Подробнее Запомнить город


Госкомпании: опасное слияние

22.02.16
размер текста:

В Кабинете министров хотят создать из ведущих государственных компаний один или несколько холдингов, чтобы улучшить управляемость предприятий и их эффективность. Однако в украинских реалиях такой подход таит серьезные коррупционные риски.

Представители власти все активнее говорят о необходимости создания холдинга из крупнейших госкомпаний. Так, еще летом глава Минэкономразвития Айварас Абромавичус выступил за формирование такого объединения в составе от 20 до 100 предприятий, приватизация которых в ближайшее время не планируется. А осенью МЭРТ предложил сформировать объединение под названием "Укрхолдинг" из 12 крупных активов, включая НАК "Нафтогаз Украины" и "Надра Украины", "Укргидроэнерго", корпорацию "Укрбуд", такие знаковые заводы, как "Турбоатом" и "Хартрон", а также основные госбанки – Ощадбанк, Укрэксимбанк, Укргазбанк, "Родовид".

В МЭРТ утверждают: образование подобной структуры повысит эффективность работы госкомпаний за счет применения высоких стандартов корпоративного управления. К управлению отдельными предприятиями предполагается привлечь "наиболее квалифицированных" специалистов, сконцентрировав их возможности в одной управленческой надстройке. По мнению министра, нужно сосредоточиться на нескольких десятках стратегических объектов, выстроив для них современную систему корпоративного менеджмента по стандартам ОЭСР и отделив чиновников от этого менеджмента.

"За" и "против"

В начале 2016 года в пользу "объединительного" проекта высказались и в МВФ, назвав отечественный промышленный госсектор крайне неэффективным. Отчет Фонда о техпомощи Киеву в реформе управления госимуществом и надзора за ним, опубликованный в начале февраля, гласит: преимуществом такого подхода будет привлечение менеджеров и аналитиков из частного сектора. Это, мол, позволит изолировать работу от политического вмешательства, особенно если четко возложить на менеджеров ответственность за бизнес-показатели и, следовательно, мотивировать их к максимизации стоимости портфеля активов для акционера (правительства). Ответственность должна быть продуманной и конкретной, как в частных структурах по управлению активами (КУА).

В качестве позитивного примера приводится румынский госхолдинг Fondul Proprietatea, акции которого обращались на национальной фондовой бирже и который на условиях внешнего подряда передал управление профессиональной международной КУА. Однако в МВФ напоминают: в Украине уже был неудачный опыт реализации подобного подхода, когда инициаторы не смогли изолировать объединенную компанию от политического влияния; у нее не было четко определенной цели и надлежащей прозрачности. "Многих необходимых предпосылок по-прежнему нет, поэтому создание объединенной структуры можно рассматривать в среднесрочной перспективе", – говорится в отчете.

Таким образом, инициативу МЭРТ можно считать преждевременной. В украинских реалиях формирование подобного объединения явно несет коррупционные риски, тем более в условиях сильного экономического кризиса и нестабильности власти – все это расширяет возможности для незаконного использования средств и основных фондов госпредприятий, и для других злоупотреблений. Достаточно вспомнить ситуацию с заводом "Электротяжмаш", над которым государство до сих пор не может восстановить контроль. Притом в мировой практике трудно найти примеры сведения "всех подряд" госактивов в одну структуру, в основном они группируются по отраслям и секторам. В числе успешных макро-госхолдингов можно вспомнить SEPI (Испания), Khazanah (Малайзия), Temasek (Сингапур), объединяющий ряд крупных всемирно известных госоператоров, или "Самрук-Казына" (Казахстан) – с активами примерно в 50 млрд долл. по актуальному курсу тенге и чистой прибылью в 680 млн долл. за 2014 год. "Самрук2, среди прочего, включает 3 аэропорта и авиаперевозчика Air Astana, а тот же Khazanah действует в очень разнопрофильных сферах, вплоть до образования и здравоохранения.

Потенциальным же позитивом отечественного холдинга в составе, описанном выше, было бы одновременное присутствие крупных производителей/добытчиков и сильных банков, констатирует эксперт по экономической политике Виталий Кулик. Это классические признаки финансово-промышленной группы, которая, как известно, эффективна для организации бизнеса. "Такие структуры у нас и за границей успешно существуют десятки лет, возможно это и в госсекторе; вопрос – в эффективной организации с минимальной коррупционной составляющей. И вот с этим в нашем случае могут быть проблемы. Но это говорит и о потребности менять архитектуру управления госсобственностью, пробовать новые формы, не мирясь с нынешним положением дел", – отмечает аналитик.

