекса. "Наиболее вероятно принятие закона о добавках биотоплива Е85 (85% этанола, получаемого из сельхозпродукции, остальное – октановый бензин-95), – сказал эксперт. – Сейчас идет согласование механизма производства биотоплива и льготных условий, которые государство предоставит нефтекомпаниям и спиртзаводам. В случае принятия закона нефтяные компании должны будут организовать сбыт нового топлива". Также отметим, что переход на топливо с таким высоким содержанием этанола (85%) подразумевает обязательную модернизацию автодвигателей.

В случае утверждения обязательной добавки внутренний рынок получит серьезный импульс. А вот экспортировать украинский этанол будет крайне сложно с учетом ожидаемого профицита данного продукта в мире в 2010 году. Ежегодный потенциал выпуска этанола на спиртзаводах Украины оценивается более чем в 200 тыс. тонн. Так, Гайсинский спиртзавод уже получил разрешение на производство биоэтанола из отходов сахарной свеклы. Модернизация производственных мощностей обошлась в 3,5 млн евро. Теперь предприятие сможет производить до 100 тыс. тонн биотоплива в год. А "Сахарный союз "Укррос" намерен инвестировать в создание подобных мощностей на Губинихском сахарном заводе (110 тыс. тонн/год биоэтанола из кукурузы) не менее 30 млн долл.

В целом, по информации ДЗИ, в Украине насчитывается около 70 спиртзаводов, и почти половина из них убыточны. В среднем мощности предприятий концерна "Укрспирт" используются на 51%, потому переориентация заводов на изготовление биобензина может не только уменьшить зависимость страны от импорта нефтепродуктов, но и повысить рентабельность производств.

Относительно биодизеля, по данным Г.Калетника, в стране уже построено несколько производств, в том числе одно из крупнейших – в Калуше (Ивано-Франковская обл.), где еще в 2007 году на территории химкомбината "Ориана" заработал завод с ежегодной мощностью 180 тыс. тонн. "Действительно, – подтвердил В.Постоленко, – в связи с интенсивным развитием мирового рынка биодизельного топлива на основе растительных масел объемы отечественного выпуска рапсовых семян (как сырья) значительно выросли". И хотя страна способна переработать весь объем рапса в биодизельное топливо, более 90% урожая экспортируется в ЕС в сыром виде. Одна из причин этого – изготовление биодизеля в Украине сегодня нерентабельно из-за высокой стоимости переработки рапсового эфира и цен на нефтепродукты, уточняют в ДЗИ. В то же время ужесточение требований к импорту рапса в Европу может стать стимулом для начала широкомасштабного украинского производства биодизельного топлива и для формирования внутреннего рынка. Кроме того, в марте вступил в действие госстандарт качества биодизеля ДСТУ 6081:2009 (аналог европейского EN 14214). Все эксперты сошлись во мнении: это однозначно важно для перспектив внутреннего рынка.

Твердый сегмент

Наиболее развито в Украине производство твердого биотоплива. "Сегодня работают более 200 отечественных производителей твердотопливных гранул (пеллет) и брикетов из различных видов сырья (древесная стружка/щепа, солома, лузга подсолнечника и шелуха риса)", – сказал В.Постоленко. А в связи с подписанием Киотского протокола топливные гранулы и брикеты в будущем могут стать лучшей альтернативой углю, дровам и природному газу.

Однако, отмечают в ДЗИ, внутреннее потребление данной продукции фактически отсутствует, так как  твердотопливные котлы дорогостоящи, из-за чего как промышленные, так и коммунальные предприятия неохотно заменяют старые газовые установки на твердотопливные. Реализуются лишь отдельные проекты: например, в Одесской области в школе-интернате установили мини-котельную на твердом биотопливе. Экспериментальная установка в общей сложности обогревает 1500 кв. м и, по предварительным подсчетам, экономит более 100 грн. в сутки.

Запорожский концерн "Городские тепловые сети" намерен осуществить частичный переход на альтернативное топливо в ближайшие 4 года. Планируется закрыть ряд нерентабельных котельных, модернизировать действующие и заменить более 3 км наиболее изношенных теплотрасс. Член постоянной комиссии Запорожского горсовета по вопросам жизнеобеспечения города Михаил Молчанов подтвердил, что новые котельные будут использовать в качестве топлива древесные отходы, топливные брикеты и гранулы, тепло канализационных стоков, вторичное тепло Запорожской АЭС, а также солнечную энергию. Общая стоимость проекта – более 330 млн грн., а срок окупаемости составляет около 6 лет.

Кроме того, компания Bio Technology Development инвестирует 12 млн грн. в строительство трех заводов по выпуску твердотопливных пеллет общей мощностью 7000 тонн в месяц, их запуск намечен на конец 2010 года.

