Остановить Велту
Публікації20 ноября компания "Велта" по предписанию Госгеонедр Украины приостановила все работы по добыче титанового сырья на Бирзуловском месторождении в Кировоградской области. Руководство "Велты" считает такой запрет настоящим подарком для своего единственного конкурента в стране – государственной Объединенной горно-химической компании (ОГХК).
Неудобный момент
"Злые" директивы Государственной службы по геологии и недрам увидели свет 18 ноября текущего года. В датированном этим числом приказе ведомство приостановило или аннулировало около полусотни спецразрешений на разработку и освоение недр. Еще больше недропользователей оказалось в подвешенном состоянии – им дали от 15 до 30 дней на устранение нарушений. Каток проверок перед тем прошелся по всем видам полезных ископаемых от углеводородов до щебня и питьевой воды.
В число пострадавших попали, например, и государственная ДК "Укргазвыдобування", и крупные частные газодобытчики – Полтавская газонефтяная компания, "Регал Петролиум". Представители последних убеждены, что в Госгеонедрах просто получили директиву собрать максимум средств в бюджет до конца года. Вот ведомство и выполняет установку самыми топорными методами, придираясь к каждой запятой в документах. Но на "Велте" полагают, что одно не мешает другому. С одной стороны, чиновники хотят денег за переоформление спецразрешений, но, с другой – конкуренты воспользовались ситуацией, чтобы вытолкать кировоградскую компанию на обочину рынка в самый неподходящий момент.
"Ноябрь-декабрь в титановой отрасли – это период подписания контрактов на весь следующий год. Мы теряем время. И теряем деньги", – рассказывает МинПрому генеральный директор "Велты" Андрей Бродский. По его словам, экономисты компании уже подсчитывают потенциальные убытки. Не исключено, что вскоре эти суммы будут фигурировать в исках против государственных инстанций. Исходя их нынешних цен на титановое сырье и объемов добычи на Бирзуловском месторождении, размеры недополученной прибыли могут измеряться несколькими миллионами долларов США.
Восставшие из пепла
До конфликта с Госгеонедрами "Велта" планировала в 2016 году произвести примерно 200 тыс. тонн ильменитового сырья. Это почти втрое больше, чем в текущем году. Серьезные надежды компания возлагала на восстановление мощностей, которые сгорели около года назад. Тогда огнем была уничтожена одна из двух фабрик, входящих в структуру предприятия. Причины возгорания до сих пор не установлены. "Мы только знаем, что это был поджег, – говорит Андрей Бродский. – И мы потеряли около 60% мощностей".
Полное восстановление фабрики №1 буквально из пепла намечалось на март 2016. Но теперь уже сроки под вопросом. Финансировать строительные работы не из чего, если не будет поступлений от продаж. Стоимость восстановления Андрей Бродский оценил в 120 млн грн., из которых уже освоено до 40%. Половину издержек покрывает страховка, остальное – собственные средства компании. На промплощадке фабрики уже полностью залит фундамент, установлена треть металлоконструкций, в декабре ожидается доставка винтовых сепараторов от компании Multotec. Не напрасны ли старания?
Андрей Бродский уверен, что свою лицензию "Велта" восстановит. Но время может быть упущено. "Сейчас конъюнктура на рынке ильменита просто отвратительная. Цены в 2-3 раза ниже, чем были 2 года назад, – говорит генеральный директор "Велты". – Поэтому борьба идет за каждого клиента. И по ряду потенциальных покупателей мы непосредственно пересекаемся с ОГХК".
Острый клиентодефицит
Третий крупный отечественный игрок в сегменте титановых руд – Group DF – остается над этой схваткой. Входящие в ее состав Междуреченский ГОК и "Валки-Ильменит" работают в основном на обеспечение своих же корпоративных собратьев – "Крымского титана", ЗТМК. В то же время и "Велта", и Объединенная горно-химическая компания в большой степени ориентированы на внешних потребителей. В частности, в структуре сбыта "Велты" около 55-60% продаж приходится на клиентов в Европе, более 20% – на Россию, 10% – на Китай и только 6-7% – на внутренний рынок. Похожую географию продаж показывает и ОГХК. По данным первого заместителя гендиректора компании Александра Гладушко, ее продукция реализуется в более чем 30 стран мира. Основные рынки сбыта – ЕС, Китай, Турция, США.