Другие варианты

На таком проблемном фоне неудивительно, что МВФ предлагает и другие варианты объединенной госкомпании – скажем, через особое подразделение в структуре МЭРТ или Минфина, отвечающее за определение и управление рисками, связанными со сводным портфелем госпредприятий, притом это подразделение должно быть нацелено на рост капитализации портфеля. Преимущество такого варианта – легкость образования и малые расходы, а к недостаткам относится отсутствие опыта активного управления коммерческими активами у работников госорганов, ограниченные навыки в финанализе и портфельном управлении, а также сложность привлечения квалифицированных спецов ввиду имеющихся ограничений на зарплаты госслужащих.

Кроме того, продолжает В.Кулик, у руководящего министерства будет соблазн использовать подконтрольные объекты не только в коррупционных, но и в политических целях. А значит, такое решение могло бы быть временным – при условии финансирования донорами под привлечение нужных кадров.

Второй вариант – создание нескольких холдингов по секторальному принципу, которые были бы более управляемы, чем один большой. Минусом здесь является сохранение существующего фрагментарного подхода к управлению и владению госкомпаниями, меньшая возможность сегментации предприятий внутри портфеля с целью синергии и максимизации стоимости, а также сложность общего надзора. Исходя из этого, в МВФ считают такой вариант наименее привлекательным. Но именно это предлагает сделать премьер Арсений Яценюк, который в декабре озвучил желание сформировать 7 разных госхолдингов под управлением независимых директоров, избранных на открытых конкурсах с участием иностранных претендентов. Несмотря на кажущуюся позитивность данного варианта, он несет в себе существенные коррупционные опасности, полагает президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко. Поэтому, по его словам, нынешний "реформаторский и прогрессивный" Кабмин и выступает именно за тот вариант, который позволит сохранить коррупционные схемы.

К слову, в середине февраля Верховная Рада приняла закон об управлении объектами госсобственности, согласно которому руководство всех министерств должно быть отстранено от управления госактивами – в них будет внедряться корпоративное управление по стандартам ОЭСР. Компании с госдолей свыше 50% будут управляться наблюдательным советом, в который могут входить независимые члены. Также эти предприятия должны проходить обязательный аудит и публиковать информацию о своей деятельности (финансовую отчетность вместе с аудиторским заключением). Специалисты называют это полезной новацией, но предрекают трудности с ее воплощением.

Вся полнота проблемы

В целом сама по себе проблема управления госсектором, конечно, реальна и актуальна. Сегодня в стране более 3340 различных ГП, около 45% из которых вообще не работает, а остальные в 2014-м понесли убытки в 115 млрд грн., или 7,2% тогдашнего ВВП. Притом на начало прошлого года эти заводы суммарно оцениваются в 870 млрд грн. – это 22% от ВВП-2014 (сейчас их стоимость уже 926 млрд грн.). Понятно, что такие цифры вызывают мысли о скорейшей приватизации или каких-либо других действиях по изменению положения. В то же время за 9 мес. 2015-го, как сообщает МЭРТ, топ-100 госактивов Украины показали чистую прибыль в 2,2 млрд грн. – против убытка в 66,5 млрд грн. за январь-сентябрь-2014. Если верить отчету министерства, это произошло благодаря улучшению показателей "Нафтогаза Украины", сменившего вечную убыточность на 0,2 млрд грн. прибыли.

Наряду с этим прибыльность в отчетный период выросла во всех сегментах госсектора, кроме угледобычи и машиностроения. Наилучшую динамику, по данным МЭРТ, продемонстрировала НАЭК "Энергоатом" (прибыль 1,3 млрд грн. – вместо убытка в 3,8 млрд грн. за соответствующий период 2014 года). Лидерами в своих отраслях по динамике доходности стали НЭК "Укрэнерго" (чистая прибыль 0,4 млрд грн. против чистого убытка в 0,4 млрд грн.), "Турбоатом" (+1,3 млрд грн. против -0,8 млрд грн.), Администрация морпортов Украины (+3,5 млрд грн. против -1,2 млрд грн.), Одесский припортовый завод (+0,2 млрд грн. против -0,2 млрд грн.).

Это иллюстрирует, что госкомпании могут небезуспешно работать и без новых форматов вроде единого холдинга, главный вопрос тут – борьба с коррупцией и внедрение современных управленческих стандартов. Экономист Международного центра перспективных исследований Александр Жолудь подтверждает: резкое улучшение показателей достигнуто и за счет оптимизации управления и бизнес-схем. Но и госбюрократия, и коммерческие "схемотехники" ожесточенно сопротивляются любым улучшениям, продолжает эксперт. Поэтому нужна реальная реформа всей системы госуправления собственностью (а не продолжающаяся ныне грызня за должности и влияние), которая даст возможность эффективнее распоряжаться госпредприятиями.