А вот с экспортом, по словам специалистов, проблем почти нет, ведь внешний спрос очень высок и в разы превышает даже теоретический объем украинского производства твердого биотоплива. По имеющимся данным, некоторые иностранные компании готовы ежемесячно закупать в Украине до 100 тыс. тонн гранул из древесной стружки, тогда как в 2009 году основные изготовители гранул и брикетов в целом экспортировали всего 350 тыс. тонн готовой продукции (около 10% потенциально возможного объема производства в стране). При этом более 95% гранул и брикетов отгружается в ЕС по долгосрочным контрактам, поэтому средние цены сегодня фактически остаются неизменными, на уровне минувшего года.

В дальнейшем подорожание природного газа и коммунальных услуг будет все более сильным стимулом для внутреннего рынка твердого биотоплива. Например, коммунальщики рискуют получить массовые долги населения по оплате услуг, и единственным правильным выходом станет системная замена газовых котлов твердотопливными, что позволит сдерживать себестоимость.

В.Постоленко также отмечает, что в последнее время производители древесных гранул и брикетов в Украине испытывают серьезный дефицит сырья. Предприятия деревообрабатывающей отрасли переживают кризис, а совокупные объемы производства в 2009 году упали практически вдвое по сравнению с предыдущим годом. Еще один поставщик сырья, мебельная промышленность, также сильно сократил выпуск продукции (из-за активизации импорта). В более выгодном положении изготовители пеллет из лузги подсолнечника, так как маслоэкстракционные заводы заинтересованы в реализации своих отходов. Проблем с поставками соломы также не возникает, хотя гранулы из нее не столь востребованы для экспорта, как древесные.

Газовый вопрос

Наконец, производство биогаза в стране является одним из самых перспективных в области возобновляемых энергоресурсов. Ежегодно в Украине, по данным ДЗИ, накапливается более 10 млн тонн твердых бытовых отходов (ТБО), большая часть которых вывозится на полигоны и свалки. Именно эти отходы, находясь в частично анаэробных (безвоздушных) условиях, образуют метан, который можно собирать и использовать в энергетических целях. Отходы от работы животноводческих комплексов также хранятся на открытом воздухе и содержат значительное количество непереваренной органики. В анаэробных условиях такая органика распадается с выделением биогаза высокой калорийности (20-23 МДж/куб. м). Приблизительный ежегодный потенциал выпуска биогаза из отходов животноводства составляет более 750 тыс. тонн условного топлива.

"Неудивительно, – подтвердил В.Постоленко, – что сейчас украинские инвесторы реализуют ряд проектов по получению биогаза. Так, компания "Зорг Украина" приступила к проектированию двух биогазовых станций мощностью 1 МВт и 0,5 МВт по заказу латвийского поставщика альтернативных энерготехнологий, компании EcoGen SIA". В качестве сырья планируется использовать кукурузный силос и силос/зерно, а одной из основных проблем может стать обеспечение бесперебойного преобразования энергии биогаза в электроэнергию, ведь при хранении биологический газ расслаивается на метан и углекислый газ.

Компания "ТИС Эко" в минувшем феврале запустила системы сбора и утилизации биогаза на Приморском полигоне ТБО в Мариуполе. Произведено пробное сжигание биогаза на факеле, в дальнейшем планируется строительство ТЭС мощностью 1,2 МВт. Активно обсуждаются глобальные проекты по утилизации отходов и получению биогаза в Севастопольском и Луганском регионах. Тем более что принятый закон "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины в сфере обращения с отходами" обязывает предприятия сортировать и захоранивать отходы на специально оборудованных полигонах.

В общем, резюмируют в ДЗИ, потенциал отечественного производства биотоплива огромен, незначительно отстает и потенциал внутреннего рынка. Но в ближайшие годы отрасль останется экспортоориентированной, впрочем, как и многие другие перспективные производства.

Максим Полевой

МинПром

Новини

3 Травня 2024

Якщо акциз на пальне підвищують до європейського рівня, варто збільшити й зарплату – експерт

ArcelorMittal планує розширення компанії у Бразилії

Туреччина збільшила експорт арматури на 8,9%

Морські перевезення стимулюватимуть зростання експорту продукції ГМК – НБУ

Великий бізнес з початку 2024 року сплатив майже 160 млрд грн податків 

Україна і Британія починають реалізацію проєктів у сфері зелених інновацій в енергетиці

Nippon Steel знадобиться більше часу для завершення угоди з купівлі US Steel

КНДР відправила до росії балістичні ракети

Японські торгові доми очікують скорочення прибутків від металургійного бізнесу

Реальна собівартість електроенергії для населення становить 3,5 грн – Кучеренко

Міжнародна торгова палата закликала ЄС до діалогу щодо вуглецевого мита

Польща за три місяці імпортувала 378,7 тис тонн сталі 

Уряд зобов’язав УЗ перерахувати 1,5 млрд грн до бюджету

АМПУ отримало нове лоцманське судно для портів на Дунаї

Німеччина у січні-лютому імпортувала 155 тис тонн сталі 

Ferrexpo скоротила викиди вуглецю на 32%

ВСІ НОВИНИ ⇢