Индустриализация: перезагрузка

Публікації

На фоне острого экономического кризиса в Украине все чаще говорят о необходимости не просто возрождать экономику, но и о реиндустриализации с учетом современных глобальных реалий – тем более что ускоряющийся спад промпроизводства наблюдается в стране с 2012 года. Но для новой индустриализации нужны экономические стимулы, инвестиции – и способность властей проводить реальные реформы.

Так, летом-2015 вице-премьер оппозиционного правительства Александр Вилкул заявил об активной работе над проектами "Новой индустриализации", которая предполагает переход от сырьевой экономической модели к высокотехнологичной, с акцентом на выпуске продукции с высокой добавленной стоимостью. Это предусматривает как системную господдержку новых секторов (современная электроника, альтернативная энергетика и др.), так и коренную модернизацию базовых отраслей – металлургии, машиностроения, ТЭК. Констатируется, что подобное возможно за счет максимально мягкого климата для внешних и внутренних инвестиций при их 100%-ной защите, а также собственных технологических разработок и качественного образования для промышленных кадров.

Кроме того, в конце прошлого года свои наметки по "реиндустриализации" со схожими акцентами представил Институт Александра Поля, особо подчеркивая роль долгосрочного макроэкономического планирования. По словам директора Института Владимира Панченко, в ближайшие 10 лет отечественной промышленности понадобятся более чем 200 млрд долл. капитальных инвестиций. Наконец, представитель ЕС в Украине Ян Томбинский недавно назвал новую индустриализацию актуальным европейским трендом и сказал, что наша страна может воплотить его у себя, обеспечив реализацию требуемой инфраструктурой и современными технологиями (а Европа-де в этом поможет).

Главные акценты

В этой связи норвежский экономист Эрик Райнерт отмечает: "Лучше иметь неэффективную промышленность, чем не иметь никакой. То, что случилось с украинской индустрией в 1990‑е, – бессознательная реализация небезызвестного плана Моргентау 1944 года по деиндустриализации послевоенной Германии, который, к счастью, был приостановлен". А в Институте Поля напоминают: среди экспертов по-прежнему встречается мнение, что если производство устарело, то надо вообще от него избавляться, делая ставку на ИТ и экономику знаний. То же самое можно сказать и о многих сегодняшних "реформаторах" из высоких киевских кабинетов. Да, соглашается В.Панченко, экономика знаний нужна, но она начинается с качественного образования, которое тесно связано с уровнем индустриального развития. Если происходит деиндустриализация – знания деградируют, продолжает он, и даже если инвесторы массово будут открывать у нас предприятия, то не найдут достаточное количество квалифицированного персонала.

Что касается финансирования, развивают мысль аналитики, то возник замкнутый круг: у производителей мало денег, поэтому они не вкладывают в инновации, а нет инноваций – продолжается технологическое отставание, и доходность падает еще больше. А значит, нужны внешние средства, как государственные, так и частные (иностранные и национальные), которые могут координироваться через специальный Фонд модернизации, считает В.Панченко. Фонд будет обеспечивать финансирование согласно бизнес-планам в рамках приоритетов, о которых должны договориться между собой все заинтересованные стороны: государство, бизнес и международные институции. При этом важно не повторять былых ошибок: максимально исключить коррупцию и нецелевое расходование средств, не тратить их на экстенсивное восстановление старых заводов. Результатом всего этого должно стать закрепление Украины в числе стран "второго мира" (неосновные экономически развитые) и вхождение в мировые цепочки добавленной стоимости.

В свою очередь, "Новая индустриализация" А.Вилкула предусматривает целевые проекты по развитию стратегически важных отраслей и активов, включая ракетно-космический и авиасектор, точное машиностроение, ИТ, судостроение и др., в том числе через госзаказ и привлечение инвестиций. Для притока капитала предполагается наличие эффективного антикоррупционного и антирейдерского законодательства с акцентом на защите прав инвестора, плюс реальная дерегуляция страновой бизнес-среды. А технологии нужны в т.ч. и собственные – для этого требуется восстанавливать и развивать отечественную науку, а также сформировать эффективную цепочку "школа – вуз – первое рабочее место". Образование должно отвечать реальным потребностям рынка труда с учетом внедрения инноваций, гласит концепция.

