Мечтания и метания Минэнергоугля

Публікації

Новые планы Министерства энергетики и угольной промышленности Украины так же далеки от реальности, как и мечтания известного литературного персонажа, проводившего время в размышлениях, как лучше обустроить Россию. Это означает, что стратегическая отрасль экономики продолжает благополучно тонуть в коррупционном болоте.

Нынешний министр Юрий Продан уже занимал эту должность в 2008-2010 годах. Тем не менее его возвращение вынуждает вспомнить известную поговорку о новой метле. Для начала Минэнергоугля при нем отказалось от идеи предшественников по замещению дефицитного природного газа в энергетическом балансе Украины за счет синтетического, получаемого из местного угля. С этой целью планировалось построить несколько заводов по газификации угля за счет китайских кредитов и с китайским оборудованием. 

Вроде бы как отличная инициатива. Во-первых, сейчас в результате очередной войны с "Газпромом" поставки российского ресурса прекращены на неопределенное время. Во-вторых, последние несколько лет угольные госпредприятия имеют постоянные проблемы со сбытом продукции. Но нет же! Первый заместитель министра Юрий Зюков, курирующий угольную отрасль, в конце мая сурово объявил, что считает данную затею бесперспективной. Не вдаваясь в более подробные объяснения, что именно натолкнуло его на такие выводы. Просто сказал – как отрезал. Не подкрепив расчетами и экспертными выкладками. 

Лишь уточнил, что 3,7 млрд долл., которые давали китайцы под данный проект, можно направить на другие цели. Опять же не сообщив, на какие именно. И до сих пор пояснений не прозвучало. Хотя да, мало ли куда можно деть такую сумму… Следующей новацией, о которой 8 июля сообщил замминистра Вадим Улида, стала разработка министерством очередной госпрограммы реформирования угольной промышленности Украины, теперь уже до 2020 года. Именно к этой дате теперь должно прекратиться субсидирование госшахт из бюджета ввиду их тотальной приватизации. Правильное решение, никто не спорит. 

Вот только предыдущая госпрограмма предусматривала, что уже в 2014 у государства не останется шахт в управлении, а расходы на них полностью прекратятся с 2016 года. То есть сейчас под видом реформирования речь идет о банальной консервации существующей схемы, при которой большая часть выделяемых из бюджета средств расхищается. Это, кстати, признал сам премьер Арсений Яценюк. Выступая в Верховной Раде 27 марта, он отметил, что из 13 млрд грн. 10 млрд разворовывают и только 3 млрд поступают шахтерам. Впрочем, это не помешало ему и другим членам Кабинета министров 15 июля утвердить новую госпрограмму для углепрома.

Она предусматривает закрытие 46 госшахт до 2017 года, уточнила директор департамента рынка труда и занятости Министерства социальной политики Наталья Зинкевич. При этом безработными станут 22 тыс. шахтеров. Учитывая, что сейчас в Донецкой и Луганской областях уже официально числятся на учете в центрах занятости 265 тыс. человек, прирост на 10% не является критическим, хотя и не способствует снятию социальной напряженности. Но будет ли выполнена эта программа, большой вопрос. Ведь под закрытие и консервацию шахт тоже нужны деньги, а в украинском госбюджете при всех правительствах их почему-то никогда нет. Ввиду этого не стоит особо обольщаться и заверением Н.Зинкевич о том, что одновременно в рамках программы соцразвития на Донбассе будет создано 300 тыс. новых рабочих мест. 

Кроме того, вот уже не первый месяц в правительственных кругах ведутся разговоры об отмене зеленых тарифов на электроэнергию. Точнее, об их уменьшении. Дескать, слишком они высоки… Все верно, но ведь и в странах ЕС аналогичная ситуация. Производство энергии из альтернативных источников априори более затратно. Именно поэтому правительства европейских стран и субсидируют работу солнечных, ветровых и прочих электростанций. Тут уж надо выбирать: или дешевая электроэнергия с угольных ТЭС и АЭС в ущерб окружающей среде, или поддержание высоких экологических стандартов. Третьего не дано. 

Тем более что развитие альтернативной энергетики позволяет уменьшить использование природного газа. И тем самым сократить зависимость от российских поставок. В общем-то именно поэтому ранее и было принято решение развивать строительство солнечных и ветровых электростанций в Украине. Именно для этого были установлены так называемые зеленые тарифы, позволяющие сделать такие проекты инвестиционно привлекательными. А что происходит теперь, что поменялось? Из официальных выступлений первых лиц государства следует, что энергонезависимость – по-прежнему наша главная цель. Как когда-то построение коммунистического общества. 

