Недалеко ушел

Економіка Металургія Публікації
Недалеко ушел

«За что» экс-глава правления ОГХК А.Сомов стал главным финансистом компании?..

Незадолго до приватизации на ОГХК снова сменилось руководство. «Борец с теневым экспортом» А.Сомов уступил кресло главы правления менее медийно активному Егору Перелыгину. Среди причин ротации называется скрытый лоббизм, популизм, неспособность противостоять влиянию Фирташа и нежелание бороться со схемами бывших ТОП-менеджеров ОГХК Журило и Перцева. Судя по тому, что бывшего председателя правления переместили на позицию финансового директора, государство не считает это серьезным проступком и готово закрыть глаза на многие другие нарушения.

Погоню за медийностью и желание казаться главным уборщиком «авгиевых конюшен» экс-руководитель умудрялся совмещать с избирательной халатностью в интересах Group DF и лоббированием контрактов с сомнительными структурами из орбиты Журило-Перцева.

Так, в своей авторской колонке на УП теперь уже бывший и.о. главы правления ОГХК Артур Сомов заявлял, что его компания принципиально не работает с российскими и крымскими «прокладками». Госчиновник постарался убедительно доказать, что одних только обвинений в СМИ относительно поставок сырья крымским и российским потребителям вполне достаточно, чтобы госкомпания разорвала отношения с фигурантами таких публикаций. В качестве примера своей решительности Сомов назвал компании Belanto и IMMCO, контракты с которыми были остановлены на основе негативных публикаций в СМИ. 

По словам Сомова, не только интуиция и политинформация помогают ОГХК фильтровать партнеров, но и более строгие методы регулирования: всесторонняя проверка клиентов/комплаенс; гарантийные письма-обязательства контрагентов; дополнительные пункты контрактов, относительно усиления ответственности контрагента; дополнительные финансовые залоги – Performance Bond. 

Как и многие последние заявления этого чиновника, подобная решительность в контроле за экспортом титаносодержащего сырья производства ОГХК, оказалась сильно преувеличенной.

Совершенно непонятно, как при таком количестве регуляторных методик и усиленных фильтров, не говоря уже о повышенной бдительности Сомова лично, могло случиться, что в июне сего года ОГХК был подписан контракт на поставку рутилового концентрата с компанией JHan Corp Ltd, которая уже два десятка лет открыто (!!!) работает со структурами Д.Фирташа?! Бывший и.о. главы правления ОГХК А.Сомов не просто лично подписал этот контракт, но и лоббировал его пролонгацию до конца нынешнего года. В тексте контракта с JHan Corp Ltd нет даже намеков хотя бы на формальный запрет поставок санкционным и недружественным потребителям.

Даже поверхностный анализ открытых источников информации выдает ссылки  на ресурсы из которых четко видно, что основным партнёром компании J Han Corp является ПРАТ «Крымский Титан» с которым она сотрудничает уже много лет. Также, среди основных поставщиков числятся компании “Сумыхимпром” и “ХимВектор” входящие в группу DF. 

По имеющейся информации, через J Han Corp, товар якобы отправляли в Корею, но на самом деле в Крым. Так, в 2020 г. через J Han Corp ОГХК продала продукции на сумму 372,000 дол. и в 2021 г. на сумму 850,000 дол. Все контракты были утверждены и подписаны лично А.Сомовым. Кроме того, ООО “ТИТАНОВАЯ ТРЕЙДИНГОВАЯ КОМПАНИЯ” продала J Han Corp продукцию «Крымского Титана» ДИОКСИД ТИТАНА ПИГМЕНТНЫЙ РАЗЛИЧНЫХ МАРОК (TIOX-220,TIOX-230) для поставки в PORT PUSAN в 2020 г. на сумму 3,813,900 дол. и в 2021 г. на сумму 2,018,800 дол.

Вряд ли служба безопасности ОГХК не знала таких общеизвестных фактов. Неужели Сомов был настолько некомпетентен, что ничего не знал о деятельности J Han Corp? Трудно поверить, что ФГИ и правоохранители перестали контролировать контракты ОГХК и могли спустить с рук Сомову такой произвол. Такое откровенное вранье и неприкрытое лоббирование интересов Фирташа не просто было бы списать на отгрузки по условиям FCA… 

Но это еще не все… 

17 августа 2021 все тот же и.о. главы правления ОГХК Артур Сомов подписал Контракт № 122/1-21 от 17.08.2021 с фиктивной (!!!) компанией S.K. Mine-Chem на сумму 12 млн. дол. и сразу заключил спецификацию на сумму 3 млн. 192 тыс. дол. для поставки продукции на сумму свыше 3 млн. дол. уже в августе-сентябре 2021 г.

