Подробнее Запомнить город


Уйти, чтобы вернуться?

03.12.15
размер текста:

Россия готовится усилить санкции против товаров из Украины, и их производители потеряют новые миллиарды экспортных долларов. Однако российские потребители заинтересованы во многих позициях украинского импорта и могут быстро восстановить закупки при политическом потеплении между странами.

Дифференциация направлений экспорта является важным условием экономической независимости любой страны. Однако значение имеет и объективно сложившаяся экспортная география. Так, можно по-разному относиться к СССР и России, но общее советское прошлое по-прежнему во многом определяет внешнеторговую ориентацию Украины на государства СНГ. Причина – не только многолетние хозяйственные связи, но и схожие запросы к продукции. Причем освоение современных международных стандартов качества типа ISO лишь частично повлияло на эту ситуацию. Ни для кого не секрет, что в странах СНГ большинство и промышленных потребителей, и домохозяйств ориентируются прежде всего на минимальную цену при допустимом качестве, тем более, в таких кризисных условиях, как сегодня. Собственно, это является ключевым фактором засилья на рынках Содружества дешевых товаров из Китая, зачастую сомнительного качества.

Переориентация в никуда

Исходя из вышесказанного, неудивительно, что главным рынком сбыта отечественных машин и оборудования было и остается постсоветское пространство и РФ как его крупнейший представитель. Состоянием на 2011-2012 годы доля Российской Федерации в украинском машиностроительном экспорте по некоторым видам товаров составляла до 70-75% в денежном выражении, говорит исполнительный директор Международного фонда Блейзера Олег Устенко. Например, в 2012 по "машиностроительному" разделу XVI УКТВЭД на нее пришлось 48,8% поставок, в 2013 – 47,6%. По разделу же XVIІ – транспортные средства – доля была еще больше: в 2012 – 56%, в 2013 – 60,7%.

А вот уже за 9 месяцев нынешнего года в первом из названных разделов поставки россиянам упали до 30,8% в общей структуре экспорта по разделу, или до 876,3 млн долл. в денежном выражении без учета Крыма и неподконтрольной части Донбасса, а во втором – до 31,7%, или до 121,5 млн долл. Неудивительно, что общий экспорт по разделу XVI в отчетный период обвалился на 35,5%, а по разделу XVIІ – и вовсе на 68,6%.

В этой связи эксперты отмечают: переориентация экспорта с России на другие направления с учетом слабости мировой экономики вызывает трудности даже по сырью и различным полуфабрикатам, а найти альтернативные рынки для машин и оборудования тем более сложно. "Глобальный экономический кризис еще далек от полноценного завершения и исчерпания, и в последние годы в мире только усиливался протекционизм внутренних рынков, их прикрытие от импорта. При этом все популярнее нетарифные барьеры, которые сложнее обойти – различные требования к качеству, к химсоставу, санитарные и фитосанитарные нормы", – констатирует специалист по экономической политике Виталий Кулик.

В такой обстановке утрата крупного традиционного рынка сбыта имеет катастрофические последствия для Украины, тем более что российским заказчикам шли существенные поставки почти по всем разделам УКТВЭД. Еще в 2013 доля этих заказчиков в отечественном товарном экспорте составляла 23,8%, а в этом году сократилась до 12,9%. И произошло это не путем перераспределения в пользу других направлений, а из-за резкого снижения поставок в РФ.

Украинозависимость

Тем не менее по результатам 2015 года украинский экспорт северо-восточным соседям даже по отдельно взятому разделу XVI явно превысит 1 млрд долл. И это несмотря на все конфликты и взаимные торговые запреты. Причина – в том, что федеральные предприятия продолжают зависеть от некоторых видов машиностроительной продукции из Украины. Одним из небезызвестных примеров являются насосы и компрессоры для нефтегазового сектора, которые или не производятся в России, или импортозамещение идет медленно. "На публику делаются громкие заявления о замещении наших поставок, но на деле это затратные и сложные проекты. В РФ нарастает экономический кризис, госфинансирование и инвестиции сворачиваются, и на таком фоне потребителям проще использовать уже знакомых поставщиков и оборудование", – говорит О.Устенко.

То же самое касается газотурбинных и других корабельных двигателей, а также судовой климат-техники, которые в Советском Союзе в значительной степени делались на верфях УССР. Вообще в 1980 годах на отечественных мощностях выпускалось примерно 40% гражданской судостроительной продукции Союза, в том числе все корабли дедвейтом свыше 100 тыс. тонн (см. также статью "Без нас не поплывут"). Россияне признают, что конфликт с Киевом тормозит их судостроительные программы. Так, летом об этом открыто заявлял российский вице-премьер Дмитрий Рогозин. В этой сфере, как и в остальных, есть планы импортозамещения, однако воплощаются они медленно и с перебоями, сообщают аналитики.

Не менее известна и зависимость Федерации от украинских вертолетных агрегатов, которые компания "Мотор Сич" делает для вертолетов семейств "Ми" и "Ка". Скажем, в 2011 году она заключила с холдингом "Вертолеты России" контракт на поставку двигателей на 1,5 млрд долл., и заказчик хочет снова продлить договор, вопреки всем политическим пертурбациям. Востребованы в РФ и локомотивы "Лугансктепловоза", оказавшегося на неподконтрольной Украине территории, как и Харцызский трубный завод – один из главных поставщиков труб большого диаметра в СНГ. Немалое значение для федерального рынка имеют и поставки металлопроката. Так, граничащие с Донбассом регионы во многом ориентированы на отечественный металл, и запуск местных мини-металлургических производств лишь отчасти ослабил эту ориентацию.

