Медведев поехал считать потери

Точка зору

По стопам президента Виктора Ющенко, который посетил Брюссель 26-27 января, в главный город объединенной Европы отправился зампредправления «Газпрома», глава «Газпромэкспорта» Александр Медведев

Его заявления можно считать подтверждением выводов некоторых экспертов о том, что украинско-российский газовый конфликт лишь перешел из стадии обострения на более спокойный этап.

После встречи с еврокомиссаром по энергетике Андрисом Пибалгсом, Александр Медведев сказал, что «Газпром» надеется урегулировать все вопросы, связанные с возмещением убытков европейским партнерам после газового кризиса, без судебных разбирательств. Ранее представители российской газовой монополии грозились подать в суд, чтобы возместить убытки, которые понесла компания и ее контрагенты якобы по вине Украины. Теперь же, по словам господина Медведева, «Газпром» оценил потери европейской экономики как сравнительно небольшие, которые «Газпром» легко может погасить в долгосрочной перспективе с использованием существующих механизмов сотрудничества.

Но не исключено, что убытки европейской экономики будут переадресованы НАК «Нефтегаз Украины». Тем более, что договоренности, подписанные компаниями на 2009-2019 гг., содержат множество правовых маневров, которые делают уязвимыми обе стороны.

«Импортный контракт убыточен для «Нефтегаза», а транзитный — для «Газпрома»,— сказал «і» директор East European Gas Analysis Михаил Корчемкин. «Газпром» заявляет о необходимости сокращения транзита газа через Украину, но в то же время обязуется сохранить его на уровне 97% от среднего за 2000-2007 гг. «Статья 3.1 контракта об объемах и условиях транзита газа через территорию Украины на период 2009-2019 гг. устанавливает минимальный объем транзита на уровне 110 млрд. куб. м в год. Согласно статье 10.1, в случае невыполнения условий контракта, каждая из сторон обязана возместить другой стороне доказанные убытки, причиненные таким невыполнением. Простое сравнение Генеральной схемы развития газовой отрасли РФ и данного соглашения показывает, что «Газпром» не в состоянии выполнить транзитный контракт при полной загрузке всех обходных газопроводов»,— отмечает Михаил Корчемкин.

В таблице приведены экспортные потоки, отвечающие максимальному прогнозу «Газпрома» (Генсхема), и потоки более реалистичного сценария, предполагающего экспорт российского газа на постоянном уровне 195 млрд. куб. м в год. В таблице рассматривается 2019 г., когда по плану «Газпрома» газопроводы Nord Stream и South Stream должны работать в полную силу при действующем транзитном контракте с «Нефтегазом».

«При полностью загруженных обходных маршрутах «Газпром» должен будет ежегодно выплачивать не менее $1,3 млрд. для возмещения убытков «Нефтегазу». Чем меньшими будут объемы экспорта в Европу, тем большими будут штрафы за невыполнение транзитного контракта»,— констатирует Михаил Корчемкин. По его словам, эта нестыковка показывает, что «Газпром» либо не планирует строительство «Южного потока», либо собирается разорвать транзитное соглашение с Украиной еще до начала строительства: «Разорвать контракт можно многими способами. Один из них заключается в получении контроля над транзитными газопроводами Украины. С другой стороны, на составление контрактов «Газпрому» и «Нефтегазу» была отпущена всего одна ночь. Работники «Газпрома» могли просто не заметить противоречий между контрактом и официальными планами монополии».

Но пока «Газпром» не намерен отказываться от планов по строительству газопроводов в обход Украины. По словам Александра Медведева, РАО планирует увеличить мощность «Южного потока» на 16 млрд. куб. м — до 47 млрд. куб. м. На планы «Газпрома» по строительству «Южного потока», как уже писали «і», может повлиять Украина, поскольку маршрут этого газопровода проходит через ее континентальный шельф в Черном море. Согласно ст. 79 Конвенции ООН по морскому праву, «определение трассы для прокладки трубопроводов на континентальном шельфе осуществляется с согласия прибрежного государства».

Новини

3 Травня 2024

Польща має заборонити імпорт російської металопродукції через свої порти – експерт

Якщо акциз на пальне підвищують до європейського рівня, варто збільшити й зарплату – експерт

ArcelorMittal планує розширення компанії у Бразилії

Туреччина збільшила експорт арматури на 8,9%

Морські перевезення стимулюватимуть зростання експорту продукції ГМК – НБУ

Великий бізнес з початку 2024 року сплатив майже 160 млрд грн податків 

Україна і Британія починають реалізацію проєктів у сфері зелених інновацій в енергетиці

Nippon Steel знадобиться більше часу для завершення угоди з купівлі US Steel

КНДР відправила до росії балістичні ракети

Японські торгові доми очікують скорочення прибутків від металургійного бізнесу

Реальна собівартість електроенергії для населення становить 3,5 грн – Кучеренко

Міжнародна торгова палата закликала ЄС до діалогу щодо вуглецевого мита

Польща за три місяці імпортувала 378,7 тис тонн сталі 

Уряд зобов’язав УЗ перерахувати 1,5 млрд грн до бюджету

АМПУ отримало нове лоцманське судно для портів на Дунаї

Німеччина у січні-лютому імпортувала 155 тис тонн сталі 

ВСІ НОВИНИ ⇢