Максим Полевой

МинПром

... ...
 


Комментарии
комментариев: 1

...
Новости партнеров


Статьи
19.02.21, Ярослав Ярош
Такого конца ушедшего года не прогнозировал никто. На фоне пандемии и спада деловой активности ценовые индикаторы на основные виды металлургического сырья, в т. ч. полуфабрикаты обновили исторические максимумы – кто за 5, 6 лет, а кто и за 10. Украинские экспортеры вовремя сориентировались в ситуации и поймали дополнительную маржу. С трепетом надеясь, что и в 2021 г. удастся ковать железо, не отходя от кассы.
09.02.21, Ярослав Ярош
Новоизбранный президента США Джо Байден начал свою каденцию с того, что отменил десяток решений своего предшественника. Но это не означает, что под снос пойдет все, что соорудил Дональд Трамп. Стена на границе с Мексикой, возможно, и рухнет, на забор, который оградил Штаты от импорта стали и других товаров может устоять. Слишком много лоббистов его подпирает.
29.01.21, Дмитрий Наталуха
В понедельник президент США Джо Байден подписал указ, обязывающий Федеральное правительство покупать больше продукции американского производства. Этим указом фактически существенно расширяется сфера действия и нормы знаменитого закона "покупай американское"
23.12.20, Ярослав Ярош
Несмотря на пандемию, карантин и экономический спад, рынок нефтепродуктов в Украине продолжает расти. В текущем году, впервые за десять последних лет, объем потребления топлив превысит 11 млн тонн. Емкость этого рынка в денежном эквиваленте приближается к 1,5 млрд долл. И нефтетрейдеры лелеют надежды, что пик еще впереди.
15.12.20, Василий Январев
Направленный на развитие отечественного машиностроения закон о локализации готов ко второму чтению. Требования к локализации сделаны более мягкими и плавными, что, по мнению разработчиков документа, позитивно скажется на практической реализации заложенных норм. Экономический эффект детально просчитан и дело остается лишь за депутатами, которые будут рассматривать законопроект, возможно, уже на этой неделе.
23.11.20, Ярослав Ярош
На территории Украины залегает около 11% мировых запасов титановых руд. В стране имеется продолжительный опыт их добычи и обогащения, но переработка в продукты более высокого передела постепенно сходит на нет. Производство титанового пигмента за последнее десятилетие сократилось втрое, а выпуск металлического титана (в виде губки) вообще находится на грани исчезновения. Но, возможно, медленно умирающую отрасль еще получиться превратить в локомотив цветной металлургии.
17.11.20, Василий Январев
В поисках средств на покрытие долгов перед зелеными энергетиками Национальная комиссия, осуществляющей регулирование в сфере энергетики и коммунальных услуг в очередной раз повысила тариф на передачу электроэнергии. Эксперты и участники рынка предупреждают – подобная практика углубит кризис в промышленности, что неизбежно повлечет за собой катастрофу, как в энергетике, так и во всей украинской экономике.
27.10.20, Ярослав Ярош
В современном бизнесе человеческий капитал набирает все больший удельный вес и все чаще становится главным активом компаний. Причем не только в высокотехнологических отраслях, но и в классической промышленности. Конкуренция за квалифицированный персонал на рынке обостряется. И чтобы избежать утечки, как "белых", так и "синих воротничков", корпорации в XXI веке значительно увеличили бюджеты на программы создания комфортных условий труда для персонала, в т. ч. и в промышленную безопасность.
23.10.20, Василий Январев
Продвигаемая Министерством инфраструктуры инициатива списания якобы изношенных грузовых вагонов напоминает старый одесский анекдот про "шашечки или ехать". Обновление парка грузовых вагонов предлагается провести исключительно по формальному признаку срока их службы – "шашечки", более того в случае реализации этой инициативы "ехать" по железным дорогам станет гораздо сложнее.
12.10.20, Ярослав Ярош
В сентябре цены на железорудное сырье на глобальных рынках достигли своего шестилетнего максимума. В октябре они немного двинули вниз, но в первой декаде еще оставались в пределах 120 долл/тонну. Это на 30% с лишним выше, чем было в начале коронавирусного года. Никто тогда на ожидал столь стремительного подъема. Да и сейчас прогнозы относительно дальнейшего поведения котировок ЖРС разновекторные. Но больше экспертов склонны к тому, что в обозримой перспективе они сохранятся на достаточно высоком уровне.


Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!