Подробнее Запомнить город


Налоговая бомба в стенах Рады

11.09.19
размер текста:

Украина ранее уже потеряла позиции в высокотехнологичных отраслях, утратив статус развитой индустриальной державы. Теперь предлагается уничтожить еще и горнодобывающую промышленность, на которой во многом базируется вся экономика страны. Соответствующие инициативы содержатся в законопроекте №1210 о внесении изменений в Налоговый кодекс Украины. Автором документа является председатель комитета Верховной Рады по налоговой политике Даниил Гетманцев.

Токсичные инициативы

В частности, он предлагает не только повысить рентную плату за добычу железной руды с 8% до 10%, но и увеличить нижний порог рентабельности железорудного сырья с 14-25% до двойной учетной ставки НБУ – сегодня это 33%.

Для понимания цены вопроса: до 2014 г. ставка ренты на добычу железной руды была в пределах 1,5-2,7%. Ее повышение до 8% привело к росту рентной платы примерно в 3,5 раза. Затем в 2015-2018 гг. плата за недропользование выросла еще в 1,5 раза. А уже в 2019 г. был введен временный повышающий коэффициент 1,1 к ставке ренты за добычу железной руды: то есть платежи предприятий возросли еще на 10%.

И теперь, в случае очередного повышения базовой рентной ставки до 10%, дополнительные расходы горняков составят 12-13 млрд грн., по подсчетам Федерации металлургов Украины. Эти платежи – часть себестоимости готовой железорудной продукции, которая таким образом ощутимо подорожает.

Тогда как мировые цены на железную руду последние полгода имеют четкую тенденцию к снижению. Если в конце I кв. они достигали 110 долл./т, то сейчас упали до 88-89 долл./т CIF China. В таких условиях при росте налоговой нагрузки украинские горно-обогатительные комбинаты рискуют утратить важнейшие рынки сбыта: Китай и Евросоюз. К примеру, в Китай по итогам января-июня 2019 г. отгружено 7,3 млн т, или 19% производства украинского железорудного сырья.

Сокращение производства в этом объеме эквивалентно закрытию двух таких предприятий, как Ингулецкий и Центральный ГОКи (г. Кривой Рог, Днепропетровская обл.), на которых трудятся 10 тыс. рабочих. Плюс они обеспечивают занятость еще 10-15 тыс. чел. в смежных отраслях.

Сокращение производства, потеря тысяч рабочих мест будут означать и неизбежное снижение налоговых поступлений в местные бюджеты – из которых финансируется содержание школ, дорог, больниц. Знает ли президент Владимир Зеленский, какое будущее его родному городу готовят авторы предлагаемых налоговых новаций?

Но негативные последствия от предлагаемого бездумного повышения ренты на добычу железной руды не ограничиваются отдельно взятым городом Кривой Рог. Они бьют по всей цепочке кооперационных связей в украинской экономике, только начавшей приходить в себя от жесточайшего шока 2014-2015 гг.

Прекращение экспорта ЖРС в Китай – это еще и прямые потери доходов крупнейших госкомпаний. От неизбежного снижения объемов перевозки и перевалки грузов ПАО "Укрзализныця" и ГП "Администрация морских портов Украины" получат минус 4 млрд грн. в год. А это в свою очередь приведет к недополучению бюджетом Украины как минимум 3 млрд грн. доходов.

И это по самым скромным оценкам, без учета потерь в смежных отраслях. А для полной картины надо добавить падение поступлений от горнорудных предприятий и их подрядчиков – свыше 4 млрд грн. в результате сокращения производства. В итоге рост платежей в бюджет от повышения ставки ренты полностью обнуляется.

Но этим глубоко негативный итоговый эффект предлагаемых изменений не ограничивается. Будет сворачивание инвестиционных программ – поскольку деньги, которые выделялись ГОКами на модернизацию и развитие производства, придется отдавать в виде дополнительных отчислений в бюджет. А без инвестиций горнодобывающую промышленность, как и любую другую, ждет постепенная деградация.

В интересах агрессора

Рынок сбыта в ЕС для украинского железорудного сырья также будет утерян в случае повышения налоговой нагрузки для горняков в соответствии с законопроектом №1210. По итогам января-июня туда было отгружено 5,8 млн т концентрата и окатышей. Это объем, соизмеримый с производственной мощностью Южного ГОКа (г. Кривой Рог).

