Климат как повод

Екологія Металургія Публікації
Климат как повод

Европейский союз с 2023 года хочет запустить новый «климатический» механизм контроля импортной продукции – СВАМ. В итоге украинский экспорт в ЕС может сократиться на многие сотни миллионов евро.

В 2021 г. Еврокомиссия представила масштабную программу Fit for 55, ориентированную на борьбу с изменениями климата. Реализация программы призвана способствовать сокращению выбросов СО2 на территории Евросоюза на 55% к 2030 г. – для достижения климатической нейтральности к 2050 г.

В качестве ключевого практического инструмента программы предлагается Carbon Border Adjustment Mechanism (CBAM). По сути, это дополнительный механизм защиты рынков ЕС от импорта: предусмотрено введение налога на импорт металлопродукции, алюминия, химической продукции, цемента, электроэнергии в зависимости от «углеродного следа». Если «углеродная емкость» товара превысит установленные нормы, предприятие-поставщик, чтобы сделать поставки возможными, должно будет купить дополнительные квоты на выбросы СО2 (посредством специальных СВАМ-сертификатов). Стоимость сертификатов будет рассчитываться на основе средней аукционной стоимости квот в рамках системы торговли квотами на выбросы (СТВ), существующей в Евросоюзе – EU ETS. Запуск СВАМ предусмотрен Европейским зеленым соглашением (European Green Deal), которое утверждено в 2019-м.

СВАМ должен первично заработать с 2023 г., затем последует переходный период, до полноценного запуска формата в 2026 г. По официальным формулировкам, механизм призван стимулировать европейскую промышленность бороться с климатическими изменениями, включая поддержку инвестиций в безуглеродную металлургию в соответствии с целями Парижского соглашения по климату. Притом проект регламента по CBAM учитывает особый правовой режим стран, с которыми Евросоюз имеет соглашения об ассоциации (включая Украину). Впрочем, для Киева исключением из CBAM будут только поставки электроэнергии, но не остальные целевые товарные группы, сообщает замминистра экономики – торговый представитель Украины Тарас Качка.

Не хватает системы

Напомним, ранее ЕС уже запустил ограничительные импортные регламенты REACH (2007 г.) и CLP (2008 г.), которые касаются содержания в продукции различных химикатов. Действие этих регламентов привело к ограничению экспорта на европейские рынки и к необходимости дополнительной сертификации экспортеров.

Как же новые заградительные (по сути) меры Брюсселя повлияют на отечественную экономику? По экспертным расчетам, под действие СВАМ попадет до трети украинского экспорта в ЕС, а в 2021 г. он составил $29-30 млрд. (предварительная оценка). Это более чем в 1,5 раза больше, чем годом ранее, когда на международную торговлю резко повлияла пандемия COVID-19. Исходя из сущности СВАМ (необходимость покупки квот), он будет влиять не напрямую на ценовую конкурентоспособность продукции, а на затраты производителей, ограничивая для них интерес к поставкам на европейский рынок.

Проблема в том, что в нашей стране отсутствует полногранная СТВ, отмечает директор по экологии холдинга «Интерпайп» Владислав Варнавский. Хотя Украина была участником еще Киотского протокола, первого широкомасштабного мирового формата ограничения выбросов парниковых газов и торговли квотами (вступил в силу в 2005 г.), и крупные отечественные компании привлекали средства на экологическую модернизацию в рамках этого формата. По словам топ-менеджера, единый национальный реестр мониторинга, отчетности и верификации выбросов парниковых газов сегодня, к сожалению, все еще не работает как электронная система. Хотя этот механизм мог бы стать первым реальным шагом на пути экологической трансформации украинской промышленности, по примеру EU ETS. При этом В. Варнавский считает целесообразным постепенный переход от существующего экологического налога к выделению ограниченных квот ключевым промышленным секторам, в т.ч. тем, которые пострадают от СВАМ (металлургия, химия, стройматериалы).

Обратим внимание, что согласно предлагаемым нормам СВАМ от него освобождаются предприятия из стран, где собственные системы торговли квотами взаимосвязаны с EU ETS. Это означает, что если бы к настоящему моменту в нашей стране была запущена действенная СТВ, увязанная с европейской, то было бы намного больше шансов претендовать на упрощенные условия.