Особое место в ней отводится сбыту получаемой продукции, как внутреннему, так и внешнему, включая формирование и национальных, и трансграничных кооперационных цепочек, восстановление отношений с традиционными торговыми партнерами. Подразумевается активная, даже агрессивная поддержка экспорта на внешних рынках с помощью новых специальных госорганов. Итогом "Новой индустриализации" ее авторы видят современную эффективную экономику, основанную на качественной транспортной инфраструктуре и создающую все новые рабочие места.

Логичность подобных подходов подтверждается и интересом зарубежного капитала к производству товаров на украинских мощностях, который сохраняется и сейчас. Кроме многочисленных действующих инвестпроектов, в последнее время появились новые: на одной только Львовщине свои промплощадки строят компании Fujikura (Япония; профиль площадки – электротехника для автомобилей) и Nexans (Франция; кабельно-проводниковые изделия). Присматриваются к Львовской обл. и Hyundai (Юж. Корея; возможный профиль – ж/д комплектующие, оборудование для альтернативной энергетики), Onur (Турция; материалы для строительства дорог), Leoni (Германия; автозапчасти).

Добавим, реиндустриализация неизбежно означает подъем в сырье-полуфабрикатных отраслях, включая и металлургию, без наличия которой в стране очень трудно обеспечить реальное промышленное развитие. Вот и Президент Петр Порошенко, недавно обмолвившись, что металлургия "не приоритетна", затем фактически опроверг свое странное заявление и уточнил: "Эта отрасль – в приоритете власти, хотя на сегодня является неэффективной и не вполне конкурентоспособной".

А как у них?

Описанные планы во многом перекликаются с иностранным опытом создания успешной динамичной промышленности. Так, А.Вилкул подчеркивает необходимость использования соответствующего опыта Западной Европы, Южной Кореи, Сингапура. Действительно, после Второй мировой войны той же Германии, сильно разрушенной, удалось уже в 1949-50 годах добиться первых успехов в возрождении индустриального потенциала, делая ставку на социально-рыночную модель экономики, подтверждает исполнительный директор Международного фонда Блейзера Олег Устенко. Эта модель сочетала поддержку социального баланса и значительную свободу действий рыночных сил, главной целью провозглашался социальный прогресс на базе высокоэффективной и гибкой экономической системы. Роль государства сводилась к определению приоритетов развития, надзору и регулированию, созданию максимально благоприятного инвестиционного и предпринимательского климата.

В 1952-м был принят Закон об инвестиционной помощи производству, открывший путь для структурных инвестиций при государственной поддержке. Важными факторами также стали возрождение и организация финансово-промышленных групп, взаимопроникновение промышленной и банковской сфер, что позволяло объединить их потенциал. Все это происходило при поддержке по линии американского "плана Маршалла", по которому ФРГ получила 3,12 млрд долл. (а ценность доллара была в разы больше). Уже через 15 лет после окончания войны Германия вышла на первое место в Европе по уровню экономического развития, говорит О.Устенко, обогнав в хозяйственном отношении своих победителей.

Пример Южной Кореи – тоже послевоенный, причем если Вторая мировая затронула страну лишь отчасти, то последовавшая гражданская принесла тотальные разрушения. Кроме того, на Севере остались основные металлургические и химические предприятия, тогда как в южной части Кореи находились преимущественно заводы легкой и пищевой промышленности. Поэтому некоторое время после войны (завершившейся в 1953-м) индустрия страны развивалась достаточно медленно, несмотря на макроэкономическую помощь США. Быстрый рост, приведший к "экономическому чуду", начался в 1960-х годах при президенте Пак Чжон Хи, направившем усилия правительства на привлечение внешних инвестиций, индустриализацию и рост экспорта. Государство стало играть более заметную роль, появились элементы плановой экономики – 5-летние экономические планы.

