Украина сделала первый шаг к развитию индустриальных парков – главное не свернуть с пути

Економіка Машинобудівництво Металообробка Металургія Публікації Технології
Украина сделала первый шаг к развитию индустриальных парков – главное не свернуть с пути

7 сентября Верховная Рада приняла первый из трех законов, призванных дать импульс развитию индустриальных парков в Украине. Конечно же, это лишь только первый шаг и очевидно, что прямо сейчас ожидать каких то прорывных событий не стоит, но если у нас хватит сил довести процесс до конца, то в итоге мы имеем шанс избавиться от реноме страны, которая представлена на мировых рынках преимущественно сырьем.

Почему это важно

Индустриальные парки являются эффективным инструментом экономического развития страны, если, конечно же, применять его правильно. И примеров такого применения в мире немало. Так, Южная Корея, которая к моменту своего разделения была аграрным регионом с небольшой долей легкой промышленности, а практически вся индустрия располагалась на севере страны, в результате превратилась в мощную промышленную державу с развитым машиностроением и электроникой. Сегодня в Южной Корее работает 1200 индустриальных парков, в которых производится 80% всего экспорта страны, 70% промышленного производства. Причем половина всех занятых в корейской экономике работают в индустриальных парках.

В Китае и США работает примерно по 400 индустриальных парков. В ОАЭ создали самый большой в мире индустриальный парк Jebel Ali Industrial Area площадью 110 тысяч гектар. То есть значительную часть пустыни превратили просто в огромную производственную площадку с интересными для инвесторов правилами игры. В Восточной Европе сегодня Польша, Чехия и Венгрия являются наиболее интересными и конкурентными местами, в индустриальные парки которых идут инвесторы.

Есть примеры и гораздо ближе – соседняя Беларусь. Да, она уступает Восточной Европе по привлекательности, в этой стране непростая геополитическая ситуация, но при всем при этом у них есть индустриальный парк “Великий камень”. В нем инвесторам предлагается освобождение от налога на прибыль на 10 лет, а после этого по ставке вдвое ниже. Нет налога на имущество и налога на землю. Отсутствуют таможенные платежи при ввозе оборудования, а также на товары для их дальнейшей переработки. В результате парк может похвастаться 60-ю резидентами, и в основном это – иностранные компании. 

В Украине же сегодня по списку насчитывается 49 индустриальных парков, но жизнь теплится только в семи из них. Такое положение сложилось в первую очередь потому, что наши стимулы для привлечения инвестора в индустриальный парк минимальны и существенно уступают тем, которые предлагаются даже нашими ближайшими соседями. А ведь потенциал развития индустриальных парков в Украине есть и немалый – квалифицированная и более дешевая по сравнению с Восточной Европой рабочая сила, многие виды сырья, удобная логистика, достаточное обеспечение электроэнергией и водой. Да, у нас конечно есть вопросы по верховенству права – работа правоохранительных органов, защита прав инвесторов в украинских судах – но главное это те стимулы, которые получит инвестор при работе в нашей стране. А если их практически нет, то зачем ему идти в Украину?

Что сделано и что еще предстоит сделать

Принятый законопроект №4416-1 фактически только первый шаг – в некотором смысле “экологический” минимум для привлечения инвесторов в индустриальные парки. Документом предусмотрено бюджетное финансирование поведения инфраструктуры и инженерных сетей, возможность компенсации стоимости подключения к сетям внутри парка, а также возможность компенсации процентных ставок по кредитам на закупку нового оборудования. Последний пункт очень важен тем, что мы получаем еще один фильтр в виде коммерческого банка, что будет уменьшать количество злоупотреблений, или если сказать корректнее – неправильных экономических решений, когда грубо говоря будут строить индустриальные парки только для того чтобы освоить бюджетные деньги.

Также стоит отметить, что законом предусмотрено финансирование на эти цели в размере 2 млрд грн в течение пяти лет начиная с 2022 года. Много это или мало? Если бы мы находились в ОАЭ, то я бы сказал, что это слезы. Но учитывая, что мы находимся в Украине, и наша экономика испытывает много вызовов – любые шаги в ее реформировании в правильном направлении это уже героизм и подвиг. Поэтому я благодарен всем, у кого получается хотя бы на 2 млрд грн на практике найти эти деньги, выделить их и затем правильно без ошибок направить в соответствии с принятым законом в помощь частному капиталу, который будет строить заводы в индустриальных парках. Необходимо обратить внимание и на то, что принятый закон один из немногих примеров, когда государство не просто тратит деньги из бюджета, но инвестирует их в развитие.

В Верховной Раде кроме того находятся следующие законопроекты из “индустриального пакета” – №5688 и №5689 – которыми предусматривается освобождение от импортного НДС и пошлины на ввоз оборудования, а также от налога на прибыль сроком на 10 лет. Местным властям предлагается дать право устанавливать для индустриальных парков и их резидентов свои льготы по налогам, которые они администрируют.

Этот момент также крайне важен – если местная региональная власть поддерживает и помогает убеждать общину выделять землю, проводить энергетическую инфраструктуру, это большой плюс. Кроме того необходимо заранее обговаривать с общественностью экологические моменты, чтобы не было ситуации, когда завод построили, а потом люди выходят на дорогу и не дают возможности предприятию работать. Поэтому много еще будет зависеть от силы региональных властей, от их желания продвигать на своем уровне индустриальные парки не словами, а конкретными делами.

Если это произойдет, то мы начнем приближаться к уровню Восточной Европы с точки зрения экономических стимулов для того, чтобы стратегический или финансовый инвестор приходил в страну, инвестировал на 20 и более лет в реальные активы.

