ГМК: Маневры возле дна

Публикации

Ситуация в горно-металлургическом комплексе перестала катастрофически ухудшаться. Но и света в конце тоннеля тоже пока не видно. Анализ текущих событий в ГМК показывает, что оптимизм отдельных экспертов, утверждающих, что мировая металлургия пошла на поправку, не подкрепляется увесистым фактажом. Скорее, это всего лишь попытка выдать желаемое за действительное.

Вывод о ренессансе в глобальной металлургии информагентство Bloomberg делает на основании данных финансовой отчетности за III квартал ряда ведущих компаний, в частности Baoshan Iron&Steel Co. Упоминается улучшение показателей у японской JFE Holdings Inc. и южнокорейской Posco, а также индийского металлургического гиганта JSW Steel Ltd. Действительно, Posco отчиталась о самой крупной квартальной операционной прибыли с 2012 года – 910 млн долл. Прирост в годовом исчислении составил впечатляющие 58,6%.

Также Bloomberg приводит динамику цен на горячекатаные рулоны, основную продукцию Baosteel, на Шанхайской бирже. Так, оттолкнувшись в январе от дна на уровне 273 долл./тонну, октябрьские фьючерсы достигли 425 долл./тонну. Однако при ближайшем рассмотрении картинка выглядит далеко не столь радужно. Тот же график торгов на Шанхайской бирже за январь-октябрь содержит 2 пика. И после подъема в апреле до 436 долл./тонну фьючерсы на горячекатаные рулоны обвалились до 317 долл./тонну уже во второй половине мая. Таким образом, нет оснований думать, что нынешнее повышение будет стабильным и устойчивым трендом.

О том, что пациент в лице глобального ГМК далек от выздоровления, свидетельствует хотя бы ужесточение условий для металлоторговли по всему миру. Оно началось еще в прошлом году и продолжается поныне. Так, в конце октября секретарь министерства металлургической промышленности Индии Аруна Шарма анонсировала введение предварительных антидемпинговых пошлин на импорт 15 товарных позиций катанки из углеродистой и легированной стали.

Министерство торговли США в середине октября сообщило о начале антидемпингового и компенсационного расследования по импорту арматуры из Тайваня, Турции и Японии. Бразильское бюро по внешней торговле Camex рассматривает продление антидемпинговой пошлины на бесшовные трубы из Китая. В Евросоюзе в настоящее время ведутся антидемпинговые расследования по 12 видам металлопродукции, по 37 видам уже введены заградительные пошлины. Очевидно, что такая ситуация вызвана слабым спросом на наиболее важных рынках сбыта, а также избытком глобального предложения, которое давит на цены.

Все это никак не соответствует определению металлургического ренессанса. Также есть смысл обратить внимание на стабильность цен на железную руду: она периодически то дорожает, то дешевеет, но при этом за последний год, с октября 2015-го, все колебания происходят в районе отметки 55 долл./тонну (Fe62, Qingdao). Это подтверждает, что реального "оживляжа" на рынке нет, есть только судорожные сиюминутные конвульсии на биржевых торгах.

Наоборот, ситуация еще больше усугубилась из-за резкого роста мировых цен на коксующийся уголь, вызванного синергией целого ряда ситуативных факторов. Даже не верится, что еще в августе этого года твердый уголь премиум в Австралии можно было запросто купить в порту по 75 долл./тонну FOB. Поскольку в первой половине октября спотовая цена взлетела до 234 долл./тонну. Аналитики сходятся во мнении, что период высоких цен не продлится слишком долго, максимум до середины 2017-го – но ведь до него еще надо как-то дожить?

Тем временем японские металлургические компании в октябре вынуждены были подписать контракты с Peabody Energy и Glencore на поставку австралийского коксующегося угля в IV квартале по 200 долл./тонну. Как японцы собираются компенсировать повышение стоимости сырья – остается загадкой в условиях агрессивного демпинга конкурентов из КНР, Тайваня и Южной Кореи. Скорее всего, никак – придется накапливать убытки в надежде, что лучшие времена когда-то наступят. Непременно.

А пока исполнительный вице-президент Nippon Steel&Sumitomo Metal Corp. Ясумицу Саеки в середине октября выразил озабоченность демпинговыми условиями металлоторговли. Так, в августе импорт стальной продукции в Японию вырос на 27% к июлю, до 496 тыс. тонн. Я.Саеки связал это с укреплением курса иены и… подорожанием австралийского коксующегося угля. Из этого следует, что в результате ценового дисбаланса между готовым прокатом и одной из сырьевых составляющих слабым звеном становятся игроки, не имеющие полной вертикальной интеграции. В Украине это группа "Индустриальный союз Донбасса".

