Подробнее Запомнить город


Тайный финплан Балчуна: затраты и тарифы вверх, оптимизации и обсуждения не намечается

23.05.17
размер текста:

"Укрзализныця" подготовила новый проект финансового плана на 2017 год, который предусматривает повышение тарифов на перевозку грузов железнодорожным транспортом на 22,5% с 1 июня. По сравнению с предыдущим вариантом финплана "УЗ" минимально понизила свои тарифные аппетиты, но суть документа не поменялась: железная дорога по-прежнему хочет решить все свои проблемы за счет бизнеса без каких-либо объяснений и обсуждений с общественностью.

Как известно, в декабре прошлого года Министерство инфраструктуры с большим скрипом согласовало проект финансового плана "Укрзализныци" на 2017 год. При этом министр инфраструктуры Владимир Омелян назвал подготовленный командой польского реформатора Войцеха Балчуна финплан "откровенно слабым" и тогда же заверил, что никакого повышения тарифов без согласования с бизнесом не будет.

В феврале Государственная регуляторная служба отказалась согласовывать проект приказа Министерства инфраструктуры, предусматривающий повышение грузовых ж/д тарифов и решила создать совместную с бизнесом рабочую группу для определения компромиссной ставки их повышения. Позже министр инфраструктуры в очередной раз подчеркнул, что повышать грузовые тарифы можно только после появления общей позиции "Укрзализныци" и бизнеса по этому вопросу.

Однако эта общая позиция так и не была выработана. Несмотря на многочисленные обращения промышленников к руководству "Укрзализныци" монополия так и не представила для обсуждения детализированный проект финансового плана. Вместо этого ее руководитель В.Балчун озвучивает фантастические инвестиционные планы в объеме 150 млрд грн. в течение пяти лет, закупку 20 тыс. грузовых вагонов и т.д., в то время как после года его пребывания на должности "Укрзализныця" не может обеспечить прохождение необходимого количества поездов на Мариуполь и Бердянск, а на нехватку вагонов периодически жалуются все грузоотправители – от металлургов до аграриев.

МинПрому
удалось неофициально ознакомиться с некоторыми пунктами нового финансового плана "Укрзализныци" на 2017 год. Вместо предлагаемого ранее повышения тарифов на 25% железная дорога хочет поднять их на 22,5% с 1 июня. Но даже такое повышение не сделает "Укрзализныцю" прибыльной!

Впрочем, разговор о прибыли "Укрзализныци" заслуживает отдельной темы, пока же те цифры, которые попадают в СМИ, скорее говорят о том, что руководство железнодорожного монополиста просто озвучивает удобные показатели в нужный момент. Например, в январе председатель правления В.Балчун торжественно отчитался, что под его мудрым руководством "Укрзализныця" вышла в плюс и закончила прошлый год с прибылью в 303 млн грн. Однако, согласно обнародованным в апреле результатам аудита, проведенного международной аудиторской компании Ernst&Young, убытки "УЗ" в 2016 году составили 7,3 млрд грн. Таким образом, когда В.Балчуну нужно отрапортовать о победах, внезапно появляется прибыль, а когда необходимо проталкивать повышение тарифов – убыток.

Изюминкой нынешней ситуации является то, что даже с учетом предлагаемого 22,5%-ного повышения тарифов ожидаемый чистый убыток "Укрзализныци" в прошлом году составит 3,37 млрд грн. И это неудивительно, ведь некоторые статьи затрат консолидированного финансового плана определенно завышены, корректность их планирования вызывает сомнения и требует оптимизации.

Как и в предыдущем варианте финплана, огромные расходы заявлены на капитальные инвестиции – 22,7 млрд грн. Очевидно, что настолько большая сумма имеет мало общего с реальностью. Так, в прошлом году на капитальные инвестиции было потрачено менее 7 млрд грн. при заявленных еще предшественниками В.Балчуна 11,2 млрд грн. В первом квартале текущего года на эти цели было израсходовано почти 1,3 млрд грн., что составляет менее 6% от запланированного бюджета.

Также в новом проекте финплана предусмотрены инвестиционные затраты в размере 7,2 млрд грн. на приобретение полувагонов. в том числе 2,4 млрд грн. на изготовление 3 тыс. вагонов собственными силами. Но 12 мая первый заместитель начальника департамента вагонного хозяйства "УЗ" Михаил Мурашко признал, что железная дорога не в состоянии произвести такое количество вагонов. По его словам, на мощностях "УЗ" изготовлено всего 250 вагонов и до конца года стоит ожидать еще около 1 тыс. единиц.

