Нас полюбит NASA

Публікації

У Силиконовой долины в Калифорнии и аэрокосмической долины под Тулузой может появиться украинский клон с центром в Днепропетровске. Первые контуры проекта были очерчены на Международном аэрокосмическом форуме, прошедшем в конце сентября в Киеве. Если план выгорит, то зависимость от кооперации с Россией в космосе уменьшит не только Украина, но и Америка.

Долина грез

Наиболее активным промоутером идеи новой аэрокосмической долины сегодня является глава Американской торговой палаты в Украине Бернард Кейси. Выходец из Калифорнии, он увидел в нашей стране очень много сходства с родным штатом, в том числе и огромный, но недостаточно раскрытый аэрокосмический потенциал. По предварительным подсчетам палаты, эта отрасль способна работать с оборотами в 10 млрд долл. годовых и обеспечивать рабочими местами более 100 тыс. украинцев.

Американскую торговую палату Бернард Кейси возглавил совсем недавно – зимой текущего года. В то же время с украинской экономикой знаком не понаслышке, ведь до этого возглавлял американско-украинскую компанию UkrWindPower, занимающуюся ветроэнергетикой. С бизнесом сейчас возникли нюансы, поскольку ветростанции, построенные СП, находятся преимущественно в Крыму. Но понимание украинской специфики и наработанные связи в деловых и властных кругах делают из господина Кейси отличного лоббиста, в том числе и для транснациональных аэрокосмических компаний. Тем более что в своем послужном списке он имеет личный опыт работы в Силиконовой долине, а за период руководства в UkrWindPower сумел наладить тесные отношения с Южным машиностроительным заводом в Днепропетровске. Именно там по заказу СП производились элементы ветровых турбин. Вместе с тем, очевидно, что именно вокруг "Южмаша" должно формироваться ядро будущей долины.

Выступая 25 сентября на Международном аэрокосмическом форуме в Киеве, Бернард Кейси заявил, что аэрокосмическая отрасль Украины – одна из лучших в мире, и уже в первом квартале 2015 года американские компании инвестируют в совместные с Украиной проекты в этой сфере. "Речь пока идет о миллионах долларов, не о миллиардах", – уточнил он. По его мнению, у космического машиностроения есть все предпосылки, чтобы стать одной из двигательных сил украинской экономики. Ведь Украина входит в семерку стран мира, которые регулярно проводят космические запуски, и в девятку тех, кто строит собственные гражданские самолеты.

Ни Национальное космическое агентство, ни Министерство инфраструктуры и транспорта, с которыми наиболее активно общается по данному поводу Американская торговая палата, пока о старте создания аэрокосмической долины во всеуслышание не объявляли, но у днепропетровских властей проект нашел горячий отклик. "Этот объект должен стать весомой частью аэрокосмической системы Украины и мощным инновационным центром развития государства. И Днепропетровщина имеет ресурсы для его реализации, поэтому в рентабельности инвестиций мы не сомневаемся", – уверен глава Днепропетровского областного совета Евгений Удод. Он же несколько приоткрыл завесу и над структурой будущей долины. Она будет включать, в частности, технопарк, научно-исследовательский центр NASA Challenger, площадку для международных конференций, аэрокосмический музей.

Выстраивать все это хозяйство планируется в три этапа. На первом (2014-2015 годы) – предусмотрено создание упомянутого центра NASA Challenger, на втором (2015-2016 годы) – разработка стратегии украинской аэрокосмической долины, далее – создание технопарка и участие в коммерческих проектах. В целом к сотрудничеству с долиной предполагается привлечь до 100 украинских предприятий и научных организаций. Среди самых крупных – киевский заводы "Арсенал" и "Киевприбор", харьковские "Хартрон" и "Коммунар", ну, и, естественно, "Южмаш" и КБ "Южное", которые формируют ось всей инициативы.

Далеко, но дорого

Аэрокосмическая долина – это, безусловно, хороший инструмент для привлечения западных заказов. Но прежде, чем удочка начнет ловить рыбу, ее необходимо купить. По словам Сергея Войта, на три ближайших года программа развития "Южмаша" предусматривает 1,5-2 млрд грн. капиталовложений. Тогда как для создания аэрокосмической долины нужно и денег, и времени в разы больше. "Это вопрос далекого будущего. За два-три года ее создать нереально. Плюс на это необходимы большие финансовые затраты. У нас все есть, кроме денег", – так Сергей Войт прокомментировал проект в интервью информагентству "ЛигаБизнесИнформ".

Владимир Паславский, президент консалтинговой Providence Group, являющейся членом Аэрокосмической ассоциации Канады и принимавшей участие в сентябрьском аэрокосмическом форуме в Киеве, со своей стороны считает, что зарубежные инвесторы войдут в украинскую долину только после того, как увидят, что в нее вкладывает средства само государство. "Иностранные фирмы работают по принципу "Если вы сделаете – мы присоединимся, – сказал он МинПрому. – Это означает, что они не желают брать на себя все риски, а стараются разделить их с государством".

Другая возможная проблема, по мнению Владимира Паславского, в том, что громадные государственные предприятия не умеют работать в таком формате, как Силиконовая долина, развивающаяся по принципам креативного хаоса и творческого разрушения. На это указывает, между прочим, и опыт подобного кластера в российском Сколково. "Трудно представить, как украинские промышленные гиганты отчуждают целые свои подразделения, на базе которых впоследствии создаются фирмы-стартапы, – отмечает президент Providence Group. – А именно на конкуренции стартапов с крупным бизнесом строится жизнь Силиконовой долины".

