Испытанный проект

Публікації

В середине января в Интерпайпе объявили о проведении горячих испытаний на электрометаллургическом комплексе "Днепросталь". Последний, как ожидается, будет запущен в промышленную эксплуатацию уже этой весной. Таким образом, через 5 лет после анонсирования проекта и примерно за 700 млн долл. компания Виктора Пинчука сумеет выполнить давнюю стратегическую задачу, замкнув вертикальную интеграцию своего трубно-колесного бизнеса.

Инвестиционный проект по строительству Днепростали был анонсирован еще зимой 2007 года, когда в компании Интерпайп подписали соответствующее соглашение с представителями известного производителя металлургических агрегатов, итальянской фирмой Danieli. Договором предусматривалось, что за 610 млн долл. и в течение 26 месяцев (иными словами, к середине 2009 года) итальянцы сдадут "под ключ" группе В.Пинчука современное электросталеплавильное предприятие. После чего планировалось вывести из эксплуатации мартеновские мощности Нижнеднепровского трубопрокатного завода, принадлежащего Интерпайпу. На последних в докризисный период ежегодно выплавлялось около 750 тыс. тонн стали скрап-процессом. Это привносило свои негативы как с точки зрения экономики предприятия (повышенный расход материалов и энергоресурсов), так и воздействия на окружающую среду.

В состав проанонсированного тогда нового меткомплекса должны были войти: электродуговая печь, установки для внепечной обработки и вакуумирования стали и две машины непрерывного литья заготовок диаметром от 150 до 470 мм. Годовая мощность данного производства проектировалась на 1,32 млн тонн стальной заготовки, подавляющую часть которой предполагалось использовать в качестве сырья на трубных и колесных активах Интерпайпа.

Но итоговый результат по этому бизнес-проекту выходит несколько иным. Его основные технологические параметры, конечно, выдержаны. Но вот сроки исполнения превысили изначально предполагаемые более чем в два раза, а затраты по инвестпроекту выросли до 700 млн долл.

Первое немало объясняется тем, что в разгар работ по строительству Днепростали случился экономический кризис. В той ситуации свои модернизационные мероприятия предпочли свернуть практически все игроки отрасли, и Интерпайп исключением не стал. Позитивно то, что с прояснением ситуации в металлургическом секторе здесь решили возобновить строительство завода. Особенно активно стройка велась в 2011, и в конце минувшего октября на предприятии провели холодные испытания оборудования.

Второй момент связан с расширением первоначальной инвестпрограммы за счет включения в нее дополнительных активов. Для нового сталеплавильного комплекса, в частности, решили построить подстанцию и кабельную линию электропередач. Систему внешнего энергоснабжения комплекса сдали в эксплуатацию в ноябре 2011 года. Собственная подстанция, кстати, позволяет предприятию претендовать на 1 класс промышленного энергопотребления с более низкими тарифами на электричество.

Не лучшим образом на реализацию проекта со строительством комплекса влияла и напряженная ситуация с финансами материнской компании. В прошедшие несколько лет Интерпайпу не раз приходилось сталкиваться с трудностями по этому направлению. Дело даже доходило до ограниченного дефолта компании в связи с невыплатами по ее евробондам. Но к завершению 2011 в компании преодолели и эту проблему. И заявили о достижении окончательной договоренности с кредиторами по реструктуризации долга в 887 млн долл. на срок до 2017 года.

Примечательно, что в соответствующем пресс-релизе по данному событию особо подчеркивалось: завершение реструктуризации кредитного портфеля позволит компании сфокусироваться на введении в строй Днепростали. Отдельно акцентировалось, что в рамках достигнутой договоренности по реструктуризации банки предоставляют Интерпайпу дополнительное финансирование в размере 136 млн долл. на реализацию инвестиционной программы. А это, мол, позволяет "уверенно подойти к запуску нового завода".

Начало же текущего года, как видим, ознаменовалось для электросталеплавильного комплекса уже горячими испытаниями всей линейки его технологических агрегатов, в ходе чего были получены пробные 100 тонн заготовки. Во время этих испытаний на заводе сообщили, что электросталеплавильный комплекс планируется ввести в "официальную" эксплуатацию после I квартала 2012 года. Причем до конца нынешнего года на предприятии намерены выпустить около 700 тыс. тонн стальной заготовки.

Ожидаемый стратегический эффект от завершения проекта обозначил в одном из последних пресс-релизов Интерпайпа генеральный директор компании Александр Киричко: "Введение в эксплуатацию нового производства позволит компании уменьшить зависимость от внешних поставщиков – обеспечить себя на 80% стальной заготовкой собственного производства для бесшовных труб и на 100% для железнодорожных колес. С запуском Днепростали компания завершит формирование вертикально интегрированной структуры: от заготовки и переработки металлолома через выплавку стали и производство труб и железнодорожных колес до обслуживания клиентов на ключевых рынках".

Комментируя эти планы, аналитик ИК Dragon Capital Александр Макаров соглашается с оценкой объемов производства нового меткомплекса в нынешнем году. В то же время он подчеркивает: "В 2012 завод на проектную мощность (в пересчете на среднесуточный показатель производства – прим. автора) вряд ли выйдет. Вернее, в процессе приемки от Danieli завод будет работать две недели на полную мощность. Но после передачи его украинскому менеджменту ожидается снижение уровня производства в следующие месяцы с постепенным наращиванием к завершению года".