Теперь о том, кому могут быть выгодны подобные "новации". Традиционно с украинскими производителями ЖРС на европейском рынке ЕС конкурируют российские компании. У них уже есть преимущества перед нашими ГОКами за счет более низких цен на дизельное топливо, электронергию и природный газ в РФ.

Меньшие затраты на ключевые энергоресурсы позволяют российским производителям ставить более низкую отпускную цену на ЖРС. Оставаться на плаву в такой жесткой конкурентной среде украинским горнякам чрезвычайно сложно, они балансируют на грани. Поэтому резкий рост себестоимости продукции наших ГОКов за счет повышения ренты – на руку россиянам.

Если в случае принятия законопроекта №1210 украинские производители ЖРС уйдут с европейского рынка, их тут же заменят российские конкуренты из групп "Металлоинвест" и НЛМК. Таким образом, предлагаемые новации – это прямая поддержка экономики страны-агрессора.

Хотя скандальный законопроект преподносится как некая прогрессивная идея: дескать, давайте стимулировать экспорт не сырья, а готовой металлопродукции. Однако вся правда в том, что на ввоз стального проката в США, ЕС, Канаде и целом ряде других стран действуют заградительные пошлины, защищающие местных производителей от соперничества с импортерами.

Поэтому украинские металлурги сталкиваются не только с жесточайшей рыночной конкуренцией, но и с административными торговыми барьерами. Попросту говоря, они не могут продать за границей столько стальной продукции, сколько способны произвести. И в этих условиях экспорт ЖРС становится своеобразным спасательным кругом для экономики, генерируя приток валюты в Украину и удерживая от падения курс гривны.

По итогам января-августа текущего года зарубежные продажи железорудного сырья дали стране 2,5 млрд долл. Из них 22,52% поступило от поставок в Китай, в Польшу – 13,29% и в Словакию – 11,61%. Несложно подсчитать, что из-за налоговых "новаций" Д.Гетманцева Украина лишится 1,186 млрд долл. И эти потери валютной выручки нечем компенсировать.

Теперь вернемся к металлургам. Пока что их выручает вертикальная интеграция бизнеса – т.е. возможность использовать более дешевое железорудное сырье собственной добычи. Повышение себестоимости ЖРС, вызванное поднятием рентной ставки до 10% и изменением базы налогообложения, даст подорожание металлопродукции и приведет к ухудшению финансовых показателей у металлургических комбинатов Украины.

Для этого есть и объективные предпосылки. Так, крупные и средние металлургические предприятия Китая по итогам января-июля сократили общую чистую прибыль на 23,93%, до 17,278 млрд долл., по данным китайской ассоциации металлургической промышленности CISA. Ухудшение показателя объясняется ростом цен на сырье, прежде всего на железную руду. За отчетный период закупочные затраты на внутреннем рынке КНР выросли на 19,88%, на импортное сырье – на 29,13%.

Как уже отмечалось, украинские металлурги благодаря вертикальной интеграции могут минимизировать подобный негатив, инвестируя в развитие железорудного дивизиона. Но рост себестоимости ЖРС из-за повышения ренты даст тот же эффект, что и у китайских сталеваров. Падение прибыли повлечет уменьшение налоговых платежей в бюджет и другие негативные последствия для экономики и социальной сферы.

Как отмечает консалтинговое агентство PricewaterhouseCoopers, в случае принятия изменений в Налоговый кодекс Украины, предусмотренных законопроектом №1210, доля рентных платежей по отношению к коммерческой прибыли металлургических предприятий Украины существенно превысит аналогичный показатель в других странах.

Так, доля ренты по отношению к прибыли в Австралии, Бразилии, Канаде, Казахстане, Индии, Китае, составляет 10,3%. А в России – всего 2,5%. В Украине в случае внедрения предлагаемых изменений в Налоговый кодекс она достигнет 22%. Таким образом, законопроект №1210 сделает добычу железной руды в России в 9 раз выгоднее, чем в Украине.

Игорь Воронцов

МинПром

... ...
 


