Быть или не быть земельной реформе

Публікації

Земельная реформа является одним из последних камней преткновения власти и общества. И вот на днях Верховная Рада капитулировала: Владимир Литвин заявил, что на текущей сессии парламент не будет рассматривать законопроект о рынке земли, так как украинское общество еще не готово его воспринять.

Объяснение такому решению напрашивается одно – депутаты начинают готовиться к парламентским выборам в октябре 2012 года. По словам спикера, закон, скорее всего, не будет принят на текущей, 10 сессии (7 февраля – 6 июля). А следующая, 11 сессия откроется 4 сентября аккурат в разгар предвыборной кампании, и тогда парламентское большинство наверняка не захочет понижать свои рейтинги непопулярной реформой. В то же время глава фракции Партии регионов Александр Ефремов заверяет, что принятие закона о рынке сельхозземель затягивается исключительно из-за его окончательной неготовности: "Я бы не связывал принятие закона о рынке земель с выборами. Это совершенно другая история. Земля – основной ресурс государства. И очень важно принять такой закон, благодаря которому земля стала бы ресурсом для развития нашего государства".

Сейчас законопроект находится в юридическом управлении Рады, потом замечания юруправления должен рассмотреть профильный комитет ВР. Соответственно, депутаты до сих пор не получили на ознакомление текст документа. При этом в околопарламентских кругах ходят различные слухи: от того, что принятие документа отложится на неопределенное время, до того, что он все-таки будет принят, но ветирован Президентом.

Напомним, что 9 декабря Верховная Рада приняла в первом чтении законопроект о рынке земли, которым предлагается определить правовые и экономические основы организации и функционирования рынка земель и порядок продажи и аренды земельных участков на торгах. Документ устанавливает целый ряд ограничений на продажу земли.

"Нет" иностранцам

Во-первых, покупать землю сельхозназначения смогут исключительно граждане Украины. Как заявил ранее автор законопроекта, председатель комитета Верховной Рады по вопросам аграрной политики и земельных отношений Григорий Калетник, в документе перекрыты всевозможные лазейки, позволяющие иностранцам завладеть землей. Более того, по его словам, в ходе заседания комитета 10 января была прописана норма, согласно которой в случае, если у гражданина Украины, который приобрел землю, в это время имелся иностранный паспорт, то немедленно, в судебном порядке земля будет отчуждена без копейки компенсации.

Однако полный запрет покупки земли иностранными гражданами может привести к снижению спроса и, в результате, к сохранению низких цен на землю. Такая норма тоже будет сдерживать инвестирование в сельское хозяйство, в то время, когда это крайне необходимо для повышения его производительности. Бывший директор Всемирного банка в Украине, Беларуси и Молдове Мартин Райзер убежден, что эти ограничения сложно воплотить на практике, и они не в интересах нынешних собственников земли. "Преобладающее право на покупку земли государством не обеспечивает защиту. Вместо этого появляется риск, что земельная реформа в Украине может, как это ни парадоксально, привести к ренационализации фермерских земель, что прямо противоположно намерениям", – подчеркивал экономист.

В то же время координатор проекта "Агроэффективность" Украинского клуба аграрного бизнеса Роман Сластен не видит большой проблемы в таком запрете. По его словам, иностранцы особо не рвутся покупать украинскую землю, так как есть высокие риски по производству и по тому, сможет ли земля вернуть средства, потраченные на ее покупку. Кроме того, многие пайщики, у которых сейчас арендуют земли иностранцы, довольны таким положением вещей, потому что последние платят им большую арендную плату, нежели до этого украинские производители – руководители ссельхозпредприятий. "Здесь ситуативный подход. Думаю, что иностранцам стоит ограничить вход на украинский рынок земли, но, возможно, частично все-таки необходимо рассматривать их как участников рынка", – подчеркнул эксперт.

Лимит на землю

Во-вторых, законопроектом предусмотрено введение максимальной площади земель сельскохозяйственного назначения, которые могут находиться в собственности одного физического лица – не более 100 га независимо от места их расположения. Таким образом, по сравнению с первоначальным вариантом документа, предложенным Кабмином летом 2011 года, допустимый максимум сокращен в 20 раз – с 2100 га. Кроме того, ограничена максимальная площадь аренды с/х земель – в размере 6000 га на территории одного района и не более 10% площади с/х земель на территории области и 100 тыс. га – в пределах Украины.

Подобные ограничения призваны не допустить обезземеливания крестьян в нынешней ситуации, когда все идет к тому, что все земли и сельское хозяйство страны будут контролироваться десятком агрохолдингов. Но такой жесткий лимит может "убить на корню" конкурентоспособность украинского сельского хозяйства. Собственник, обрабатывающий 100 га земли, вряд ли будет иметь с них достаточно денег на покупку новой техники и оборудования для повышения эффективности своей работы.

При этом эксперты МинПрома обращают внимание на отсутствие экономических обоснований подобного ограничения. "Откуда взялась цифра в 100 га, были ли проведены экономические расчеты, которые показали бы, что такой уровень позволяет вести с/х производство в нормальном прибыльном режиме? С нашей точки зрения, было бы более правильно ограничить на уровне 2100 га, что в принципе соответствует нынешнему размеру с/х предприятий", – отметил Р.Сластен.

