Почему Метинвест не может загрузить мариупольские заводы
ПублікаціїНаходящиеся менее чем в двадцати километрах от линии фронта мариупольские металлургические комбинаты группы Метинвест не могут выйти на 100% загрузку производственных мощностей. И причины этого не только военные – предприятия испытывают трудности с логистикой и острый дефицит оборотных средств. Но вместе с тем реализуют программы по модернизации.
До массированного обстрела Авдеевского коксохимического завода 23 мая производственные мощности мариупольских меткомбинатов – ММК им. Ильича и Азовстали – были загружены в среднем на 70%. Артиллерийский удар, в результате которого были перебиты все четыре высоковольтных ввода АКХЗ, привел к моментальному снижению производства на мариупольской промплощадке Метинвеста еще на 30% от существовавшей на тот момент загрузки. К счастью, эта проблема была решена относительно быстро – уже 26 мая три высоковольтных ввода были восстановлены, и на следующий день утренняя смена загрузила батареи в первом и втором коксовых цехах.
Тем не менее работа АКХЗ во фронтовых условиях (с начала конфликта на Донбассе на территории завода разорвалось около 280 снарядов) остается весьма нестабильной, что заставляет мариупольских металлургов диверсифицировать поставки кокса. "У нас есть план "Б" – покупка кокса на стороне и импорт кокса. Мы осуществляли это раньше: в прошлом году мы импортировали кокс из Китая, в этом году мы импортировали кокс из России", – сообщил генеральный директор Метинвеста Юрий Рыженков.
Впрочем, главным негативным фактором, влияющим на работу мариупольских металлургов, топ-менеджер называет проблемы с логистикой. "В результате разрушения железнодорожного полотна и неудовлетворительного состояния некоторых участков пути мы не можем полностью обеспечить свои комбинаты сырьем на 100% загрузку. Это первое, что нам нужно решать. Если мы хотим, чтоб экономика Украины заработала, нужно сфокусировано работать над восстановлением и улучшением железнодорожной инфраструктуры ", – говорит он.
Еще в августе прошлого года был запущен новый маршрут доставки железорудного сырья – морем из Бердянска в Мариуполь, что позволило улучшить снабжение мариупольских заводов. Но только за счет каботажных перевозок полностью прорвать транспортную полублокаду Мариуполя невозможно. Сегодня в первую очередь речь идет о низкой пропускной способности железнодорожной ветки Камыш-Заря – Волноваха и отсутствии видимых усилий Укрзализныци по решению этой проблемы. Более того, металлурги обращают внимание на неудовлетворительную работу железнодорожников в целом. В частности, гендиректор Азовстали Энвер Цкитишвили рассказал, что сегодня на весьма далеких от зоны АТО станциях простаивают 30 составов с грузами для меткомбината.
Еще одним фактором, который связывает руки метпроизводителям, является растущая задолженность государства по возмещению НДС. Как рассказал Ю.Рыженков, ежемесячно Метинвест должен получать от 0,7 до 1 млрд грн. возмещения НДС. На прошлой неделе удалось получить только его малую часть в размере 280 млн грн. А задолженность продолжает нарастать, как снежный ком. В частности, не было выплачено автоматическое возмещение НДС ММК им. Ильича, ЕМЗ и Запорожстали. Стоит отметить, что общая задолженность государства перед группой Метинвест по возмещению НДС превышает 3,5 млрд грн. "Это наши оборотные средства. Деньги нам взять сегодня неоткуда, поскольку международные рынки капитала для украинских компаний закрыты. Соответственно, где-то перекредитоваться, когда есть задержки НДС, мы не можем. То, что мы недополучаем, напрямую недополучают наши подрядчики. Ситуация подобна домино. Если есть остановка, то дальше идет цепная реакция, и пострадают все, в том числе и бюджет страны", – резюмировал Ю.Рыженков.
В свою очередь гендиректор ММК им. Ильича Юрий Зинченко, задолженность по возврату НДС перед которым достигает 1,5 млрд грн., обратил внимание на отсутствие диалога с Государственной фискальной службой. "Остается констатировать, что каких-то серьезных подвижек в нашем диалоге с ГФС и ее руководителем у нас не получается. Мы просим разъяснения, чтобы нам хотя бы рассказали, почему нас отключили от НДС, а в ответ мы пока серьезных аргументированных ответов не получаем", – отметил он, добавив что металлурги понимают проблемы государства и идут ему навстречу, но не видят ответных шагов.