Еще 8 мая текущего года глава Днепропетровской ОГА Игорь Коломойский и генеральный директор "Южмаша" Сергей Войт подписали меморандум о сотрудничестве, согласно которому исполнительная власть взяла на себя решение всех политических вопросов, касающихся работы предприятия, чтобы помочь заводу с удержанием старых контрактов и обретением новых. Правда, полностью сохранить старые контракты "Южмашу", как ни крути, не удастся, поскольку сейчас основным его заказчиком остается Россия. Сотрудничество с ней в военной сфере запрещено, работа в области мирного космоса продвигается значительно медленнее в условиях крайне напряженных отношений между странами. Сколько от этого теряет "Южмаш", в Днепропетровске не говорят, российские же источники называют цифру в 200 млн долл. Закрыть эту брешь за счет привлечения заказов на Западе – очень заманчиво. Но и очень непросто. Ведь украинцы в таком случае заходят на конкурентное поле тех же американских, французских аэрокосмических гигантов. Не говоря уже о технологических сложностях со стандартизацией, комплектующими, испытаниями.

Прощание с "Союзом"

Тем не менее одно из наиболее реальных направлений украинско-американского сотрудничества уже нарисовалось. Как сообщил гендиректор "Южмаша" Сергей Войт на сентябрьском аэрокосмическом форуме, он обратился к правительству США и NASA с предложением включить днепропетровский завод в программу по разработке ракет-носителей для доставки грузов на орбитальные космические станции. Сейчас международную космическую станцию обслуживают российские ракеты "Союз". Но американское космическое агентство уже решило отказаться от их услуг и планирует на 2017 год первый запуск собственного челнока. С этой целью оно уже заключило соответствующие контракты с компаниями Boeing и SpaceX общей стоимостью почти 7 млрд долл.

Сейчас за одного доставленного на борт станции пилота NASA платит России 70 млн долл. Но дело не только в этих деньгах, а и в стремлении США отправлять астронавтов в космос с собственной территории. Россию из числа надежных партнеров в Белом доме вычеркнули. Не исключено, что вскоре от услуг "Союзов" откажутся и страны ЕС. В августе два новых навигационных спутника "Галилео" Европейское космическое агентство выводило с помощью ракеты "Арман", а не посредством "Союзов", как прежде.

Днепропетровские "Южмаш" и КБ "Южное" в свое время были активно задействованы в разработке ракетоносителей "Союз". Но и американской программе "Космическое такси", как убежден Сергей Войт, они могли бы принести немалую пользу. По его мнению, днепропетровские космостроители имеют опыт работы с американской технической документацией и требованиями NASA, поэтому могут взять на себя разработку некоторых узлов, фрагментов ракетоносителей, ступеней, двигателей, корпусных деталей.

Председатель Национального космического агентства Юрий Алексеев также отмечает, что кооперация со США в сфере мирного космоса не является для Украины чем-то совершенно неизведанным, поскольку уже реализуются такие совместные проекты, как "Морской старт", "Наземный старт", "Антарес", миссия STS-87. По данным НКАУ, в текущем году украинские предприятия приняли участие в обеспечении 2 успешных пусков американского ракетоносителя "Антарес" и 1 пуска европейского ракетоносителя "Вега". До конца 2014 планируется запустить еще 1 "Антарес" и 2 "Веги", а также поставить заказчикам 2 первых ступени РН "Антарес" и 3 серийных маршевых двигателя четвертой ступени РН "Вега".

В то же время крупнейший космический проект с участием украинских машиностроителей – "Морской старт" – опять забуксовал. Обслуживающий его консорциум, в состав которого входят, кроме "Южмаша" и КБ "Южное", российская компания "Энергия", норвежская Kvaerner и американская Boeing, с августа 2014 на год приостановил пусковые миссии. Официальное объяснение – поиск путей минимизации издержек. Но, вполне вероятно, что и украинско-российский конфликт нанес свой отпечаток на "Морской старт". Тем более что позже появилась информация, что российскую долю в проекте может перекупить некая израильская компания.

Гипотетически Россия может выйти из состава "Морского старта", это – не самая большая потеря для каждой из сторон. Но оценить кумулятивный эффект от украинско-российского разрыва в ракетостроении пока не берутся окончательно ни в Киеве, ни в Москве. Российские заявления о том, что "Роскосмос" способен на 95% заменить все украинские комплектующие собственными, имеют примерно такую же ценность, как и надежды НКАУ компенсировать утрату за счет американских заказов.

Ярослав Ярош

МинПром

Новини

10 Жовтня 2024

ДМЗ за підсумками вересня виробив 1,98 тис. тонн прокату

Глобальні викиди CO2 від енергетики досягнуть піку цього року

Термінові потреби України на відновлення становлять $5 млрд 

Acerinox зупиняє завод в Іспанії через низький попит та втрату клієнтів

В Україні прискорилось зростання споживчіх цін

Японський експорт металобрухту продовжує скорочуватись

Україна підписала меморандум про співпрацю з Японською організацією зовнішньої торгівлі

Вперше в історії джерела з нульовим рівнем викидів вуглецю склали понад 40% електроенергії, виробленої у світі

В Україні зростає споживання електроенергії

Верховна Рада прийняла законопроєкт щодо збільшення податків

Німеччина не бачить причин для занепокоєння через можливе зупинення транзиту газу через Україну

SAIL та BHP підписали угоду щодо скорочення викидів вуглецю

Світовий банк прогнозує уповільнення економіки Китаю у 2025 році

Білоруський завод постачав до України добрива з РФ і Білорусі через компанію в ОАЕ

Транзит російської нафти через Україну зріс на 37% у вересні

Бразилія збільшує експорт залізної руди

ВСІ НОВИНИ ⇢