Однако более важным для рынка является ограничение в аренде с/х земель, по той простой причине, что сейчас арендовать земли в Украине дешевле, чем покупать. Что касается ограничения аренды земель в одном районе – многие компании уже пересекли границу в 6000 га и поэтому могут оказаться за бортом. Причем такие компании являются лидерами агропромышленного сектора: внедряют новые технологии, применяют высокопроизводительную технику, достигают максимальной урожайности.

"Если мы отсечем эти компании, то при таких объемах будет сложно выживать не только компаниям, которые производят зерно, но и тем, что ориентированы на производство и переработку сахарной свеклы. Потому что для среднего сахарного завода (а зачастую они сами производят для себя сырье – сахарную свеклу), нужно около 30 тыс. га земель в районе 15-20 км вокруг завода. Это означает, что если такой завод будет находиться в одном районном центре, то шансов обеспечить себя сырьем он не будет иметь", – пояснил эксперт Украинского клуба аграрного бизнеса. По его мнению, также нет смысла отказаться от аренды и раздать эти земли фермерам – последние пока не смогут возделывать их эффективно из-за нехватки опыта и технологий. Как следствие, такая норма закона может оказаться плачевной для всего аграрного сектора.

Угроза монополии

В-третьих, законопроектом, принятым в декабре, предусматривалось создание государственного оператора под управлением Государственного земельного агентства, который бы контролировал сделки купли-продажи и аренды государственной и коммунальной земли, а также проведение земельных торгов. Это нововведение вызвало наибольшее количество критических комментариев, так как, объединяя полномочия Госземагентства и нового органа, фактически порождало абсолютного "земельного" монополиста, а вместе с ним – широкое поле для коррупции.

Против этой нормы выступило и Главное научно-экспертное управление Верховной Рады Украины. "Считаем нецелесообразным, как это предлагается в проекте, в систему органов исполнительной власти, которым предоставляются полномочия по распоряжению землями государственной собственности, включать центральный орган исполнительной власти по вопросам земельных ресурсов", – говорится в выводе управления.

Видимо, под влиянием общественности, в комитете по вопросам аграрной политики и земельных отношений осознали, что "перегнули палку". И уже в январе Г.Калетник сообщил, что в ходе подготовки законопроекта ко второму чтению на заседании комитета было принято решение о снятии нормы о государственном операторе. "И мы будем просить Верховную Раду согласиться с мнением комитета о том, что оператора необходимо исключить", – добавил он.

В то же время законопроектом предусматривается создание Государственного земельного банка, цель которого – кредитование предприятий АПК по ставке, превышающей учетную ставку Национального банка Украины не более чем на 5%. На сегодня ставка НБУ составляет 7,75%, следовательно, Земельный банк будет кредитовать агропромышленные предприятия под 12,75%, что не так уж и мало.

При этом он будет иметь монопольное положение на рынке, владея исключительным правом брать землю в залог под кредиты. В УКАБ считают, что право брать землю в заставу должны иметь и другие банки. "Если другие коммерческие банки будут справляться с этим хуже, чем государственный, то пусть работает госбанк. Конкурентная среда должна показать, кто лучше может обеспечивать такие условия по займу под залог земли", – убежден Р.Сластен.

Также существуют замечания касательно того, как Земельный банк должен определять заявки. Сейчас законопроект позволяет ЗБ самостоятельно решать, как рассматривать заявки, а это автоматически открывает путь для определенных коррупционных схем. Соответственно, чтобы не допустить коррупции, ЗБ нужно обязать рассматривать эти заявки в порядке очередности их поступления.

Исходя из вышесказанного, получается, что Земельный банк может фактически иметь землю в своей собственности, что в принципе всем банкам запрещено. К тому же непонятно, откуда ЗБ будет брать средства, кто будет его финансировать и кто будет им руководить. То есть снова вырисовывается непрозрачная структура, с монопольным положением на рынке.

В целом, в законопроекте о рынке земель достаточно спорных моментов, требующих обсуждения, и уже по его итогам должно быть принято решение, согласованное всеми сторонами: государством, аграрным бизнесом и владельцами земли, для которых закон в первую очередь и разрабатывается. В противном  случае земельная реформа рискует стать новым "Налоговым кодексом" для властей – вызвать новые акции протеста и создать еще один информповод для спекуляций со стороны оппозиции.

Александра Кривуля

МинПром

Новини

3 Травня 2024

Польща має заборонити імпорт російської металопродукції через свої порти – експерт

Якщо акциз на пальне підвищують до європейського рівня, варто збільшити й зарплату – експерт

ArcelorMittal планує розширення компанії у Бразилії

Туреччина збільшила експорт арматури на 8,9%

Морські перевезення стимулюватимуть зростання експорту продукції ГМК – НБУ

Великий бізнес з початку 2024 року сплатив майже 160 млрд грн податків 

Україна і Британія починають реалізацію проєктів у сфері зелених інновацій в енергетиці

Nippon Steel знадобиться більше часу для завершення угоди з купівлі US Steel

КНДР відправила до росії балістичні ракети

Японські торгові доми очікують скорочення прибутків від металургійного бізнесу

Реальна собівартість електроенергії для населення становить 3,5 грн – Кучеренко

Міжнародна торгова палата закликала ЄС до діалогу щодо вуглецевого мита

Польща за три місяці імпортувала 378,7 тис тонн сталі 

Уряд зобов’язав УЗ перерахувати 1,5 млрд грн до бюджету

АМПУ отримало нове лоцманське судно для портів на Дунаї

Німеччина у січні-лютому імпортувала 155 тис тонн сталі 

ВСІ НОВИНИ ⇢