Тогда как с этим стыкуется возможный пересмотр зеленых тарифов? Стоит отметить, что даже сами разговоры на эту тему, когда они ведутся высокопоставленными правительственными чиновниками, наносят непоправимый ущерб государственным интересам. Будем откровенны: какой зарубежный инвестор захочет вкладывать средства в развитие украинской энергетики, если сегодня здесь действуют одни правила, а завтра курс меняется с точностью до наоборот? Данное обстоятельство представляется особенно актуальным ввиду еще одного сообщения В.Улиды – о планах министерства привлечь 200 млрд грн. на реконструкцию энергосистемы Украины до 2020 года.

Или 16,88 млрд долл. по нынешнему обменному курсу. Это практически равняется объему средств в рамках новой кредитной программы Международного валютного фонда для Украины. Кстати, кроме него, никто сейчас не решается давать в долг стране, на 9,2% территории которой идет полномасштабная война с бомбежками и артобстрелами городов. А выделяемые МВФ средства идут на финансирование текущих расходов власти: зарплаты в бюджетной сфере и социальные выплаты. Они хотя и мизерные, но и на них А.Яценюку негде денег взять – поступления в бюджет падают вместе с промпроизводством и ВВП. Ну, и на возврат предыдущих долгов тому же Фонду и другим кредиторам. 

В этой ситуации занять на западных рынках капитала даже под госгарантии – заведомо нереальная задача. Либо кредиторы загнут такую процентную ставку, что привлечение займа на инвестпроект становится совершенно бессмысленным. Знают ли об этом в Минэнергоугля Украины или там никто не в курсе происходящих в стране событий? И еще одно обстоятельство чиновники намеренно упускают из виду: даже если вдруг произойдет чудо и на отечественный ТЭК польется инвестиционный дождь изобилия, эти средства все равно никто не сможет съесть в таком объеме. 

В соответствии с планами ведомства получается, что в год надо освоить 40 млрд грн. Последние данные, которые пресс-служба Минэнергоугля выставила в открытый доступ, свидетельствуют, что за 2011 госпредприятиями ТЭК освоено 15,193 млрд грн., в том числе в энергетике – 5,623 млрд грн. Вряд ли после этого в 2012-2013 ситуация как-то поменялась к лучшему. То есть ТЭК Украины оказался бы в положении человека, которого долго морили голодом, довели до дистрофического состояния, а потом поставили перед ним таз, доверху наполненный деликатесами, и сказали: "Ешь до дна!". 

Глава Института энергетических исследований Дмитрий Марунич в комментарии МинПрому напомнил, что ранее у Минэнергоугля была Энергетическая стратегия до 2030 года, которая много критиковалась экспертами. "Акцент в документе делался на рост производства электроэнергии, а не на рационализации ее потребления, что особо актуально для Украины с учетом высоких энергозатрат в промышленности", – пояснил он. Д.Марунич также выразил мнение, что цифры, приведенные В.Улидой, требуют конкретизации. "В частности, не определены источники финансирования. Кроме того, замминистра ничего не сказал о необходимости развития сетевого хозяйства", – подчеркнул эксперт. 

Старший аналитик инвесткомпании Dragon Capital Денис Саква напомнил, что за все время независимости в Украине не построено и одного генерирующего энергоблока. Он уточнил, что строительство одного атомного энергоблока стоит 2-3 млрд долл., угольного блока мощностью 300 МВт – примерно 600 млн долл. "С этой точки зрения расчеты министерства о необходимых средствах вполне корректные. Но в нынешней ситуации вряд ли их смогут привлечь. Поэтому и далее у нас будут ограничиваться ремонтом существующих энергоблоков", – спрогнозировал эксперт.

Игорь Воронцов 

МинПром

Новини

3 Травня 2024

Польща має заборонити імпорт російської металопродукції через свої порти – експерт

Якщо акциз на пальне підвищують до європейського рівня, варто збільшити й зарплату – експерт

ArcelorMittal планує розширення компанії у Бразилії

Туреччина збільшила експорт арматури на 8,9%

Морські перевезення стимулюватимуть зростання експорту продукції ГМК – НБУ

Великий бізнес з початку 2024 року сплатив майже 160 млрд грн податків 

Україна і Британія починають реалізацію проєктів у сфері зелених інновацій в енергетиці

Nippon Steel знадобиться більше часу для завершення угоди з купівлі US Steel

КНДР відправила до росії балістичні ракети

Японські торгові доми очікують скорочення прибутків від металургійного бізнесу

Реальна собівартість електроенергії для населення становить 3,5 грн – Кучеренко

Міжнародна торгова палата закликала ЄС до діалогу щодо вуглецевого мита

Польща за три місяці імпортувала 378,7 тис тонн сталі 

Уряд зобов’язав УЗ перерахувати 1,5 млрд грн до бюджету

АМПУ отримало нове лоцманське судно для портів на Дунаї

Німеччина у січні-лютому імпортувала 155 тис тонн сталі 

ВСІ НОВИНИ ⇢