По некоторым статьям запланирован весьма стремительный рост затрат. В частности, на административные расходы в текущем году предусмотрено направить 1,7 млрд грн., что более чем вдвое превышает прошлогодний показатель. А затраты на юридические услуги планируется увеличить в 8,9 раз – с 7,9 млн грн. до 70 млн грн.

Не забывают железнодорожники и о себе любимых. Согласно новому проекту финплана расходы на оплату труда вырастут на 26%, до 24,2 млрд грн. при снижении численности работников на 5%. А по отдельным категориям фонд оплаты труда неадекватно увеличился: директор – +192,1%, административно-управленческий персонал – +267% к факту 2016 года. Также предлагается премировать руководящий состав на 0,5 млн грн., и это при запланированной убыточности железной дороги!

В новый проект финплана заложено и увеличение затрат на дизтопливо и электроэнергию. В частности, затраты на дизтопливо планируется увеличить на 1,1 млрд грн., что почти на 19% больше прошлогоднего показателя. На электроэнергию затраты вырастут на 8,5%, или на 660 млн грн. При этом в удельных расходах на т.км. не прослеживаются цели по снижению удельных расходов ключевых ресурсов (дизтопливо, электроэнергия), хотя по оценкам отдельных экспертов масштабы воровства дизельного топлива на "УЗ" достигают 20-30% от объема потребления.

Стоит отметить, что при существенном общем росте затрат динамика грузопотоков, несмотря на предусмотренное увеличение на 3,2% относительно факта 2016 года, снижена по отношению к плановым прошлогодним показателям на 3,4%, т.е. грузопотоки увеличивать не планируется. В течение последних лет на железных дорогах наблюдается неуклонное снижение объема грузоперевозок при постоянном росте тарифов. В 2016 году объем грузоперевозок "Укрзализныци" упал на 2%, а перевозки автомобильным транспортом выросли на 12%. С высокой долей вероятности можно прогнозировать, что при очередном повышении тарифов мы увидим продолжение этой динамики – бизнес продолжит все больше "уходить" с УЗ, а украинские автодороги – разрушаться от верениц тяжелых грузовиков.

Учитывая, что при пересмотре тарифов на грузовые перевозки на 22,5% "Укрзализныця" планирует дополнительно получить 6,707 млрд грн. доходов, все равно непонятно, зачем проводить индексацию тарифов, если без нее железная дорога имеет возможность профинансировать беспрецедентную инвестпрограмму в 16 млрд грн., разрешение на которые "УЗ" получила от правительства в начале 2017 года (и это с учетом того, что в финплане не отражены эффекты от операционных улучшений, которые могли быть дать монополии несколько миллиардов гривен дополнительных доходов).

Необходимо учесть и тот факт, что "Укрзализныця" получает неплохой доход от грузовых перевозок и при нынешних тарифах. При этом железная дорога тщательно скрывает себестоимость грузовых перевозок. "Еще полтора-два года назад "Укрзализныця" озвучивала цифру 35-37%. По той отчетности, которую "Укрзализныця" дает своим иностранным кредиторам, это от 35% до 50%. Грузовые перевозки крайне прибыльные", – отмечал ранее президент ОП Укрметаллургпром Александр Каленков.

В связи с этим более логичным было бы доработать финплан исходя из предположения об нулевой индексации ж/д тарифов, заложить более агрессивные цели по снижению затрат монополиста (в т.ч. удельных расходов электроэнергию и дизтопливо), подробно проработать инвестпрограмму и проекты, которые в нее попадут, а также оценить их экономическую эффективность. И только после этого, если останутся действительно важные проекты, которые необходимо профинансировать именно в 2017 году, проработать их и вынести на обсуждение общественности, понимая, что для их реализации необходима индексация тарифов.

Сегодня вопрос тарифов на перевозку грузов железнодорожным транспортом не только касается "Укрзализныци", а будет иметь непосредственное отражение на работе всей украинской экономики. Соответственно, можно либо ускорить выход Украины из кризиса, либо же замедлить его. Блокада неподконтрольных Киеву территорий уже привела к снижению темпов роста ВВП, тарифный удар по украинской экономике рискует снизить этот показатель почти до нуля. В связи с этим хотелось бы услышать позицию премьер-министра Владимира Гройсмана и первого вице-премьера – министра экономики Степана Кубива: будет ли принято прозрачное и взвешенное решение по ж/д тарифам или же мы увидим очередной договорняк по финансовым потокам крупнейшего государственного монополиста.