Если же вернуться к положительной финансовой отчетности крупных компаний, то она говорит не об улучшении ситуации на глобальном рынке, а всего лишь о том, что отдельные игроки научились быть эффективными даже в нынешних крайне неблагоприятных условиях. Вопрос лишь в том, какой ценой? Та же Posco указывает, что в январе-июне 2016 ей пришлось закрыть 7(!) своих предприятий в разных странах. И вряд ли такое сворачивание производства можно трактовать как металлургический ренессанс.

Не менее показательно выглядит финочетность других крупных игроков. Например, "Северсталь", по итогам 2015 г. обогнавшая лидера по капитализации на Лондонской фондовой бирже, концерн ArcelorMittal, в январе-сентябре нарастила чистую прибыль в 1,9 (!) раза, до 1,307 млрд долл. Вместе с тем выручка российской группы сократилась вполне ощутимо – на 14,7%, до 4,265 млрд долл. При этом выплавка за 9 месяцев у "Северстали" осталась на уровне прошлогоднего показателя за тот же период – 8,7 млн тонн. Таким образом, снижение доходов произошло за счет продолжающегося уже несколько лет подряд падения мировых цен на металлопродукцию.

В Украине к действию неблагоприятных внешних факторов традиционно добавляются внутренние – которых при грамотной экономической политике Кабинета министров могло бы и не быть. Речь идет о коллапсе в сфере железнодорожных грузовых перевозок, возникшем нынешней осенью по вине модной команды зарубежных менеджмеров "Укрзализныци" во главе с Войцехом Бальчуном. В результате потери предприятий ГМК и национальной экономики составляют порядка 2 млрд грн. ежемесячно, по оценкам главы объединения "Укрметаллургпром" Александра Каленкова. И только потому, что железнодорожники не в состоянии обеспечить бесперебойную подачу грузовых полувагонов на металлургические комбинаты.

Даже министр инфраструктуры Владимир Омелян 25 октября был вынужден констатировать, что период адаптации В.Бальчуна к новому месту работы затянулся. И это еще самая мягкая и дипломатичная оценка из всех возможных. Остается только удивляться, как при таком безразличном подходе правительства к поддержке национальной промышленности – в сочетании с крайне неблагоприятной внешней конъюнктурой, украинским металлургам по итогам января-сентября удалось удержаться в топ-10 ведущих мировых производителей стали.

Да еще при этом добиться увеличения стальной выплавки на 7%, до 18,281 млн тонн. Впрочем, чудес не бывает. Еще в феврале этого года генеральный директор комбината "Запорожсталь" Ростислав Шурма признавал, что украинским металлургам приходится брать заказы с нулевой рентабельностью, на уровне переменной себестоимости – лишь бы не допустить остановки производственных мощностей, сокращения рабочих мест и роста социальной напряженности в городах присутствия.

В условиях ужесточившейся конкуренции на падающем рынке у металлургов идет буквально битва за каждый доллар на тонну себестоимости стальной продукции, подчеркивал тогда же на заседании "круглого стола" в Верховной Раде А.Каленков. Хотелось бы, чтобы в этой битве Кабинет министров Украины был по одну сторону баррикад с украинскими металлургами. И не только на словах.

Игорь Воронцов

МинПром

Новости

24 января 2022

Турция установила рекорд по выплавке стали

Французская Nova Met построит в Гавре новый завод по переработке алюминиевого лома

Раду просят отказаться от введения в Украине экономического паспорта

Goldman Sachs прогнозирует рекордные цены на газ

ДТЭК приобщился к инициативе ВЭФ по созданию показателей капитализма заинтересованных сторон

Нафтогаз Украины намерен возобновить импорт газа

НКЦБФР ожидает в 2022 резкого роста инвестиций

Интерпайп намерен увеличить экспорт пассажирской ж/д продукции

Интерпайп в 2021 году увеличил продажи премиальной трубной продукции на 56%

Норникель перевыполнил планы по производству металлов платиновой группы

Украина решила стать главным поставщиком зеленого водорода в Европу

Запасы газа в ПХГ Украины упали ниже 40%

УЗ должна прежде всего инвестировать в ремонт путей, а не покупку новых вагонов

Японский экспорт черных металлов вырос впервые за 8 лет

Европа получит рекордные объемы СПГ

ДТЭК законтрактовал еще 4 партии угля из США и Колумбии

ВСЕ НОВОСТИ ⇢