Руда сорвалась

Економіка Металургія Публікації
Руда сорвалась

Чем выше взлететь, тем больнее падать. Вполне вероятно, что конец 2021 г. производители ЖРС встретят на краю той же ямы, в которой отрасль барахталась с середины 2014-го по середину 2020-го. Тогда цены на руду монотонно колебались в интервале 50-100 долл/тонну, не позволяя добывающим компаниям баловать себя по-крупному ни дивидендами, ни инвестициями. Первая половина текущего года была озарена для них яркой, но слишком короткой вспышкой. В течение полугода руда подорожала со 120-130 до 220-235 долл/тонну. Но для того, чтобы скатиться назад, и даже ниже, ей хватило чуть больше месяца.

Китай поднял, Китай опускает

Рынок ЖРС оказался банально перегрет под воздействием так называемой постпандемической эйфории. После шока, нанесенного Covid-19, экономики стран-производителей стали начали восстанавливаться, иногда с чрезмерным энтузиазмом. Это и вызвало стремительный рост спроса на сырье и подстегнуло цены. Но сейчас бизнес возвращается в более прагматические рамки. Он уже ни разу не готов платить по 200 долларов за тонну руды. И даже 100 отдает с неохотой. Подобные тенденции проявляются и на других сырьевых рынках – лома, чугуна, а также полуфабрикатов и проката. Просто там котировки не взбирались на столь заоблачные уровни, потому и откат плавнее.

К третьей декаде сентября цены на руду (62% Fe) упали на мировых площадках ниже 100 долл/тонну, только за месяц потеряв почти 100 долларов стоимости. Причем, как представители ГМК, так и аналитики, со скорбными лицами констатируют, что это еще не дно. Как и в ситуации с невероятным подъемом цен, ключевое влияние на динамику осуществляет Китай, потребляющий сегодня около 62% всего ЖРС, поступающего на глобальный рынок. За первые 6 месяцев 2021 г. выплавка стал в КНР выросла на 8%. Но теперь она ударила по тормозам.

Китайская металлургическая промышленность все еще жестко регулируется правительством. И сегодня власти в Пекине дали ряду предприятий приказ снизить объемы производства, чтобы уменьшить вредные выбросы. В частности, сталелитейные заводы в провинции Цзянсу получили предписание сократить выпуск стали до 15 октября, в провинции Чжэцзян – до 30 сентября. Впрочем, сокращение объемов выплавки наблюдается и в большинстве других провинций Поднебесной. Намерения благие. И на данный момент они диктуются желанием правительства Китая улучшить качество воздуха в стране в преддверии зимней Олимпиады 2022 г., местом проведения которой станет Пекин и некоторые другие города страны. Но в результате этих ограничений августовское производство стали в Китае упало до минимального уровня за 17 последних месяцев и продолжило снижаться в сентябре. В то же время запасы железной руды на складах 45 ведущих китайских портов продолжают расти.  

Кроме этого, возникли и дополнительные факторы, негативно влияющие на спрос на ЖРС в Китае.  Начали проявляться первые признаки замедления производства в автомобильной промышленности КНР, которая формирует более 20% внутреннего спроса на стальную продукцию. В августе было выпущено 1,73 млн авто, что на 7,4% меньше, чем в июле, и на целых 18,7% меньше, чем в августе-2020. В китайском строительстве, еще одном сталечуствительном сегменте, тоже не все гладко. Проблемы с ликвидностью компании China Evergrande, крупнейшего в КНР застройщика и оператора недвижимости, в последнее время привлекают к себе все больше внимание международных аналитиков. Наиболее пессимистически настроенные считают, что крах Evergrande с его 300 млрд долл накопленных долгов вообще снесет азиатский фондовый рынок, а потом цунами докатится и до американских и европейских бирж. Намного вероятнее, что власти КНР не допустят такого сценария. Но при этом ограничат жилищное кредитование. На этом фоне в больших мегаполисах Китая (Пекин, Гуанчжоу, Гонконг и др.) уже наблюдается снижение продаж недвижимости. Данная тенденция указывает на риски будущего сокращения объемов строительства в стране, а соответственно и потребления стали.

Наконец, не стоит игнорировать и геополитический подтекст в этой ситуации. Еще с прошлого года между Австралией и Китаем идет гибридная торговая война. Австралийские потери уже оценены в 4 млрд долл. В частности, экспорт угля из Австралии в КНР рухнул почти до нуля в 2021 г., тогда как ранее доходил до 100 млн тонн в год. Нашумевшее создание военного альянса между Австралией, США и Великобританией еще больше подлило масла в огонь. Пекин расценил это как угрозу в Тихоокеанском регионе и нашел еще один способ наказать Канберру. Отвернуться полностью от австралийской руды китайская экономика не может себе позволить. Несмотря на сложные взаимоотношения между странами, в 2020 г. 65% добытой в Австралии руды было отправлено именно в КНР. Но обвалить цены на стратегический для австралийского бюджета ресурс – тут Китай рад стараться.

Под 100-долларовой чертой

В сентябре большинство мировых горнодобывающих компаний (BHP Group, Rio Tintо, Fortescue, Anglo American и др.) буквально за неделю-две потеряли миллиарды долларов из-за снижения своей капитализации. Хуже всего обстоят дела у бразильской Vale, чьи акции сдевальвировали на 32% от июльского максимума. У компании Ferrexpo, где основным бенефициаром является украинский бизнесмен Константин Жеваго, та же головная боль. По сравнению с максимумами текущего года акции подешевели почти на 30% и скатились до уровня марта 2021-го. Но не факт, что им удастся удержаться, а не продолжить падение.

