Кто спасет Белоруссию от экономических санкций

Точка зору

Международные санкции обычно считаются мерой показушной и малоэффективной, не способной оказать серьезного влияния на власти страны, против которой применяются. Но санкции, который ввели ЕС и США против Белоруссии, видимо, оказались достаточно болезненны. Потому что не успели Россия, Казахстан и Белоруссия объявить о создании Евразийской экономической комиссии, которая должна отвечать за интеграцию трех государств, как Минск тут же обратился туда с просьбой помочь добиться отмены антибелорусских санкций. Сейчас в рамках этих санкций въезд в ЕС запрещен 200 белорусским чиновникам, ответственным, по мнению европейцев, за нарушения прав человека. Санкции были введены в январе 2011 года в ответ на жесткое подавление акции протеста оппозиции, не согласной с итогами президентских выборов 19 декабря 2010 года. Тогда было арестовано около тысячи человек, в том числе семь из девяти альтернативных кандидатов в президенты. Два экс-кандидата (Николай Статкевич и Андрей Санников), а также несколько активистов оппозиции были осуждены на длительные сроки заключения (до 6 лет) и сейчас сидят в тюрьме.

В конце февраля ЕС планирует расширить список невъездных белорусов еще на 135 человек. А это уже национальное бедствие. Ведь это не уборщицы, а люди, занимающие высокие государственные должности и руководящие крупными компаниями, которые должны заниматься развитием своих структур. Помимо запрета на въезд в ЕС, санкции включают в себя замораживание активов не только белорусских чиновников, но и компаний, связанных с правительством страны.

По неофициальным данным, одного из самых богатых бизнесменов Белоруссии Владимира Пефтиева это так достало, что он предложил $1 млн тому, кто добьется исключения его фамилии из «черного списка». ЕС летом 2011 года ввел санкции в отношении трех компаний, подконтрольных Пефтиеву: ЗАО «Белтехэкспорт» (занимается экспортом вооружений), ЗАО «Спорт-пари» (президентский спортивный клуб, возглавляемый сыном главы Белоруссии Дмитрием Лукашенко), ЧУП «БТ Телекоммуникации» (инвестиционная и инновационная деятельность, недвижимость и строительство). В «черном списке» бизнесмен фигурирует в качестве «главного экономического советника президента Лукашенко и ключевого финансового спонсора режима». Журнал Forbes в 2010 году назвал Владимира Пефтиева самым богатым белорусом, оценив его состояние в $1 млрд.

Власти США в 2011 г. тоже закрыли въезд для ряда белорусских чиновников и запретили американским компаниям сотрудничать с некоторыми белорусскими предприятиями, входящими в концерн «Белнефтехим». Кроме того, американские банки, если обнаружат у себя активы данных предприятий, должны их тут же заморозить. Но американские санкции, в отличие от европейских, особых неудобств Минску не доставляют – на торговлю с США приходится менее 1% белорусского товарооборота.

Белорусский вице-премьер Сергей Румас, которого сделали главным по борьбе с санкциями, подает большие надежды и выделяется на фоне серой массы минских руководителей своим либеральным подходом и адекватным восприятием действительности. Его попытки добиться отмены санкций через интеграционные структуры похвальны, но, к сожалению, обречены на провал. Максимум, чего получится добиться от союзных России и Казахстана, – резолюции с призывом отменить санкции, но не более того.

Россия и Казахстан не будут лоббировать отмену антибелорусских санкций уже хотя бы потому, что никакого корыстного интереса от этого они не получат. Да и подходящих инструментов для решения этого вопроса у них нет. Открывать для Белоруссии двери в Европу Россия тем более не будет.

Консолидированной позиции в рамках тройки (Россия, Беларусь, Казахстан) по большинству вопросов вообще не существует. Например, несмотря на многочисленные заявления высокопоставленных чиновников о синхронном вступлении в ВТО участников Таможенного союза, Россия провела самостоятельные успешные переговоры, оставив в стороне и Казахстан, и Белоруссию. Еще один пример отсутствия единой политики стран-участниц – переговоры о безвизовом режиме с ЕС и США. Каждая страна здесь проводит свои переговоры, и дальше всех в этом вопросе продвинулась РФ.