Похоже, что Сомов был сильно мотивирован на сотрудничество именно с этой структурой, т.к. стандартные бюрократические процедуры по заключению коммерческих контрактов на ОГХК обычно тянутся по полгода и больше. Понятное дело, что ни о каком прохождении комплаенса (всесторонней проверки) S.K. Mine-Chem не может быть и речи, поскольку данной индийской компании в природе не существует.

Для лучшего понимания, необходимо сделать некоторые важные пояснения. Дело в том, что все индийские компании имеют CIN номер – номер регистрации компании, а в подписанном А.Сомовым контракте указаны номера PAN и GSTIN, которые являются идентификационными номерами физлиц налогоплательщиков. Но при этом, ни один официальный реестр налоговой службы Индии и Реестр компаний Индии не выдает данные о регистрации гражданина KALPESH RAMOLIA как предпринимателя.

Согласно подписанному Сомовым контракту, у предпринимателя KALPESH RAMOLIA есть номер GST, который присваивают если годовой оборот составляет свыше 40 рупий (чуть больше 14 грн.) или в случае ведения онлайн-бизнеса. Т.е. если у гражданина Индии KALPESH RAMOLIA и существует какой-то реальный бизнес, то, с учетом всего выше сказанного, он может иметь форму Proprietorship – т.е.предпринимательства осуществляемого одним лицом, самой простой и распространенной в Индии формой бизнеса, которая практически не регулируется законами. Эта форма предпринимательства очень популярна в неорганизованном бизнес-секторе Индии, особенно среди мелких торговцев (рынки, продуктовые магазины, булочные, извоз, салоны). Это аналог ФОП первой группы в Украине. Привлечение кредита в Индии частным предпринимателем практически невозможно, поскольку в связи с особенностями индийского законодательства, там нет правопреемства в случае возникновения у Proprietor каких-либо сложностей. Т.е. получается, что руководитель крупнейшей украинской госкомпании впервые за 65-летнюю историю ОГХК подписал многомилионный (12 млн. дол.) контракт на поставку титанового сырья с каким-то мелким предпринимателем из Индии (!). Явно этот «бизнесмен» не может являться конечным потребителем продукции ОГХК, представлять интересы добросовестных потребителей сырья, не распоряжается легальными собственными средствами и не в состоянии что-либо кому-то официально гарантировать, в т.ч. финансово. Это бизнес от имени государства даже не с «компанией-прокладкой», а с какой-то «помойкой» для торговли краденым…

Как такое вообще возможно, где нашел себе этого партнера бывший глава ОГХК, какими соображениями мотивирована эта «сделка века» и куда смотрели органы финансового мониторинга – это вопросы уже не к Сомову, а к украинским правоохранительным органам. Согласно имеющейся информации, индийский предприниматель KALPESH RAMOLIA он же компания S.K. Mine-Chem осуществили контракт с ОГХК в интересах эмиратской оффшорной компании Defessa Trans F.Z.E. И эта информация также легко проверяется из открытых источников. В 2021 году согласно публичным данным

Defessa Trans F.Z.E. приобрела у S.K. Mine-Chem три поставки рутилового концентрата, а непонятно откуда взявшаяся S.K. Mine-Chem был единственным поставщиком сырья для Defessa Trans F.Z.E. Примечательно, что за 4 дня до заключения контракта с KALPESH RAMOLIA/S.K. Mine-Chem потребителям продукции Defessa Trans F.Z.E. официально было сообщено о том, что продукцию в 3-4 кварталах 2021 г. будет поставлять новый трейдер. Не правда ли, поразительная информированность иностранцев о планах украинской госкомпании и ее конфиденциальной коммерческой информации?!

13 августа 2012 закупочный менеджер в ESAB в Аргентине, ответственный за закупки для всех заводов ESAB в Латинской Америке, сообщил что поставщиком рутила производства ОГХК для заводов ESAB Group в третьем квартале будет компания Defessa Trans F.Z.E.