Старший аналитик ИГ "Арт Капитал" Дмитрий Ленда более осторожен в предположениях о показателях производства Днепростали по итогам 2012. А свои прогнозы он увязывает, прежде всего, с возможностями группы "Интерпайп" в сфере заготовки лома черных металлов как основного технологического сырья для нового электрометаллургического завода. "В 2010 втормет Интерпайпа собрал около 600 тыс. тонн металлолома. Это количество позволяет выпустить около 500-550 тыс. тонн стали. Поэтому можно предположить, что вследствие ограниченных возможностей по сбору лома по итогам 2012, а также того обстоятельства, что суммарное время работы предприятия в 2012 существенно не превысит 6 месяцев, выпуск продукции на Днепростали в текущем году вряд ли будет большим, чем 550-650 тыс. тонн", – говорит эксперт. И добавляет, что себестоимость выплавки стали на этом заводе в нынешнем году может составить 525-575 долл./тонн.

Но, похоже, руководство Интерпайпа вполне осознает вероятные риски сырьевого обеспечения своего нового метпроизводства. Во всяком случае, в компании активно развивают ломозаготовительное направление бизнеса, где центром приложения усилий выступает днепропетровский "Втормет". В прошлом месяце на этом предприятии были введены в эксплуатацию два новых участка по переработке лома с пресс-ножницами и перегружателями.

Помимо оснащения новой техникой существующих площадок в Днепропетровске и Луганске (запланированный объем инвестиций – 8,5 млн долл.), программа развития металлоломного бизнеса Интерпайпа предусматривает также расширение собственной заготовительной сети в промышленных областях Украины. Данная стратегия позволяет и представителям группы, и некоторым аналитикам прогнозировать стабильность в обеспечении Днепростали основными сырьевыми материалами. "Вряд ли стоит говорить о каких-то существенных перебоях с поставками металлолома на завод. Ожидаю, что его обеспечение будет на нормальном уровне", – уверен А.Макаров.

А вот Д.Ленда полагает, что если в текущем году наряду с Днепросталью будет введена в эксплуатацию и первая очередь электрометаллургического производства на Донецкстали – МЗ (входит в бизнес-группу предпринимателя Виктора Нусенкиса), проблемы с внутриотраслевым обеспечением по лому черных металлов вполне вероятны: "Общая плановая потребность в этом виде сырья для обоих предприятий в 2012 превышает показатель общеукраинского его экспорта в 2011 (оценочно – 790 тыс. тонн), который может выступать неплохим преиндикатором для нынешнего года. Значит, в Украине возможна нехватка этого материала к завершению 2012". Хотя аналитик и оговаривает, что такой дефицит может быть покрыт за счет поставок металлолома из РФ (российский экспорт этого материала в минувшем году составил 5,5 млн тонн), и отчасти – вследствие наращивания темпов внутриукраинской его заготовки.

Справедливым, впрочем, является и то утверждение, что ситуация с обеспечением ломом новых электросталеплавильных производств страны во многом зависит от состояния мировых стальных рынков. В случае усугубления негативных трендов на них естественным образом сократятся объемы производства и в экспортоориентированной черной металлургии Украины. При таком развитии событий фактор потенциальной нехватки металлолома как сырья для наших метпредприятий, включая и Днепросталь, будет существенно (а то и полностью) нивелирован.

В целом же, историю создания компанией "Интерпайп" собственного электросталеплавильного производства можно отнести к одному из тех примеров, когда проект стараются реализовать любыми силами. Невзирая на объективные общекризисные негативы и субъективные затруднения инвестора в финансовой сфере.

Сергей Кукин

МинПром

Новини

3 Травня 2024

Польща має заборонити імпорт російської металопродукції через свої порти – експерт

Якщо акциз на пальне підвищують до європейського рівня, варто збільшити й зарплату – експерт

ArcelorMittal планує розширення компанії у Бразилії

Туреччина збільшила експорт арматури на 8,9%

Морські перевезення стимулюватимуть зростання експорту продукції ГМК – НБУ

Великий бізнес з початку 2024 року сплатив майже 160 млрд грн податків 

Україна і Британія починають реалізацію проєктів у сфері зелених інновацій в енергетиці

Nippon Steel знадобиться більше часу для завершення угоди з купівлі US Steel

КНДР відправила до росії балістичні ракети

Японські торгові доми очікують скорочення прибутків від металургійного бізнесу

Реальна собівартість електроенергії для населення становить 3,5 грн – Кучеренко

Міжнародна торгова палата закликала ЄС до діалогу щодо вуглецевого мита

Польща за три місяці імпортувала 378,7 тис тонн сталі 

Уряд зобов’язав УЗ перерахувати 1,5 млрд грн до бюджету

АМПУ отримало нове лоцманське судно для портів на Дунаї

Німеччина у січні-лютому імпортувала 155 тис тонн сталі 

ВСІ НОВИНИ ⇢