Комментарии
комментариев: 0

...
Новости партнеров


Статьи
13.07.20, Василий Январев
В Украине стартовала очередная попытка оживить отечественную промышленность. Комитет Верховной Рады по вопросам экономического развития выступил с инициативой внедрить, такой всемирно признанный инструмент промполитики, как локализация машиностроительной продукции при госзакупках. Инициаторы изменений, профильные эксперты и производственники уверяют, что законопроект №3739 будет полезным для украинской экономики, но хватит ли у государства политической воли довести дело до конца?
06.07.20, Елена Курашина
Государственный монополист "Укрзализныця" в очередной раз создал проблему для грузоперевозчиков. Причина благая – обеспечение безопасности движения. Но ее формальная реализация уже поставила ряд крупнейших отечественных предприятий на грань остановки.
26.06.20, Ярослав Ярош
За два первых квартала 2020 г. спрос на сталь в мире фатально просел. За два следующих, есть надежда, он будет восстанавливаться. Но медленно и осторожно. Поэтому по итогам года в минусе окажутся все крупнейшие сталепроизводители за исключением, возможно, Китая. Такие выводы вытекают из последнего отчета ассоциации WorldSteel. Ухудшить и без того сдержанный прогноз может вторая волна коронавируса и желание некоторых участников рынка слишком быстро возобновить производство. Это как в случае с водолазом, опустившимся глубоко на дно - резкое всплытие может его убить.
23.06.20, Василий Январев, Елена Курашина
Необдуманное введение квот на импорт серной кислоты в июле 2018 года резко ухудшило ситуацию для отраслей, использующих ее в своих производственных процессах. Цена на этот ресурс для потребителей выросла более чем вдвое, но самое худшее, что дефицит кислоты грозит масштабными техногенными и экологическими катастрофами на металлургических и коксохимических предприятиях.
12.06.20, Василий Январев, Елена Курашина
Коронавирусный кризис внес серьезные коррективы в украинский рынок труда. На фоне роста безработицы, сокращения зарплат, а также невозможностью для многих заробитчан вернуться на свои рабочие места в странах ЕС конкуренция за хорошие рабочие места в Украине резко обострилась. Особенно в крупных промышленных компаниях, которые держаться на плаву и способны обеспечивать своим сотрудникам приемлемый уровень зарплат.
02.06.20, Анна Долгих
О важности существования независимого регулятора на транспорте в контексте создания системы прозрачных тарифов потребители транспортных услуг уже набили оскомину, рассказывая об этом на всевозможных площадках для коммуникации между бизнесом и властью. Но очередной предложенный проект создания НКРТ еще далек от совершенства.
28.05.20, Ярослав Ярош
"Укрзализныця" задекларировала самое масштабное обновление локомотивного парка за все времена независимости. В период 2021-2025 гг. она намерена приобрести 205 новых локомотивов, для чего начала предварительный отбор поставщиков. Но украинские промышленники дружно раскритиковали условия такого отбора. Камнем преткновения стала норма локализации производства локомотивов в Украине. УЗ согласна минимум в 15%. Машиностроители заявляют, что способны обеспечить и 50-процентную глубину локализации.
28.04.20, Ярослав Ярош
Под предлогом пандемии европейское стальное лобби готовит почву для сокращения квот на импорт стальной продукции на территорию ЕС. В течение апреля Еврокомиссию буквально засыпали просьбами кардинально закрыть внутренний рынок. В обращениях, как правило, речь идет об урезании квот на 75% как минимум на полгода. По плану новые параметры квот Еврокомиссия должна официально объявить 1 июля. Но большинство металлургов из ЕС настаивает на экстренном пересмотре.
17.04.20, Василий Январев
Пандемия коронавируса COVID-19 одним махом перечеркнула все позитивные макроэкономические прогнозы начала текущего года. Оказалось, что невидимый глазу вирус способен нанести украинской экономике урон гораздо больший, чем все торговые войны и геополитические противостояния вместе взятые.
10.04.20, Ярослав Ярош
Мировая нефтяная отрасль переживает крупнейший кризис сбыта в истории. Возможно, именно так выглядит начало конца "нефтяной эры". Никто не гарантирует, что даже беспрецедентное сокращение добычи восстановит спрос и спасет цены на нефть от обвала. Тем не менее 9 апреля Организация стран-экспортеров нефти (OPEC) и Россия договорились снизить во втором квартале суточную добычу на 10 млн баррелей.


Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!