Что получит Украина

Как уже говорилось, сегодня в работающих украинских индустриальных парках генерируется статистически ничтожная часть отечественного ВВП. В случае же их запуска хотя бы на уровне Восточной Европы наша страна может получить целый ряд экономических выгод. Во-первых, у нас есть шанс “перетянуть” к себе производства из Китая и Юго-Восточной Азии, которые работают на европейский рынок – до Украины гораздо ближе, логистика хорошая, а стоимость рабочей силы даже в длительной перспективе у нас все равно будет на 30-40% ниже, чем в той же Чехии или Польше.

Во-вторых, это импульс развития для целых отраслей отечественной промышленности. Хорошие перспективы здесь имеют электроника, легкая промышленность, машиностроение, металлообработка и, конечно же, переработка продукции аграрного сектора. Также возможно ожидать развития химического производства, в том числе удобрений. Заводы, построенные в индустриальных парках, могут быть более эффективны, чем монстры, работающие сегодня в Украине и построенные еще при СССР.

В-третьих, это импульс развития для территорий. Причем, что важно – всех территорий, в том числе восточной части страны, даже относительно недалеко от линии разграничения. Потому что многое будет зависеть от специфики парка и от того, какие производственно-технические задачи он будет решать. Представим себе, что сырье находится в восточной части страны. Зачем его везти в другие регионы и там перерабатывать? Не проще ли с минимальной логистикой и стоимостью переработать его на востоке, а затем готовую продукцию вывезти в порты или отправить на западные переходы по железной дороге. Кроме того Юго-Восток является регионом со старыми промышленными традициями и соответственно тут будет проще найти необходимые кадры для индустриального парка и в нужном количестве.

Интерес бизнеса на примере UMG Investments

Конечно, для нас как для профессиональных инвесторов индустриальные парки будут привлекательными местом для строительства новых заводов. Наша компания обращает внимание на несколько видов инвестиций в производство. Первое это когда мы проводим импортозамещение, благодаря чему украинская экономика получает сопоставимое качество и меньшую цену какого-то продукта против импортных аналогов плюс в случае форс-мажора в мировой экономике она избавлена от необходимости его импортировать

И если мы увидим, что выгодно в каком-то регионе построить предприятие в индустриальном парке потому что подведена инфраструктура и можно реализовать проект строительства завода за полтора года вместо трех лет, а также получить льготы, то инвестиционные показатели привлекательности проекта улучшатся.

Кроме того, если у нас формируются кластеры продуктов, тяготеющие к определенным регионам мы не исключаем что вместе с профессиональным девелопером мы сможем проинвестировать в развитие индустриального парка для обеспечения потребностей других наших инвестнаправлений и зарабатывания денег в том числе и на девелопменте индустриального парка. Но это если брать более оптимистичные и дальние перспективы.

Риски на пути развития индустриальных парков

В то же время необходимо обратить внимание на существующие риски. Например, как отразятся планируемые льготы для бизнеса не только в наполнении украинского бюджета, но и на том, не возникнет ли несправедливой конкуренции между теми, кто построился в индустриальном парке и теми, кто уже построен и работает на обычной территории Украины вне парка. И тут важно чтобы дискуссия как внутри Верховной Рады, так и с Министерством финансов не зашла в тупик.

Также важно в будущем не допустить ревизии налогового законодательства. Иностранные инвесторы хорошо помнят, что власть сделала в этом направлении с “зеленой” энергетикой. Повторение подобных вещей смерти подобно для инвестиционной привлекательности страны. Если государства Западной Европы могут себе это позволить, то Украина не может, потому что к нам априори относятся со скепсисом иностранцы, а когда мы даем еще фактаж, и он повторится, то мы рискуем получить статус стабильно недоговороспособной страны. Тогда инвестор, как и прежде, пойдет в Чехию, Словакию, Польшу, Венгрию или останется в Китае или Вьетнаме и будет брать риски связанные с цепочками поставок и с логистикой, но не придет в Украину.

И, наконец, последнее – важно не остановиться и довести процесс до конца. Это как со строительством дома – если у него есть стены и крыша, но нет никаких коммуникаций, и отсутствует отопление, то жить в нем все равно нельзя. Поэтому если законопроекты №5688 и №5689 “зависнут” в Верховной Раде или же государство не сможет по каким то причинам закладывать в бюджет средства для индустриальных парков, если ситуация с защитой прав инвесторов будет не улучшаться, а ухудшаться, то естественно никакого развития индустриальных парков мы не увидим. Вот этого точно не хочется.

Андрей Горохов, генеральный директор UMG Investments

Новини

23 Квітня 2024

Уряд виділив додаткові 8 млрд грн на зведення фортифікаційних укріплень

Уряд США спрямував $7 млрд на встановлення сонячних панелей

Україна не виставлятиме газотранспортні потужності на аукціон після завершення договору з рф

Україна примусово забере у росіян 92,67% акцій Енергомашспецсталі

Світове виробництво сталі у березні скоротилося на 4,3%

Європейські металурги скаржаться на бюрократичні затримки з фінансуванням зеленого переходу

Нафтогаз обіцяє ще рік не підвищувати ціну на газ для населення

Європейський парламент продовжив ліберальний режим торгівлі з Україною

У березні відвантаження руди з австралійського Порт-Хедленд збільшились на 29%

Виробництво чавуну у світі скоротилось майже на відсоток

Україна залишається на 23 місці у рейтингу світових виробників сталі

Бізнес скаржиться на проблеми з пошуком персоналу

Ferrexpo збільшила виробництво окатків у 3 рази 

Україна та Бразилія планують збільшити товарообіг

Україна підтвердила антидемпінгові мита зі сталевих кріплень з Китаю

Валютні обмеження блокують проекти з відбудови у приватному секторі 

ВСІ НОВИНИ ⇢