Полфунта лиха для Ferrexpo
ПублікаціїЗа 2015 год акции компании Ferrexpo подешевели на Лондонской фондовой бирже примерно в четыре раза, утратив в цене примерно полфунта и котируясь сейчас на исторически самом низком уровне 14-15 пенсов за штуку. Во втором полугодии компания, где главным акционером является народный депутат Украины Константин Жеваго, претерпела сразу два обвала. В сентябре он был спровоцирован закрытием банка "Финансы и кредит", в декабре – очередным ценовым пике на глобальном рынке железной руды. В связи с этим брокеры опасаются, что Ferrexpo растеряет прибыли, нажитые в первом полугодии, и сократит объемы производства.
"Финиковый" подвох
Осеннее падение Ferrexpo на Лондонской бирже было более стремительным, чем нынешнее зимнее. Тогда акции эмитента обвалились на 20 пенсов (30%) буквально за два дня. Это случилось сразу, как только с Украины пришло известие о признании банка "Финансы и кредит" неплатежеспособным. У Ferrexpo в этом банке, контролируемом все тем же Константином Жеваго, зависло 174 млн долл. Несмотря на явный финансовый прокол, компания отчаянно пыталась убедить всех стейкхолдеров, что потеря доступа к этим средствам не повлияет на ее операционную деятельность.
Возможно, так бы и случилось, удержись мировые цены на руду у отметки хотя бы 50 долл./тонн. Но когда они опустились ниже 40 долл., нехватка оборотных средств достаточно серьезно дает о себе знать. Долгое время за счет вышеупомянутого депозита Жеваго поддерживал жизнеспособность своего банка, называемого в народе фиником. Но теперь катастрофическая конъюнктура уже угрожает функционированию более ценного для Жеваго актива – Полтавского ГОКа. Сгоревшие миллионы сейчас очень бы пригодились комбинату, чтобы помочь пережить ему черные дни. Но их уже не вернешь. Поэтому руководству Ferrexpo приходится прибегать к непопулярным мерам – сокращению работ и рабочих на своих железорудных приисках.
Компания оперативно опровергла появившуюся 16 декабря в медиа информацию о планах сократить на 40% число работников Полтавского ГОКа, где сейчас работают около 8 тыс. человек. Но отправку сотрудников в вынужденные отпуска в небольшом Комсомольске, возле которого и стоит комбинат, скрыть невозможно. Очевидно, инсайдерская информация достигла и лондонских ушей, поскольку во второй декаде декабря плавное скольжение акций Ferrexpo вниз превратилось в более резкое. Его приостановили только прошедшие выходные, но утверждать, что на 14 пенсах котировки достигли дна, преждевременно. Предпосылок для выныривания не наблюдается. Еще в сентябре аналитики украинских инвесткомпаний прогнозировали, что при ценах на руду ниже 38-40 долл./тонн Ferrexpo начнет испытывать трудности с выплатой процентов по долгам и с обслуживанием своих основных фондов. К сожалению, этот период наступил даже раньше, чем предполагалось.
Первое полугодие еще не предвещало ничего зловещего для компании. По итогам января-июня она получила более 114 млн долл. чистой прибыли. Но уже три месяца спустя фиксировала убытки на уровне 58 млн долл. По итогам года негативный результат вполне может удвоиться. Несмотря даже на то, что по физическим объемам производства Полтавский ГОК движется опережающими темпами относительно показателей прошлого года. Так, за январь-ноябрь 2015 он нарастил производство окатышей на 5,1% – до 10,711 млн тонн. В ноябре комбинат поставил производственный рекорд, впервые выпустив более 1 млн тонн за месяц. Существенно улучшился и качественный состав выпускаемой продукции. В 2015 году 87% полтавских окатышей имели высокое содержание железа (65% Fe), тогда как в 2014 доля этого премиального продукта составляла лишь 49%.
