Подробнее Запомнить город


Без нас не поплывут

09.01.14
размер текста:

После московской встречи президентов стало известно, что Россия может разместить в Украине заказ на суда-газовозы. Ранее подобные проекты оставались лишь на словах, но этот может стать исключением, так как в нем кровно заинтересован "Газпром". Да и в целом отечественные верфи могут стать принципиально важным звеном кораблестроительных программ РФ.

Одним из объявленных результатов московских президентских договоренностей стали возможные заказы для верфей Украины. По словам вице-премьера Юрия Бойко, речь идет о строительстве судов-газовозов для разработки арктического шельфа на предварительную общую сумму 4 млрд долл. в период до 2020 года. Ранее гендиректор "Смарт-холдинга" Алексей Пертин сообщал о планах получить судостроительные заказы из России, в частности, на строительство траулеров и газовозов. "Это могут быть и газовозы, и траулеры. Россия остается для нас самым важным рынком. Даже ширина доков на наших судостроительных заводах привязана к ширине шлюзов Волго-Донского канала и других постсоветских водных артерий", – заявлял он.

Газовый вопрос

Эксперты подчеркивают: данный проект может способствовать тому, что отечественные корабелы наконец-то восстановят полноценное производство готовых судов. В 1980 годах на украинских мощностях выпускалось примерно 40% всей гражданской судостроительной продукции СССР, в т.ч. все советские корабли дедвейтом свыше 100 тыс. тонн. Республика специализировалась на крупнотоннажных транспортниках, лихтеровозах, многоцелевых ледоколах. В последние же годы в макси-сегменте в лучшем случае изготавливались судовые корпуса для дальнейшей доработки за рубежом.

Интерес россиян к газовозам действительно связан с перспективными шельфовыми запасами углеводородов, суммарный потенциал которых составляет около 100 млрд тонн условного топлива (80% – газ). Основные проекты – это "Сахалин-2" и "Сахалин-3" в Охотском море (Дальний Восток), Штокмановское месторождение в Баренцевом море, Приразломное и Долгинское месторождения в Печорском море, а также Каменномысские залежи в акватории Обской и Тазовской губ. Их освоение позволит "Газпрому" к 2030 году ежегодно добывать на шельфе более 200 млрд куб. м газа и 10 млн тонн нефти.

Газовозы предназначены для сжиженного природного газа (СПГ), а РФ хочет значительно укрепить свои позиции на этом рынке, в т.ч. построить несколько профильных предприятий. Кроме того, морская газотранспортировка дешевле сухопутной. Газовый танкер может загружаться газом непосредственно на морской добывающей платформе с помощью собственных компрессоров, а разгружаться прямо в газотранспортную систему потребителя. Сегодня крупнейшими производителями таких судов являются верфи Японии и Южной Кореи – Mitsui, Mitsubishi, Kawasaki, Daewoo, Hyundai, Samsung. И корейцы занимают более чем две трети рынка. Современные модели серий Q-Flex и Q-Max способны единовременно перевозить до 266 тыс. куб. м СПГ. Нетрудно догадаться, что "Газпром" очень заинтересован в создании у себя подобного флота.

Да и в целом тема судостроительного сотрудничества с Кремлем не нова. В частности, в 2010-2011 годах российская Объединенная судостроительная корпорация (ОСК) активно муссировала вопрос СП с Киевом. Экс-президент ОСК, а ныне советник главы "Роснефти" и куратор ее шельфовых проектов Роман Троценко, комментарий которого получил МинПром, отмечает, что данный вопрос прорабатывался с концерном "Укроборонпром", однако затем все затихло. "Предполагалось СП на паритетной основе. Для России интереснее всего ЧСЗ, завод имени 61 коммунара, а также производитель турбин для ВМФ – "Зоря-Машпроект". В отличие от авиации, в этой сфере проектные мощности остались у нас, а в Украине – конечная сборка и компоненты. Поэтому можно создать взаимодополнение и строить корабли ІІ и ІІІ ранга, а также патрульные, а не только газовозы. Обычно первое судно серии строится 3,5-4 года", – говорит специалист.

