Ставка на колеса
ПублікаціїВ условиях острого дефицита сырья и фактического закрытия российского трубного рынка трубно-колесная компания "Интерпайп" делает упор на развитие производства наиболее высокомаржинальной продукции предприятия. Компания освоила производство колесных пар для железнодорожного транспорта и намерена расширять продажи на экспортных рынках, но не теряет надежды и на увеличение заказов в Украине.
На сегодня основной производитель стали для "Интерпайпа" – комплекс "Интерпайп Сталь" – загружен приблизительно на половину своей мощности (1,32 млн тонн). Стоит отметить, что и в прошлом году завод произвел всего 594 тыс. тонн стали, а два месяца пришлись на простой из-за нехватки металлолома. Вторая причина столь кардинального сокращения объемов производства – фактическое закрытие рынка РФ.
По словам директора по экономике и финансам компании Дениса Морозова, по итогам текущего года объем поставок трубной продукции на российский рынок составит 30-35 тыс. тонн. Таким образом, за несколько лет объемы продаж интерпайповских труб в РФ упали на порядок и полностью компенсировать потерю данного рынка компания не смогла. "Мы выросли в Европе, на Ближнем Востоке, но на сегодня мы полностью не компенсировали потерю РФ", – сказал Д.Морозов. Не видит компания большой перспективы и на североамериканском рынке, главным образом потому, что падение мировых цен на нефть привело к снижению объемов бурения новых скважин.
Также компания была вынуждена сократить продажи наиболее низкомаржинального вида своей продукции – трубной заготовки. На сегодня трубная заготовка составляет всего 9% в объеме продаж компании. "Мы стараемся максимально производить колеса, потом трубы и затем, если остается, продавать заготовку. Когда лома не хватает, первой страдает именно заготовка", – пояснил Д.Морозов.
Стоит отметить, что еще несколько лет назад в "колесном сегменте" основным для "Интерпайпа" был отечественный рынок. Так, в "золотом" для украинских вагоностроителей 2011 году компания отгрузила на внутренний рынок 78% произведенных колес (131 тыс. тонн). В дальнейшем эта доля неуклонно уменьшалась, снизившись по итогам прошлого года до 17% (14 тыс. тонн).
Причиной столь резкого снижения стал катастрофический обвал производства в отечественном вагоностроении. Если в 2011 году украинские производители произвели 52,7 тыс. вагонов, то по итогам прошлого года – всего 1054. В текущем году производство несколько оживилось, в частности Крюковский вагоностроительный завод выпустил по итогам первых 9 месяцев 1107 вагонов, однако до былых темпов еще очень далеко. При этом крупный производитель вагонов – мариупольский "Азовмаш" – простаивает, а Стахановский вагоностроительный завод оказался на неподконтрольной украинским властям территории.
В процессе переориентации компания начала испытывать дефицит экспортных мощностей, поскольку западные стандарты железнодорожных колес весьма строже отечественных. Особенно это касается стандарта американских железных дорог AAR. Дело в том, что железные дороги США в основном обеспечивают грузовые перевозки, в то время как пассажирское движение развито относительно слабо. Отсюда и более высокие требования к нагрузкам на ось и пробегу колес.
Для укрепления своих позиций на европейском и североамериканском рынках компания инвестировала в развитие производства 16,2 млн долл. Из этой суммы 6 млн было потрачено на строительство нового участка по производству железнодорожных колес для скоростного транспорта. На участке можно производить до 60 тыс. колес в год, и практически вся продукция в ближайшей перспективе пойдет на экспорт, поскольку в Украине сегодня эксплуатируются всего 14 скоростных поездов (10 Hyundai Rotem, 2 Skoda и 2 отечественных поезда "Тарпан" производства КВСЗ), на ремонтные потребности которых необходимо всего 100-200 колес в год.
Еще 8 млн долл. компания проинвестировала в строительство участка полнопрофильной механической обработки колес, что позволит нарастить их производство с 33 тыс. тонн до 49 тыс. тонн. На участке выполняются операции по проточке колеса, контролю его качества и маркировке. Как отмечают в компании, данная производственная линия будет в первую очередь производить продукцию для американского рынка.
Оставшиеся 2,2 млн долл. "Интерпайп" вложил в производство железнодорожных осей и сборку колесных пар. Несмотря на относительно небольшую сумму, эффект от его работы обещает быть наиболее ощутимым. "Что такое колесная пара? В ней есть маржа на заготовке, маржа на колесе, маржа на оси и еще маржа на сборке. Объединяются четыре вида маржи, поэтому это очень интересный передел", – объяснил Д.Морозов.
Производство черновых осей компания освоила еще в 2014 году. Ранее "Интерпайп" поставлял в Европу отдельно колеса и оси, и окончательная сборка колесной пары осуществлялась в Болгарии. Новые мощности позволяют выпускать 10 тыс. колесных пар в год. "Мы еще сертифицируемся, в ноябре надеемся продать первую пару в Европу", – рассказал директор по экономике и финансам "Интерпайпа", отметив, что в следующем году ориентировочно планируется продать 4 тыс. колесных пар, полностью собранных на Нижнеднепровском трубопрокатном заводе.
Есть надежда и на увеличение заказов на внутреннем рынке. "Мы уже начали производство вагонов на собственных заводах "Укрзализныци" и планируем до конца года построить 370 таких вагонов. Также у нас есть предложение на 1000 таких вагонов, которое до конца года будет реализовано. И суммарно в 2016 и 2017 годах – свыше 7 тыс. вагонов", – анонсировал планы железнодорожного ведомства ответственный за производство, член правления "Укрзализныци" Ирениуш Василевский.
Впрочем, воплотятся ли эти планы в жизнь – вопрос открытый. По крайней мере ранее "Укрзализныця" неоднократно называла крайнюю изношенность подвижного состава как главное основание для очередного повышения тарифов на перевозку грузов железнодорожным транспортом. В итоге тарифы повышались, но ситуацию с вагонами это не улучшило. Сегодня из 160 тыс. вагонов, которые числятся на балансе "Укрзализныци" и частных операторов, 54% имеют возраст свыше 25 лет. При этом у самой "Укрзализныци" 13 тыс. вагонов таковыми являются только на бумаге и годны лишь на порезку в металлолом.
Таким образом, главным рынком для "Интерпайпа", как и в прошлом году, остается внешний. Напомним, в 2015-м на экспорт отправилось 83% произведенной компанией продукции. Но увеличивать продажи на внешних рынках, как заметил Д.Морозов, "очень тяжело". "Как только мы заходим на какой-нибудь рынок со своими продажами – неважно, США, Европа или Ближний Восток, этот рынок тут же для нас закрывают антидемпинговыми расследованиями", – посетовал топ-менеджер, отметив, что сегодня против компании проводится 15 таких расследований.
В то же время уровень государственной поддержки при защите интересов украинских компаний за рубежом в компании оценивают как явно недостаточный. "Украина на сегодня как страна не выработала единого механизма борьбы за свои рынки. Кто против США антидемпинг объявит? Да никто. А у нас нет хоть какой-то значимой работы в этом направлении", – резюмировал Д.Морозов.
Василий Январев
Підпишіться на Minprom у Telegram, щоб залишатися в курсі важливих новин
Відкрити Telegram