Елена Курашина

МинПром

... ...
 


Комментарии
комментариев: 0

...
Новости партнеров


Статьи
12.05.21, Ярослав Ярош
29 апреля президент Владимир Зеленский подписал закон, снимающий ограничения на продажу объектов большой приватизации в период пандемии. 1 мая закон вступил в силу. Фонд госимущества намерен заработать на этой распродаже 12 млрд грн в текущем году и провести первые аукционы уже летом. Но ожидания и реальность совпадают нечасто. Украинский опыт большой приватизации доказывал это не раз.
23.04.21, Ярослав Ярош
В середине апреля Лакшми Миттал, глава глобального стального холдинга АrcelorMittal, лично приехал в Киев. По итогам визита был подписан меморандум о так называемом "стальном миллиарде". Согласно документу, комбинат "АrcelorMittal Кривой Рог" инвестирует 1 млрд долл. в проекты, направленные на экологизацию своего металлургического цикла. Раньше бывало, что из офиса АМКР звучали декларации и о более крупных суммах. Но эта хотя бы написана пером.
05.04.21, Василий Январев
В декабре 2020 года у Часовоярского огнеупорного комбината сменился собственник – им стал крупнейший в Украине производитель и экспортер глины группа компаний VESCO. О том, что даст компании эта покупка, влиянии коронакризиса на рынок глины, инвестициях в производство и планах на будущее, а также о том, как из глины, добываемой в разных карьерах, сделать продукт премиум-класса в интервью МинПрому рассказал генеральный директор VESCO Евгений Цымарман.
25.03.21, Ярослав Ярош
10 марта Европарламент большинством голосов поддержал резолюции о введении на всей территории ЕС механизма таможенной углеродной корректировки (Carbon Border Adjustment Mechanism). Выражаясь более понятно, речь идет о дополнительном налогообложении товаров, производство которых сопряжено с выбросами углеводорода в атмосферу. Ожидаемо новый налог сильнее всего ударит по импорту в ЕС из третьих стран. И Украина наряду с Китаем и Россией находится в самой высокой группе риска.
15.03.21, Ярослав Ярош
В декабре прошлого года Украина возбудила антидемпинговое расследование относительно проката из углеродистой стали с покрытием происхождением из Китая. Окончательные результаты расследования ожидаются под занавес 2021-го. Но украинские производители не хотят еще целый год терпеть убытки из-за китайского импорта. Поэтому настаивают не введении предварительных антидемпинговых пошлин уже весной.
11.03.21, Василий Январев
Несмотря на беспрецедентно жесткие условия Антимонопольного комитета "Метинвест" приобрел крупнейшего украинского производителя коксующегося угля, что значительно усилит вертикальную интеграцию холдинга. В свою очередь предприятия Покровской угольной группы получат необходимые инвестиции для развития добычи, которые станут гарантией стабильной работы на несколько десятков лет. Для региона же стабильная работа и развитие Покровского означают рост занятости и увеличение поступлений в местный бюджет.
02.03.21, Василий Январев
1 марта в Верховной Раде зарегистрирован законопроект №5175 о продлении пошлины на экспорт металлолома еще на 5 лет. Именно об этом просили металлурги украинских законодателей еще в середине февраля. Ведь, пошлина будет действовать еще полгода, а ее непролонгация грозит крайне тяжелыми последствиями для отечественной металлургии в частности и экономики в целом.
19.02.21, Ярослав Ярош
Такого конца ушедшего года не прогнозировал никто. На фоне пандемии и спада деловой активности ценовые индикаторы на основные виды металлургического сырья, в т. ч. полуфабрикаты обновили исторические максимумы – кто за 5, 6 лет, а кто и за 10. Украинские экспортеры вовремя сориентировались в ситуации и поймали дополнительную маржу. С трепетом надеясь, что и в 2021 г. удастся ковать железо, не отходя от кассы.
09.02.21, Ярослав Ярош
Новоизбранный президента США Джо Байден начал свою каденцию с того, что отменил десяток решений своего предшественника. Но это не означает, что под снос пойдет все, что соорудил Дональд Трамп. Стена на границе с Мексикой, возможно, и рухнет, на забор, который оградил Штаты от импорта стали и других товаров может устоять. Слишком много лоббистов его подпирает.
29.01.21, Дмитрий Наталуха
В понедельник президент США Джо Байден подписал указ, обязывающий Федеральное правительство покупать больше продукции американского производства. Этим указом фактически существенно расширяется сфера действия и нормы знаменитого закона "покупай американское"


Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!