Зависят от Украины

В 2009-2010 годах "Газпром" уже хотел заказать первые свои четыре газотанкера у федеральных Выборгского СЗ и у "Северной верфи" (Санкт-Петербург), однако затем проект заглох. Аналитики связывают это с тем, что и в РФ судостроение остается в кризисе. Корабелы страны тоже строят в основном корпуса, которые затем поставляют на Запад. Директор Центра интеграционных исследований Евразийского банка развития Евгений Винокуров сообщает, что в Федерации отсутствуют полноценные мощности по выпуску морских гражданских транспортников. И в то же время именно этот класс наиболее востребован российскими заказчиками. По оценке экономиста, все судоспусковые сооружения страны морально и физически устарели. Так, самый молодой из крупных судозаводов, Выборгский, был основан в 1947 году. Наклонные стапели предприятий обеспечивают спуск судов дедвейтом всего до 70 тыс. тонн.

При этом разрушение кооперационных связей в рамках СССР привело к необходимости импорта значительной части комплектующих, которые сегодня составляют до 55-60% стоимости судна ввиду затрат на ввозные сборы, сетует эксперт. По его информации, верфи РФ зависят от таких украинских смежников, как "Экватор" (вентиляция, кондиционирование), "Зоря-Машпроект" (силовые установки), Харьковский электромеханический и Львовский приборостроительный заводы (электрооборудование), Азовская кабельная компания (кабельно-проводниковая продукция), СЭЛМА (сварочное оборудование) и др.

"Так, НПКГ "Зоря-Машпроект" остается крупнейшим в СНГ разработчиком и изготовителем газотурбинных двигателей, ГТД, для военных, торговых и пассажирских судов, а также для газоперекачивающих агрегатов и электростанций. Конкурентом тут теоретически может быть НПО "Сатурн" (г. Рыбинск) – единственное в России предприятие с опытом и технологиями создания морских ГТД и агрегатов (ГТА) на их основе. На это НПО возложена задача в качестве головного разработчика и производителя организовать импортозамещающий выпуск корабельных ГТА нового поколения мощностью 4-40 МВт, однако у него недостаточно мощностей для серийного изготовления установок, способных обеспечить совокупные потребности флота и ТЭК. При этом в ближайшие несколько лет "Сатурн" будет загружен производством авиадвигателей. Первый наш морской ГТД марки М75 РУ еще очень далек от серии, тогда как продукция "Зори-Машпроект" хорошо известна на международном рынке", – говорит Е.Винокуров.

Еще одна область, где россияне весьма зависят от украинцев, – судовое вентиляционное и климат-оборудование, поставки которого практически монополизировал завод "Экватор". Все суда, построенные в СССР, укомплектованы климатической техникой именно этого предприятия, которое остается ее поставщиком в РФ и сегодня. По оценке Е.Винокурова, в своем сегменте на рынке стран Единого экономического пространства (ЕЭП) у завода нет серьезных конкурентов, его продукция прочно встроена в технологическую цепочку почти всех крупных верфей, и кооперация с ним будет только расширяться.

Подсесть на российский заказ

Примеры можно продолжать, констатируют рыночные операторы. Но Москве интересна не просто кооперация, а системное долгосрочное использование мощностей в Украине, полагает президент ассоциации "Укрсудпром" Виктор Лисицкий. Поэтому федеральные компании могут стать не только заказчиком, но и инвестором для того же ЧСЗ, обладающего уникальной технологической базой строительства кораблей дедвейтом до 120 тыс. тонн, которая отсутствует в России. Такая база будет особенно нужна, если Кремль включит в госпрограмму вооружений авианосцы. "Сооружение такой площадки с нуля, которое изучает ОСК, обойдется минимум в 30-35 млрд руб. и займет несколько лет. При этом Бугский лиман, где расположен ЧСЗ, обладает уникальными глубинными характеристиками, которые невозможно воспроизвести при строительстве СЗ на российской территории. А также удобно расположен относительно черноморского и средиземноморского бассейна", – подчеркивает специалист.

Аналитики считают, что отечественные мощности будут все более востребованы с учетом программ Кремля по возрождению кораблестроения. Так, в 2012 году принята госпрограмма развития отрасли на период до 2030 года объемом более 1,3 трлн руб. (около 40 млрд долл. по современному курсу), в т.ч. свыше 600 млрд руб. по гражданским проектам. К 2030 году планируется увеличить выпуск "мирных" судов почти в 5 раз в денежном выражении, а долю гражданского судостроения России на мировом рынке – с нынешних 2% до 10% в стоимостном эквиваленте и с 0,5% до 2% в натуральном.

И если под эту программу удастся привлечь украинские СЗ, то озвученные заказы способны стать началом масштабной загрузки верфей нашей страны и их выхода на современные технологические уровни. Тем более что кораблестроители РФ в любом случае остаются зависимыми от кооперации с Украиной.

Максим Полевой

МинПром

... ...
 