Один из самых авторитетных экспертов на фондовых рынках ГМК – швейцарская группа UBS – оперативно пересмотрела инвестиционные рейтинги майнеров в худшую сторону и дала такой нерадужный прогноз. Уже к концу 2021 года дефицит ЖРС на рынке поменяется ни излишек, вследствие чего цены на руду продолжат падение, причем надолго. В 2022 г. UBS теперь прогнозирует среднюю цену на уровне 89 долл/тонну, в 2023 – 80 долл/тонну. А дальше цена может просесть и до 65 долл/тонну. Инвесткомпания Liberum Capital прогнозирует усредненную цену 93 долл за тонну в следующем году. А Bank of America опасается, что цены могут упасть до уровня маржинальных издержек (80 долл/тонну) уже до конца текущего года.

Аналитик Reuters Клайд Рассел отмечает, что так сложилось исторически, что стоимость железной руды чаще находится в диапазоне ниже 100 долл/тонну, чем над ним. Поэтому сегодняшнюю динамику можно расценивать и как возвращение к обычному состоянию вещей. По его мнению, помочь рынку обрести баланс могли бы и сами добывающие компании, уменьшив предложение. Что ж, в сентябре это уже происходит. В частности, Австралия, по прогнозам, отгрузит на рынок 75,22 млн тонн руды против августовских 76,01 млн т. Бразилия опять же уменьшит месячную отгрузку с 34,39 млн т до 29,54 млн тонн, ЮАР – с 5,62 млн тонн до 4,90 млн тонн. Хотя сложно сказать, хватит ли этих усилий трех крупнейших экспортеров руды, чтобы остановить ценовое пике. После условного года изобилия для производителей ЖРС снова наступает время затягивать пояса. Причем по украинским добытчикам руды нынешний упадок цен может ударить даже больнее, чем по их конкурентам.   

Как объяснил президент объединения “Укрметаллургпром” Александр Каленков, рост цен на железную руду прогнозируемо закончился их резким падением, и это приведет к обострению конкуренции в данном сегменте. Ведь сегодня около 70% продаж ЖРС в мире приходится на компании из так называемой “большой тройки”. Но у них не только колоссальные объемы добычи, но и самая низкая себестоимость – в 2-3 раза ниже, чем на украинских ГОКах. Главная причина в том, что они сразу добывают руду, где содержание железа доходит до 60%, а в Украине этот показатель гораздо ниже, поэтому значительные средства приходится тратить на обогащение. В этих условиях, по мнению главы “Укрметаллургпрома”, очень важна грамотная государственная политика, в т. ч. и фискальная, относительно предприятий горно-добывающей отрасли. Аналогичной позиции придерживается и бывший первый заместитель министра промышленной политики Сергей Грищенко. “В этих условиях недопустимо раскачивать лодку, увеличивать прямые или косвенные налоги на металлургов, – считает он. –  Все вернется через рост внутренних цен на металл к росту цен на колбасу. А это уже почувствуют все”.  

В первые 8 месяцев текущего года стабильное поступление валюты в страну поддерживало стабильный курс гривны и даже позволило ей немного окрепнуть. ГМК в этом процессе играл ключевую роль. Выручка от экспорта ЖРС за указанный период составила 5,5 млрд долл – в 2,3 раза больше, чем за январь-август 2020 г. При этом физические объемы экспорта оставались примерно на уровне прошлогодних.  Почти половину (45%) украинского рудного сырья закупал Китай.  Второе и третье места в рейтинге покупателей занимали Чехия и Австрия – 9,4% и 7,7% соответственно.

Но теперь риск потери части китайского рынка наиболее высок. До сих пор высокие цены нивелировали длинное транспортное плечо. Но теперь, когда стоимость руды скатилась ниже 100 долл/тонну, удельный вес логистики в конечной цене значительно вырос (транспортные услуги ведь не подешевели). Поэтому уже четвертый квартал станет для производителей руды головокружительным спуском с небес на грешную землю. Пускай, все нажитое за три предыдущих квартала он не перечеркнет, но опять заставит считать каждую копейку.  

Василий Январев

Новини

16 Квітня 2024

Обсяг металобрухту на майданчиках Міноборони до кінця року може сягнути 200 тисяч тонн

Металургійна промисловість Європи потребує 5 млн тонн водню на рік для декарбонізації

МВФ прогнозує зростання ВВП України цьогоріч до 3,2%

Поляки розблокували пункт пропуску Долгобичув-Угринів

Зеленський підписав закон про мобілізацію

Бронювання працює неефективно: кожен шостий працівник мобілізований – Петрук

Акціонери US Steel схвалили злиття з Nippon Steel

Компанія Дерипаски втратить 36% експорту внаслідок нових санкцій США та Великої Британії 

Українські металургійні компанії у березні скоротили експорт напівфабрикатів на 38,7%

Києву загрожують відключення світла за графіком – ДТЕК

Польська JSW скоротить видобуток вугілля на 850 тисяч тонн

АМКР збільшив виплавку сталі на 93% 

За три місяці китайські металурги відвантажили за кордон 25,8 млн тонн сталі

Майже 19 тисяч компаній переїхали по Україні від початку великої війни

Споживання сталі в Україні впало на чверть у 1 кварталі

Нафтогаз готовий викупити весь газ, запропонований українськими видобувниками

ВСІ НОВИНИ ⇢