Тем не менее, несмотря на все внутриукраинские проблемы, а также самые низкие за последние 10 лет цены на металлургическую продукцию, мариупольские предприятия Метинвеста продолжают работы по модернизации. В частности, Азовстали остался последний штрих для завершения начатых в июле прошлого года работ на ДП №4, общая сумма которых составила 92 млн долл. Годовая производительность реконструированной домны – 1,5 млн тонн чугуна, а установленная на ней система газоочистки позволяет достичь европейского норматива по выбросам – 30 мг на куб. м. Как отметил Э.Цкитишвили, в случае решения проблемы с доставкой сырья получить первую плавку чугуна на реконструированной домне можно будет менее чем через два месяца.
В свою очередь ММК им. Ильича начал реконструкцию аглофабрики, которая сегодня является главным загрязнителем воздуха в Мариуполе. 25 мая была остановлена агломашина №1, на которой в течение 30 дней будут установлены три циклона Hurriclone производства итальянской компании Termokimik Corporation. В целом до конца года планируется установить 9 циклонов и начать строительство сероочисток. Проект общей стоимостью в 220 млн долл. завершат в 2019 году, в результате его реализации выбросы пыли уменьшатся в 11 раз, а выбросы оксида серы – на 43%. Как рассказал Ю.Зинченко, проект реализуется с заделом на будущее и предусматривает возможность установки дополнительных фильтров в случае ужесточения экологических норм.
Реконструкция крупнейшей в Европе аглофабрики проходит на работающем производстве, поскольку она обеспечивает своей продукцией как ММК им. Ильича, так и соседнюю Азовсталь. Шеф-надзор за монтажом оборудования проводится при помощи видеокамер в режиме он-лайн. Как рассказал Ю.Зинченко, власти Италии запрещают своим гражданам посещать Мариуполь и специалисты Termokimik Corporation дистанционно контролируют работы, которые проводятся сотрудниками компании Метинвест-ПромСервис.
Также ММК. им. Ильича вывел из эксплуатации мартеновское производство и сосредоточился на развитии конвертерного. Последняя плавка в мартеновском цеху прошла несколько месяцев назад и сегодня ильичевцы проводят его демонтаж. Пригодное к эксплуатации оборудование цеха установят в других подразделениях, часть его планируется отправить на Запорожсталь, которая продолжает использовать данную технологию. Большая же часть конструкций отправится на металлолом, объем которого на предприятии оценивают в 40-50 тыс. тонн. Впрочем, объем данного сырья может быть и больше. Как рассказал Э.Цкитишвили, демонтаж мартеновского цеха Азовстали дал 60 тыс. тон лома, а Макеевского метзавода – 90 тыс. тонн. Компенсировать уменьшение сталеплавильных мощностей предприятие намерено за счет увеличения производительности конвертерного цеха. Сегодня его производительность составляет 3,6 млн тонн стали в год, но, как утверждает Ю.Зинченко, этот показатель может быть доведен до 4,2 млн тонн за счет более интенсивного использования действующего оборудования.
В планах ММК им. Ильича также строительство новой машины непрерывного литья заготовок стоимостью в 200 млн долл. и масштабная реконструкция стана 1700 с инвестициями порядка 360 млн долл. Однако к реализации этих программ Метинвест приступит после стабилизации экономической и политической ситуации в стране. "К сожалению, пока по новым проектам реконструкции нам говорить тяжело, потому что в той ситуации, в которой сегодня находится компания, сложно прогнозировать, какие будут денежные потоки. Рынки капитала сегодня для украинских компаний закрыты, поэтому будем идти по мере продвижения, смотреть, какие финансы нам доступны и, исходя из этого, планировать инвестиционную программу", – резюмировал гендиректор Метинвеста Ю.Рыженков.
Василий Январев
Підпишіться на Minprom у Telegram, щоб залишатися в курсі важливих новин
Відкрити Telegram