Комментарии
комментариев: 11

...
Новости партнеров


Статьи
16.06.21, Василий Январев
Недавняя пролонгация пошлины на металлолом не сдержала его массовый экспорт из Украины. Уже летом металлурги могут столкнуться с дефицитом лома и останавливать сталеплавильные мощности, если власти страны не примут дополнительных мер защиты своих производителей.
28.05.21, Ярослав Ярош
22 мая российское трубоукладочное баржа "Фортуна" вошла в немецкие территориальные воды, чтобы протянуть по дну Балтики последние 28 км второй очереди газопровода "Северный поток". Исходя из средней скорости работы судна (460 м/сутки), можно ожидать, что где-то к середине лета СП-2 будет полностью проложен. Не стоит питать иллюзий: остановить его постройку уже не получится. Украине надо думать над тем, как минимизировать последствия.
12.05.21, Ярослав Ярош
29 апреля президент Владимир Зеленский подписал закон, снимающий ограничения на продажу объектов большой приватизации в период пандемии. 1 мая закон вступил в силу. Фонд госимущества намерен заработать на этой распродаже 12 млрд грн в текущем году и провести первые аукционы уже летом. Но ожидания и реальность совпадают нечасто. Украинский опыт большой приватизации доказывал это не раз.
23.04.21, Ярослав Ярош
В середине апреля Лакшми Миттал, глава глобального стального холдинга АrcelorMittal, лично приехал в Киев. По итогам визита был подписан меморандум о так называемом "стальном миллиарде". Согласно документу, комбинат "АrcelorMittal Кривой Рог" инвестирует 1 млрд долл. в проекты, направленные на экологизацию своего металлургического цикла. Раньше бывало, что из офиса АМКР звучали декларации и о более крупных суммах. Но эта хотя бы написана пером.
05.04.21, Василий Январев
В декабре 2020 года у Часовоярского огнеупорного комбината сменился собственник – им стал крупнейший в Украине производитель и экспортер глины группа компаний VESCO. О том, что даст компании эта покупка, влиянии коронакризиса на рынок глины, инвестициях в производство и планах на будущее, а также о том, как из глины, добываемой в разных карьерах, сделать продукт премиум-класса в интервью МинПрому рассказал генеральный директор VESCO Евгений Цымарман.
25.03.21, Ярослав Ярош
10 марта Европарламент большинством голосов поддержал резолюции о введении на всей территории ЕС механизма таможенной углеродной корректировки (Carbon Border Adjustment Mechanism). Выражаясь более понятно, речь идет о дополнительном налогообложении товаров, производство которых сопряжено с выбросами углеводорода в атмосферу. Ожидаемо новый налог сильнее всего ударит по импорту в ЕС из третьих стран. И Украина наряду с Китаем и Россией находится в самой высокой группе риска.
15.03.21, Ярослав Ярош
В декабре прошлого года Украина возбудила антидемпинговое расследование относительно проката из углеродистой стали с покрытием происхождением из Китая. Окончательные результаты расследования ожидаются под занавес 2021-го. Но украинские производители не хотят еще целый год терпеть убытки из-за китайского импорта. Поэтому настаивают не введении предварительных антидемпинговых пошлин уже весной.
11.03.21, Василий Январев
Несмотря на беспрецедентно жесткие условия Антимонопольного комитета "Метинвест" приобрел крупнейшего украинского производителя коксующегося угля, что значительно усилит вертикальную интеграцию холдинга. В свою очередь предприятия Покровской угольной группы получат необходимые инвестиции для развития добычи, которые станут гарантией стабильной работы на несколько десятков лет. Для региона же стабильная работа и развитие Покровского означают рост занятости и увеличение поступлений в местный бюджет.
02.03.21, Василий Январев
1 марта в Верховной Раде зарегистрирован законопроект №5175 о продлении пошлины на экспорт металлолома еще на 5 лет. Именно об этом просили металлурги украинских законодателей еще в середине февраля. Ведь, пошлина будет действовать еще полгода, а ее непролонгация грозит крайне тяжелыми последствиями для отечественной металлургии в частности и экономики в целом.
19.02.21, Ярослав Ярош
Такого конца ушедшего года не прогнозировал никто. На фоне пандемии и спада деловой активности ценовые индикаторы на основные виды металлургического сырья, в т. ч. полуфабрикаты обновили исторические максимумы – кто за 5, 6 лет, а кто и за 10. Украинские экспортеры вовремя сориентировались в ситуации и поймали дополнительную маржу. С трепетом надеясь, что и в 2021 г. удастся ковать железо, не отходя от кассы.


Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!