Правда, эффективность продаж у госкомпании заметно хуже, чем у частников. Как указывает ОГХК в ответе на запрос народного депутата Сергея Лещенко, в 2015 году она произвела 401 тыс. тонн продукции, из которых более половины (225 тыс. тонн) застряло на складах, то есть остаются непроданными. "На наших складах нереализованной продукции ноль", – подчеркивает Андрей Бродский. Возможно, в этом и загвоздка: уступая в рыночной мобильности кировоградским добытчикам, госкомпания не устояла перед искушением воспользоваться административным рычагом. Есть и еще один нюанс. Лицензионные площади, на которых работает ОГХК, близки к исчерпанию. Например, у Вольногорского ГОКа , входящего в состав компании, запасов осталось на 3-4 года рентабельной работы. Срок годности Бирзуловского и Лекаревского месторождений "Велты" существенно больше – свыше 20 лет. При этом участки уже изучены и обустроены, особенно, если речь о бирзуловских недрах, – приходи и добывай.
Претензии геологической службы к "Велте" сводятся, по сути, к тому, что ее вынуждают получить еще два разрешительных документа – на разработку дополнительно выявленных запасов и на размещение твердых отходов производства. Кировоградская компания со своей стороны пытается сейчас доказать то, что не удалось в диалоге с проверяющими. Правда, представители Госгеонедр судебные заседания просто игнорируют.
Неуравновешенные претензии
"Велта" утверждает, что требуемое от нее разрешение на отходы вообще упразднено решением Кабмина еще в 2014 году. Да и складируемых отходов, как таковых, на Бирзуловском месторождении нет. Все, что остается после добычи ильменита, – это промытый чистой водой песок. Он временно складируется в хвостохранилище, откуда либо идет на подсыпку дорог в Кировоградской области, либо возвращается в почву в процессе рекультивации. С новыми запасами – тоже казус. Сегодня компания получает ильменит из песковых пород, но на Бирзуловском месторождении ильменитовые руды выявлены и в коре выветривания – породе, имеющий несколько иной геологический состав. Чтобы разрабатывать ее, действительно нужно отдельное разрешение. Но "Велта" корой заниматься пока не намерена, поскольку не имеет для этого достаточно свободных средств. Поэтому стараться о новом документе пока не видит резона.
Ради справедливости стоит отметить, что Госгеонедр не обошла вниманием и Объединенную горно-химическую компанию. Нарушения выявлены на 5 участках Междуреченского месторождения (Житомирская область), где работает Иршанский ГОК, и на 3 участках Малышевского месторождения (Днепропетровская область) – территории Вольногорского ГОКа. Но их лицензии никто не блокировал. ОГХК, выражаясь футбольным языком, получила только желтую карточку. Компании дали 30 календарных дней на исправление ошибок. 30 дней – это фора, достаточная, чтобы застолбить лучшие позиции на экспортных направлениях.
О предвзятости действий госорганов, по мнению Андрея Бродского, свидетельствует и анализ списка собратьев по несчастью. В рудно-добывающем сегменте Госгеонедр остановила действие разрешений еще только на два титано-ильменитовых участка – один в Житомирской, один в Киевской области. "Но это и так мертвые проекты. Там даже будки не стоит, – отмечает Андрей Бродский. – И в то же время по формальным, юридически неграмотным, да и просто бессмысленным признакам закрывают компанию, которая реально работает, платит налоги и создает рабочие места". В стране и так наблюдается падение добычи ископаемых почти по всем пунктам. Наверное, нелогично вгонять в рецессию тех, кто еще пытается работать.
После прошлогоднего возврата Иршанского и Вольногорского комбинатов в лоно государства компания "Велта" претендует на место крупнейшего частного производителя титанового сырья в Украине. В случае полного восстановления сгоревшей фабрики ее номинальные мощности составят 300 тыс. тонн ильменита в год. Для сравнения: у Междуреченского ГОКа – примерно 200 тыс. тонн, у компании "Валки-Ильменит" – примерно 80 тыс. тонн. Еще 120 тыс. тонн к общей годовой добыче сможет добавить разработка Лекаревского месторождения, расположенного в 6 км от Бирзуловского. Но этот проект оценивается в 50 млн долл. В нынешней ситуации это вряд ли подъемная инвестиция для "Велты". Особенно после нынешнего инцидента, когда все вложенные ранее инвестиции по одному росчерку пера могут превратиться в таланты, закопанные в землю.
Ярослав Ярош
Підпишіться на Minprom у Telegram, щоб залишатися в курсі важливих новин
Відкрити Telegram