Именно на таком фоне в период с 1962 по 1989 год валовый национальный продукт (не путать с ВВП) ежегодно увеличивался в среднем на 8%, поднявшись с 2,3 до 204 млрд долл. В 1970-х годах были приняты меры для развития тяжпрома (машиностроение, химия). Доля промышленного сектора в ВНП в начале означенного периода составляла 14,3%, в конце – превысила 30% и задала стабильный экономический рост на последующие десятилетия.

А вот пресловутая "тигризация" Сингапура берет отсчет не с войны, а с момента обретения независимости от Малайзии в 1965 году. После отделения в молодой стране обнаружились нехватка ресурсов (включая даже питьевую воду) и крайняя слабость внутреннего рынка. В ответ на это правительство запустило политику активного стимулирования бизнеса (особенно экспортных отраслей) и привлечения зарубежных инвестиций в сочетании с государственными вложениями в стратегические госпредприятия и активным развитием инфраструктуры. Результатом на период до 1999 года стал среднегодовой рост ВВП на 8%. Практически полное отсутствие коррупции, квалифицированная рабочая сила, продвинутая и эффективная инфраструктура привлекли в Сингапур более 3000 транснациональных корпораций из США, Японии, Европы, напоминает О.Устенко. Сегодня они производят свыше 2/3 всей промпродукции, а доля промышленности в ВВП превышает 25%. Сохраняются в стране и низкие налоги: действует всего 5 налогов суммарной ставкой 27,1%, включая налог на прибыль и на зарплату.

Нетрудно заметить, что стимулы, применявшиеся за рубежом, жизнеспособны и в Украине, загвоздка – в способности Киева проводить кардинальные реформы. Например, в нашей стране существует ресурсная и кадровая база для высокотехнологичной реиндустриализации, но есть и большие проблемы в инвестиционном климате и правовом поле. О том, что их нужно решать, говорится много лет, но особых подвижек не видно. А в Минэкономразвития тем временем сообщают о "почти готовности" сразу трех профильных госпрограмм: общей стратегии промполитики, восстановления Донбасса и развития высокотехнологичных отраслей. Пока эти документы не обнародованы, но хочется надеяться, что они включают хотя бы часть индустриального конструктива, так нужного стране, и не являются очередным графоманством "для галочки".

Максим Полевой

МинПром

Новини

3 Травня 2024

Польща має заборонити імпорт російської металопродукції через свої порти – експерт

Якщо акциз на пальне підвищують до європейського рівня, варто збільшити й зарплату – експерт

ArcelorMittal планує розширення компанії у Бразилії

Туреччина збільшила експорт арматури на 8,9%

Морські перевезення стимулюватимуть зростання експорту продукції ГМК – НБУ

Великий бізнес з початку 2024 року сплатив майже 160 млрд грн податків 

Україна і Британія починають реалізацію проєктів у сфері зелених інновацій в енергетиці

Nippon Steel знадобиться більше часу для завершення угоди з купівлі US Steel

КНДР відправила до росії балістичні ракети

Японські торгові доми очікують скорочення прибутків від металургійного бізнесу

Реальна собівартість електроенергії для населення становить 3,5 грн – Кучеренко

Міжнародна торгова палата закликала ЄС до діалогу щодо вуглецевого мита

Польща за три місяці імпортувала 378,7 тис тонн сталі 

Уряд зобов’язав УЗ перерахувати 1,5 млрд грн до бюджету

АМПУ отримало нове лоцманське судно для портів на Дунаї

Німеччина у січні-лютому імпортувала 155 тис тонн сталі 

ВСІ НОВИНИ ⇢