Defessa Trans FZE давно не чужая для руководства ОГХК компания. При бывших ТОП-менеджерах Журило и Перцеве, она втечение нескольких лет поставляла титановое сырье для российской госкорпорации «ВСМПО-АВИСМА», от связей с которой публично открещивался Сомов. На сегодняшний день Defessa Trans FZE имеет просроченный долг перед ОГХК в размере 15 млн. дол. по иску в Международный коммерческий арбитражный суд при ТТП Украины.

Заключив контракт с KALPESH RAMOLIA – S.K. Mine-Chem, Артур Сомов по-видимому, решил сделать «дембельский аккорд» перед приватизацией ОГХК и повторно обеспечить бесплатным титаном компанию Defessa TransF.Z.E. для дальнейших поставок в Россию и Крым. Очевидно, не всем в руководстве ФГИ Украины пришлась по душе эта идея…

Уже в сентябре 2021 года S.K. Mine-Chem размещает заказы, а ОГХК осуществляет отгрузку по контрактам, подписанным А.Сомовым.

«Заслуги» Сомова перед ОГХК и Украиной будут не полными если не вспомнить и другую сенсационную информацию, которая не так давно была опубликована изданием «Hubs».

Согласно грузовым таможенным декларациям и накладным, филиалы ОГХК осуществляли поставки продукции “ВСМПО-АВИСМА” в апреле 2020 года, а также в мае и июне 2021 года.  В частности, 30 апреля 2020 года ОГХК отгрузила 72,3 тонны ильменитового концентрата (насыпью) через филиал «Иршанский ГОК» в Россию по адресу АО «ВСМПО-АВИСМА» со станции «Нова Борова» на станцию «Заячья Горка».

Формально, поставки осуществлялись согласно контракту № 126-1/19 от 12.12.2019, покупателем продукции у ОГХК выступала – DEFESSA TRANS FZE (ОАЭ). Это уже знакомый нам эмиратский оффшор и покупатель продукции ОГХК в 2020-2021 г.г.

7 мая 2021 года ОГХК отгрузила 348,4 тонны руды и титанового концентрата «Вольногорского ГМК» на станцию «Заячья Горка». Отправителем указан филиал «ВГМК» «ОГХК» согласно контракту № 136/1-20 от 09.11.2020 г. Формальным покупателем груза по этому контракту является чешская компания BELANTO trade s.r.o (акционерами компании являются граждане Украины).

2 июня 2021 года ОГМК отправила 788,7 тонн ильменитового концентрата на общую сумму 14 млн 198 тыс. дол. Отправитель – филиал «ВГМК» АО «ОГХК». Получатель – филиал ЧАО “Корпорация “ВСМПО-АВИСМА” (Россия, Пермский край м. Березники, ул. Загородная, 29) согласно контракту № 136/1-20.

На документах стоят печати Харьковской таможни ГФС, а также Белгородской и Свердловской таможен. На документе стоит также печать ОГХК.

Скорей всего, теперь уже мы не дождемся развернутого информационного комментария со стороны А.Сомова по сути изложенных фактов. Но вот от дачи пояснений и показаний сотрудникам правоохранительных органов бывшего и.о. главы правления ОГХК никто не освобождал!

Новини

26 Квітня 2024

ЄС закликають до більш активних дій щодо припинення імпорту російської сталі та ЗРС

Експорт сталевого брухту з Японії знизився на 4,6%

JSW очікує видобуток вугілля у 2024 році на рівні 13,5 млн тонн

Запоріжсталь має намір підвищити якість металопродукції

Уряд зберіг чинний тариф на електроенергію для населення до кінця травня

Індія дозволила російським компаніям страхувати танкери з нафтою, щоб обійти санкції 

Низька інфляція під час війни може нашкодити – економіст

Україна може втратити до 2% ВВП через обстріли енергетичної інфраструктури

Світове виробництво DRI у січні-березні збільшилось на 7,4%

З початку року машинобудівники ДТЕК виготовили п’ять вугільних комбайнів

Vale за результатами I кварталу скоротила чистий прибуток майже на 13%

Tata Steel відхилила план профспілок щодо збереження доменної печі

Японія інвестує у розвиток чилійських мідних шахт

У енергосистемі зберігається дефіцит – обмежено споживання криворізької промисловості

72% роботодавців в Україні нарікають на дефіцит кадрів

Anglo American відхилила пропозицію BHP

ВСІ НОВИНИ ⇢