Вице-премьер Сергей Румас обратился не по адресу. Ключик к отмене экономических санкций находится не в Москве, не в Вашингтоне и не в Брюсселе, а в Минске. Главная проблема, из-за которой эти санкции и вводились, – это наличие в Белоруссии политических заключенных. Хотя на практике эти люди не представляют никакой угрозы белорусскому режиму.

Тут, с одной стороны, месть, с другой – предмет торга с Западом. Политзаключенных после президентских выборов 2006 года белорусские власти держали до поры до времени и в нужный момент обменяли на диалог с Европой и даже добились присоединения Белоруссии к аморфному Восточному партнерству. Но добиваться успеха с помощью одной и той же уловки много раз подряд невозможно. В ЕС уже поняли, что вести диалог с белорусским режимом бессмысленно и невозможно из-за его полной недоговороспособности.

Очевидно, что экономические и иные санкции не приведут к смене режима в Белоруссии, который получает финансовую поддержку Москвы. На ужесточение экономических санкций ЕС не пойдет, потому что это ударит также по его собственной экономике. Не всей, конечно, но Литва, Латвия, Польша это почувствуют. К тому же, более жесткие экономические санкции могут привести к еще большей изоляции республики и перекосу ее в сторону Москвы.

С другой стороны, совершенно непонятно, чего ради Минску тянуть с освобождением политзаключенных. Ведь репутационные, экономические и политические потери от санкций для Белоруссии только растут. Например, в 2009 году, во время короткого потепления отношений с Западом, Белоруссия добилась права принять у себя Чемпионат мира по хоккею 2014 г. Но теперь соревнования под угрозой срыва.

В начале 2012 г. Вашингтон уже призвал не проводить чемпионат мира по хоккею в Минске в 2014 г. Того же мнения придерживаются все больше европейских политиков. Международная федерация хоккея уже отреагировала на подобные заявления: на ближайшем Конгрессе МФХЛ, который состоится в мае 2012 г., любая из стран-членов может поставить вопрос о целесообразности проведения игр в Белоруссии в 2014 г. Даже если чемпионат не перенесут, то многие хоккейные державы (США, Канада, Чехия и др.) могут его бойкотировать.

Поэтому белорусскому вице-премьеру стоит направить свою просьбу не в Евразийскую комиссию, а совсем по другому адресу. И потребовать всего-навсего освобождения политических заключенных в Белоруссии. Ведь никто не ждет от Минска чудес либерализации – просто элементарных вещей в области соблюдения прав человека. Без этого о каких-либо инвестициях, модернизации и развитии говорить бессмысленно.

Дмитрий Болкунец

Новини

3 Травня 2024

Польща має заборонити імпорт російської металопродукції через свої порти – експерт

Якщо акциз на пальне підвищують до європейського рівня, варто збільшити й зарплату – експерт

ArcelorMittal планує розширення компанії у Бразилії

Туреччина збільшила експорт арматури на 8,9%

Морські перевезення стимулюватимуть зростання експорту продукції ГМК – НБУ

Великий бізнес з початку 2024 року сплатив майже 160 млрд грн податків 

Україна і Британія починають реалізацію проєктів у сфері зелених інновацій в енергетиці

Nippon Steel знадобиться більше часу для завершення угоди з купівлі US Steel

КНДР відправила до росії балістичні ракети

Японські торгові доми очікують скорочення прибутків від металургійного бізнесу

Реальна собівартість електроенергії для населення становить 3,5 грн – Кучеренко

Міжнародна торгова палата закликала ЄС до діалогу щодо вуглецевого мита

Польща за три місяці імпортувала 378,7 тис тонн сталі 

Уряд зобов’язав УЗ перерахувати 1,5 млрд грн до бюджету

АМПУ отримало нове лоцманське судно для портів на Дунаї

Німеччина у січні-лютому імпортувала 155 тис тонн сталі 

ВСІ НОВИНИ ⇢