Еристовский туман
Однако в третьем квартале все чаще стали появляться плохие приметы. В частности, Ferreхро сократила объемы производства окатышей относительно показателя второго квартала. Падение было еле заметным, всего на 2,4%, но и это насторожило. Одновременно компания радикально отказалась от закупок сторонней руды. Если в предыдущие кварталы она дозакупала на стороне примерно по 150 тыс. тонн сырья за период, то в третьем – этот объем сократился до 60 тыс. тонн. Отказ от приобретения чужой руды – тоже вроде бы мелочь. Но вместе с тем оно – и свидетельство намерений Ferreхро оптимизировать затраты в сложный период. И тогда возникает более серьезный риск, что вирус оптимизации перекинется на новый Еристовский ГОК, с которым традиционно отождествляется светлое будущее рудного бизнеса Константина Жеваго.
Его настоящее воплощают в себе Горишне-Плавнинское и Лавриковское месторождения, которые осваивает Полтавский ГОК, но они неумолимо истощаются. Именно с целью постепенной замены ветеранов 2013 года в промышленную эксплуатацию было введено Еристовское месторождение, расположенное рядом, только чуть севернее. Уже сейчас его доказанные запасы превышают сумму резервов двух первых (242 млн тонн против 215 млн тонн по состоянию на 1 января 2015 года по методологии JORC). Однако по объемам добычи Еристовский ГОК более чем в три раза уступает Полтавскому, хотя объемы капиталовложений в оба комбината отличаются всего вдвое. Так, за 2014 первый получил примерно 74 млн долл. инвестиций, второй – 147 млн долл. Иными словами, Еристовский проект пока что обходится для Ferrexpo гораздо дороже в содержании. Он требует больше денег на расширение карьеров, на проведение вскрышных работ, но отдача от каждого вложенного доллара значительно ниже, чем на Полтавском ГОКе.
Перманентное снижение курса акций Ferrexpo не в последнюю меру говорит об опасениях инвесторов, что компания начнет ощущать проблемы с ликвидностью не столько при осуществлении текущей операционной деятельности, сколько при работе на перспективу. Самые пессимистические сценарии не исключают даже возможности полной остановки Еристовского ГОКа. Кстати, свежих данных об объемах выпуска окатышей отдельно на этом комбинате в отчетности Ferrexpo обнаружить не удалось. Хотя раньше, когда объемы росли, подобные сводки приходили регулярно.
В некотором смысле для Константина Жеваго ситуация напоминает ту, что была в 2008 году, в эпоху глобального кризиса. Тогда ему пришлось распрощаться почти с четвертью акций Ferrexpo. Правда, покупателя он нашел в лице дружественного чешского бизнесмена Зденека Бакалы, чья компания CERCL Holdings Ltd (ранее BXR Holdings) владеет сейчас 23,8% акций компании. У контролируемой Жеваго Fevamotinico остается сейчас 50,3% акций. Но украинский рудный магнат все больше чувствует на себе давление не только со стороны падающего рынка, но и со стороны независимых акционеров. Более 25% акций Ferrexpo, согласно с требованиями Лондонской фондовой биржи, находятся в свободном обращении. И как раз эти "вольные" акционеры крайне недовольны действиями Жеваго, небезосновательно считая, что он пожертвовал их деньгами и прибылями, пытаясь спасти свой банк.
Кроме того, такие протестные настроения дополнительно могут подогреваться фирмами Игоря Коломойского, владеющими мелкими пакетами акций Ferrexpo (по разным подсчетам, в сумме от 3% до 6%). "Приватовцы" не прочь усилить свое влияние в этом железорудном бизнесе, поскольку уже предпринимали ранее попытки продвинуть своего представителя в наблюдательный совет Ferrexpo. Впрочем, в 2016 не следует сбрасывать со счетов и вариант изменения состава ключевых собственников Ferrexpo. Даже несколько вариантов. К примеру, №1: не выдержав дальнейшего падения цен на руду, Жеваго придется продать свою долю в компании (полностью или частично). №2: Чехи могут выйти из проекта, от которого им много хлопот, мало пользы. №3: Бакала с Жеваго поменяются местами в бизнесе. Второй станет первым, и наоборот. Юридически это может быть даже оформлено как слияние Ferrexpo с группой New World Resources – основным активом Зденека Бакалы.
Ярослав Ярош
Підпишіться на Minprom у Telegram, щоб залишатися в курсі важливих новин
Відкрити Telegram