Там, за поворотом

Ситуация осложняется тем, что с Нового года будет полноценно запущена зона свободной торговли с Евросоюзом, и Москва настроена жестко наказать Киев за нежелание согласовывать с ней запуск этого формата. О возможных при этом заградительных санкциях речь шла еще в 2012-2013 годах, когда Украина только готовилась к ассоциации с ЕС. Сейчас нам грозит продовольственное эмбарго, но Кремль уже не первый год де-факто ведет борьбу с украинским экспортом (достаточно вспомнить "сырную войну"), и барьеры могут коснуться всех товарных групп, включая машиностроение. Сдерживающим фактором здесь выступает членство обеих сторон в ВТО, ограничивающее возможные санкции правилами этой организации.

Однако в любом случае экспорт в Россию вряд ли обнулится, полагает В.Кулик, поскольку она продолжит закупать перечисленные выше виды оборудования и другой продукции. По итогам 2015 товарные поставки россиянам рухнут по крайней мере в два раза, то есть до менее чем 5 млрд долл., а в следующем году могут опуститься до уровня в 3-3,5 млрд долл. Это будет примерный минимум, ниже которого уменьшение поставок будет негативно влиять не только на соответствующие производства в Украине, но и на их российские сбытовые рынки, провоцируя там рост цен и вообще "диктат продавца". Это хорошо заметно на примере Крыма, где почти полное исчезновение отечественных продуктов питания и других товаров уже в 2014 году привело к спекулятивному засилью дорогих аналогов из РФ.

Исходя из этого, экономисты напоминают, что потребители соседней страны на деле не заинтересованы в сужении товарного предложения на своем внутреннем рынке, которое уже происходит из-за санкций против украинских товаров. В последние 10-15 лет федеральные заказчики не раз выступали против ограничений на импорт той или иной продукции из Украины. Примеры есть и по продовольствию, и по прокату, трубам, и, конечно, по машинам и оборудованию. Если межгосударственные отношения хотя бы частично нормализуются, произойдет быстрое восстановление объемов отечественного экспорта в Россию, включая и машиностроительный.

Максим Полевой

МинПром

... ...
 


Комментарии
комментариев: 0

...
Новости партнеров


Статьи
12.10.20, Ярослав Ярош
В сентябре цены на железорудное сырье на глобальных рынках достигли своего шестилетнего максимума. В октябре они немного двинули вниз, но в первой декаде еще оставались в пределах 120 долл/тонну. Это на 30% с лишним выше, чем было в начале коронавирусного года. Никто тогда на ожидал столь стремительного подъема. Да и сейчас прогнозы относительно дальнейшего поведения котировок ЖРС разновекторные. Но больше экспертов склонны к тому, что в обозримой перспективе они сохранятся на достаточно высоком уровне.
08.10.20, Елена Курашина
Министерство инфраструктуры намерено ввести временные ограничения на срок эксплуатации вагонов. Цель благая – обновить вагонный парк в стране, но в сегодняшних украинских реалиях эта инициатива обернется жесточайшим дефицитом подвижного состава.
08.10.20, Василий Январев
Стабильный госзаказ в течение последних лет на продукцию украинских производителей пожарной техники позволил им встать на ноги. Однако данный положительный эффект может быть нивелирован если Украина не будет защищать внутренний рынок. Или еще хуже – начнет за кредитные средства массово закупать пожарную технику за рубежом.
07.10.20, Василий Январев
Отсутствие требований локализации и открытость украинского внутреннего рынка коммунальной техники делает его весьма доступным для иностранных производителей. От решений, которые примет украинская власть уже этой осенью во многом будет зависеть, кто его освоит – отечественный производитель или иностранный.
28.09.20, Елена Курашина
Начатое президентом Украины Владимиром Зеленским летом прошлого года "экологическое" наступление на крупнейший металлургический комбинат " АрселорМиттал Кривой Рог " закончилось без особых практических результатов. Более того, как стало известно МинПрому, предприятие не успевает провести ряд мер по экологической модернизации и, видимо, будет добиваться очередного продления сроков их реализации.
10.09.20, Ярослав Ярош
Турецкие металлурги восстали против системы квот на импорт стали в ЕС и пытаются ее разрушить, обратившись во Всемирную торговую организацию. Процесс вряд ли будет быстрым, но он тронулся. И Турция уже имеет опыт побед в подобных спорах.
10.08.20, Ярослав Ярош
Если говорить о государственно-частном партнерстве в бизнесе, то компания "Укрнафта" является классическим примером, как не надо делать. Имея 50%+1 акцию в "Укрнафте", государство не только не способно ею управлять, но и ежегодно теряет миллиарды гривен, уходящих на счета миноритарных акционеров – юридических лиц из условной группы "Приват" Игоря Коломойского.
20.07.20, Ярослав Ярош
Украина владеет одними из богатейших в мире месторождений титановых руд. Но так и научилась эффективно торговать этим сырьем. Закрытость рынка создает благодатные условия для "схематоза". Ни одна из команд, управляющих государственными титановыми активами, не сумела удержаться от такого искушения. В том числе и та, что сейчас у руля.
13.07.20, Василий Январев
В Украине стартовала очередная попытка оживить отечественную промышленность. Комитет Верховной Рады по вопросам экономического развития выступил с инициативой внедрить, такой всемирно признанный инструмент промполитики, как локализация машиностроительной продукции при госзакупках. Инициаторы изменений, профильные эксперты и производственники уверяют, что законопроект №3739 будет полезным для украинской экономики, но хватит ли у государства политической воли довести дело до конца?
06.07.20, Елена Курашина
Государственный монополист "Укрзализныця" в очередной раз создал проблему для грузоперевозчиков. Причина благая – обеспечение безопасности движения. Но ее формальная реализация уже поставила ряд крупнейших отечественных предприятий на грань остановки.


Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!