Потопая в Лиепае

Публікації

Лиепайский металлургический завод в Латвии опять близок к тому, чтобы пойти на дно. Для него это не впервой. Но на этот раз – с украинскими инвесторами на борту. В феврале 2015 года компания КВВ Групп Евгения Казьмина и Валерия Кришталя запустила в работу простаивающий завод. Год спустя он снова оказался на грани остановки.

По-советски не выходит

Компания КВВ Групп приобрела Лиепайский МЗ в 2014 году за 107 млн евро. Годом ранее предприятие было признано неплатежеспособным и государство отсудило его у частных владельцев за долги. При последующей продаже основным конкурентом КВВ была компания United Group российского предпринимателя Игоря Шамиса. Она даже предложила цену несколько выше – 120 млн евро. Но власти в Риге с подачи компании-консультанта по сделке Prudentia отдали предпочтение украинскому претенденту, сославшись на более выгодные сопутствующие условия, в частности выполнения обязательств перед кредиторами и возобновления производства на заводе, включая 30 млн евро предполагаемых инвестиций.

Согласно договору, подписанному в сентябре 2014 г., КВВ Групп в момент покупки выплатила первый взнос в размере 17 млн евро, а остальную часть денег обязалась внести в течение 10 лет. В обеспечение этого инвестор предоставил банковские гарантии и свои активы в залог. С того времени прошло несколько больше года, и КВВ Групп уже завела разговор об отсрочке очередного платежа в латвийский бюджет (2,7 млн евро) и о предоставлении некоторых других преференций. Министр экономики страны Дана Рейзниеце-Озола назвала такие требования пережитками советского мышления. А премьер-министр Латвии Лаймдота Страуюма отметила, что такие льготы могут стать предметом критики со стороны Евросоюза и даже основанием для антидемпинговых санкций против метзавода. "Конечно, мы все заинтересованы в том, чтобы Liepājas metalurgs работал, – сказала Л.Страуюма. – Но, может, в Украине эти вопросы решаются как-то проще, а здесь, в Европе, мы не можем идти на уступки для кого-то одного".

Список требований руководства Лиепайского металлургического завода включает не только отсрочку финансовых обязательств, но и предоставление льготного тарифа на электроэнергию, чтобы можно было наладить работу в электросталеплавильном цеху. По нынешним тарифам завод платить компании Latvenergo отказывается, из-за чего предприятие оказалось перед угрозой полного отключения от электричества. Кроме того, он ведет споры и по расчетам за природный газ с компанией Layvijas gaz, и с поставщиком промышленных газов Elme Messer Metalurgs. В прошлом году Лиепайский метзавод уже добился некоторых уступок при закупке энергоносителей и оплате железнодорожных перевозок по территории Латвии, но владельцы считают, что этого явно недостаточно для успешной работы.

Тушите свет

"Если у многих похожих металлургических предприятий ЕС расходы на электроэнергию составляют 11-13% от всех производственных издержек, то в случае KVV Liepājas metalurgs эти издержки равны 38%, что является основной причиной слабой конкурентоспособности компании", – отмечают в пресс-службе компании. Этим дирекция и объясняет использование в 2015 г. заводских мощностей всего на 30%. Сегодня пиковая мощность предприятия – 850 тыс. тонн продукции в год. Другая причина – катастрофическая ситуация с конъюнктурой на мировом рынке металлопроката. При падающих ценах и спросе Лиепайский МЗ не выдерживает конкуренции с более мощными и современными предприятиями на экспортных направлениях. И даже на внутреннем рынке Латвии его теснит продукция Белорусского металлургического завода.

Однако по словам члена правления KVV Liepājas metalurgs Игоря Таланова, конкурентоспособная цена на электроэнергию позволила бы предприятию в 2016-2017 гг. удвоить производственные мощности. В таком случае годовой оборот предприятия составил бы около 250 млн евро, из которых около 135 млн евро пришлось бы на заработную плату, налоги и закупку товаров/услуг латвийских поставщиков. Можно было бы даже увеличить число работающих на 300 человек. На заводе считают, что после прокладки в 2016 г. нового силового кабеля между Швецией и Латвией Latvenergo вполне может отпускать металлургам электричество по более низкой цене.

Сегодня KVV Liepājas metalurgs покупает электричество по 90 евро за мегаВатт-час. По словам И.Таланова, безубыточно предприятие сможет работать, когда цена снизится до 43 евро, а прибыльно (включая своевременные выплаты государству и кредиторам по договору купли-продажи) – при цене в 25 евро за МВатт-час. Фактически речь идет о четырехкратном снижении тарифа. Это немножко смахивает на ультиматум. Пойти на такой секвестр энергетики вряд ли согласятся. Не пойдут – Лепайский МЗ грозится всех уволить и остановить производство. Пока же местные трудящиеся в лучших традициях "совка" пишут правительству письма о том, что им больно смотреть, как покрывается пылью современное заводское оборудование.

Сейчас на предприятии задействовано около 400 работников. В 2015-м бывало и в полтора раза больше. Но уже с лета на заводе началась волна сокращений, вызванная увеличением убыточности производства. Как утверждают в дирекции, себестоимость лиепайской арматуры составляет сейчас примерно 175-180 евро/тонну, тогда как рентабельная деятельность возможна при себестоимости 160 евро/тонну. Свои прошлогодние убытки в Лиепае КВВ Групп оценивает в 8 млн евро при обороте 73 млн евро. Впрочем, годом ранее было еще хуже. Тогда убытки составили 21,5 млн евро. А завод преимущественно простаивал.

Прокат замыкает круг

В 2015-м он произвел около 200 тыс. тонн строительной арматуры, из которых 185 тыс. тонн удалось продать. Основные рынки сбыта нашлись в далеком Алжире и близлежащей Балтии. На других европейских рынках конкурировать получалось хуже. Впрочем, заходя в Лиепаю, КВВ Групп рассчитывала, что часть готовой продукции будет продаваться в Украину, но пока это экономически не оправдано. Во втором полугодии 2015-го внутриукраинские цены на арматуру опустились до уровня экспортных, поэтому возить ее через три границы не было смысла. Наоборот, Лиепайский МЗ получал на переработку заготовку из Украины. Хотя задумывалось все более масштабно.

У собственников КВВ есть два излюбленных занятия – строительство и сбор металлолома. Метзавод мог бы закольцевать их в один последовательный процесс. Лом переплавляется в арматуру, арматура идет на строительные каркасы – и вся эта интеграция происходит в рамках одной корпорации. Для ее обслуживания группа в прошлом году даже прикупила собственный банк (Коммерческий индустриальный банк в Киеве). С ломозаготовкой у КВВ тоже все в порядке. Как признался в одном из недавних интервью Е.Казьмин, группа контролирует 20-25% этого рынка в Украине. Его партнер В.Кришталь, представляя компанию в Латвии, указывал, что КВВ имеет более 150 точек сбора лома в Украине. Часть из них находится на оккупированных территориях – в Донбассе и Крыму. Военные действия превратили многие районы на востоке страны в настоящую кладезь для искателей лома – там заготовка вторсырья спорится, как нигде. С Крыма же Е.Казьмин и В.Кришталь начинали свой бизнес, жили по соседству в Севастополе, а первый даже избирался депутатом Севастопольского горсовета.

Правда, сегодня они стараются максимально отмежеваться от крымских снтиментов. Е.Казьмин в конце прошлого года заверил журналистов, что весь бизнес из Крыма вывел. Возможно, это и так. Но только формально. Одним из крупнейших застройщиков в Севастополе остается холдинг "Карбон", в учредителях которого числится британская компания KVV Development. Она же вместе с партнерскими фирмами участвует и в нескольких строительных проектах в Киеве и окрестностях. Среди них, например, – жилмассив "Нова Буча" и скандальная застройка территории завода АТЭК. Строительные работы там правда, еще не начинались, но планы у КВВ Групп громадные: возвести торгово-офисный центр на 70-80 тыс. кв. м и еще на 350-400 тыс. кв. м жилья. Инвестиции составят от 100 до 200 млн долл. Если только КВВ отстоит свои права на АТЭК. За заводом тянется шлейф судебных споров и силовых захватов. Один из прежних крупных акционеров обвиняет КВВ Групп в рейдерстве. Те отвечают ему той же монетой.

Но несмотря на это, Е.Казьмин и В.Кришталь продолжают нагуливать вес на строительном рынке, соответственно увеличивается их потребность в металлоконструкциях. По оценкам других девелоперов, у КВВ она может составлять 10-15 тыс. тонн в месяц. Производить стройарматуру из собственного лома – удачная задумка. Было бы на чем. Строить мини-металлургический завод с нуля – накладно. Купить какой-то из действующих объектов? Выбор невелик. Еще в 2013 г. собственники КВВ Групп присматривались к Донецкому электрометаллургическому заводу. Но тут история сделала крутой вираж и ДЭМЗ оказался на неподконтрольной Украине территории. Покупать его группа не рискнула. Поэтому обратила взоры на Лиепайский метзавод.

Это был худший выбор. С одной стороны, еще действовал механизм квотирования на вывоз лома из страны. С другой – логистика поставок вырисовывалась не слишком удобная: либо вагонными партиями с северо-запада Украины, либо окольным морским путем через Николаев. Но украинские инвесторы решили, что смогут пролоббировать себе определенные преференции как в Киеве, так и в Риге, чтобы компенсировать неудобства. Похоже, просчитались. Латвия на эксклюзивный тепличный режим для Liepājas metalurgs не соглашается. Безрезультатные переговоры тянутся уже два месяца. А без этого КВВ Групп не готова запускать сталеплавильный цех. Поэтому сейчас разговор с официальной Ригой ее представители ведут весьма жестко. Давая понять, что в нынешнем усеченном виде Лиепайский метзавод не очень-то и нужен КВВ.

Ярослав Ярош

МинПром

Новини

10 Жовтня 2024

ДМЗ за підсумками вересня виробив 1,98 тис. тонн прокату

Глобальні викиди CO2 від енергетики досягнуть піку цього року

Термінові потреби України на відновлення становлять $5 млрд 

Acerinox зупиняє завод в Іспанії через низький попит та втрату клієнтів

В Україні прискорилось зростання споживчіх цін

Японський експорт металобрухту продовжує скорочуватись

Україна підписала меморандум про співпрацю з Японською організацією зовнішньої торгівлі

Вперше в історії джерела з нульовим рівнем викидів вуглецю склали понад 40% електроенергії, виробленої у світі

В Україні зростає споживання електроенергії

Верховна Рада прийняла законопроєкт щодо збільшення податків

Німеччина не бачить причин для занепокоєння через можливе зупинення транзиту газу через Україну

SAIL та BHP підписали угоду щодо скорочення викидів вуглецю

Світовий банк прогнозує уповільнення економіки Китаю у 2025 році

Білоруський завод постачав до України добрива з РФ і Білорусі через компанію в ОАЕ

Транзит російської нафти через Україну зріс на 37% у вересні

Бразилія збільшує експорт залізної руди

ВСІ НОВИНИ ⇢