В цифровом выражении

По оценкам Киевской школы экономики (КШЭ), Украина в значительной степени зависит от товарных поставок в ЕС (от 36% до 42% объема экспорта), поэтому запуск СВАМ может коснуться в общей сложности $2,9 млрд. экспортных объемов продукции. С началом полномасштабного действия инструмента отечественные поставщики могут в 2026 г. потерять более €360 млн, больше всего пострадает металлургия – до €220 млн. К 2030 г. прогнозные годовые потери вырастут до €396 млн (металлургия – €248 млн, поставщики электроэнергии – €122 млн).

В частности, в 2030 г. расходы на СВАМ для украинских металлопроизводителей могут составить €77 на тонну стали, при ожидаемой компенсации в размере €45/т вследствие роста цен на металлопродукцию на европейском рынке. В конечном счете запуск механизма по результатам 2026 г. может сократить металлоэкспорт из Украины в ЕС примерно на 500 тыс. т, это около 9% от объема экспорта, который был бы возможен без СВАМ. В 2030 г. потери могут превысить 560 тыс. т, по-прежнему составляя примерно 9% потенциального совокупного экспортного объема (который будет расти, фактические поставки превысят 5,4 млн т).

Что касается химической промышленности, то состоянием на 2026 г. потери экспорта удобрений могут достигнуть целых 38%, или 124-125 млн т. В последующие годы под воздействием неблагоприятных факторов экспорт отечественных удобрений в Европу будет поступательно падать и в 2030 г. ожидается на уровне 170 млн т, в т.ч. до 100 млн т будет недопоставлено из-за СВАМ.

В этой связи в КШЭ полагают, что с учетом Соглашения об ассоциации Брюсселю можно предложить индивидуальные условия внедрения CBAM, включая, среди прочего, такое: 1) предоставление доступа к передовым «зеленым» технологиям и крупным проектам по декарбонизации (например, в области производства и использования водорода); 2) расширенный переходный период; 3) особый формат применения СВАМ с учетом национальной специфики, включая структуру экспорта и продолжающийся конфликт с Россией; 4) финансовая поддержка климатической трансформации экономики; 5) снижение / отмена действующих ограничений на экспорт в Евросоюз, в качестве компенсаторного механизма.

Хотят жестче

А тем временем в конце 2021 г. Еврокомиссия опубликовала официальные ожидания поступлений от СВАМ. По ее оценкам, начиная с 2026 г. благодаря действию этого инструмента в бюджет ЕС будет ежегодно приходить дополнительно €1 млрд. Еврокомиссия предлагает направлять в бюджет Союза 75% этих доходов. Кроме того, в 2026-2030 гг. прогнозируются дополнительные поступления в «евробюджет» за счет перераспределения средств из EU ETS, в размере €12 млрд. ежегодно. Это будет составлять 25% всех денег, генерируемых в EU ETS торговлей квотами на выбросы.

В целом в 2026-2030 Брюссель ожидает суммарных бюджетных поступлений от CBAM, торговли выбросами и налога на прибыль корпораций в размере €17 млрд в год. Эти ресурсы прежде всего пойдут на финансирование грантов в рамках Next Generation EU (пакет мер по восстановлению экономики ЕС и поддержке стран-членов, на которых особо повлияла пандемия COVID-19, в т.ч. специальный денежный фонд), а также Социального климатического фонда. Как говорит еврокомиссар по вопросам бюджета Йоханнес Хан, тем самым закладывается и основа для Next Generation EU, и существенная поддержка климатической программе Fit for 55 (которая является базисом для СВАМ).

В общем, лишний раз подтверждается, что СВАМ запускают для решения экономических задач Евросоюза, а не просто «на экологию». Интересы стран-союзников, включая нашу страну, при этом, конечно, не на первом месте. Больше того, нидерландский политик Мохаммед Шахим, ответственный за разработку законопроекта о CBAM в Европарламенте, предлагает более жесткий вариант внедрения, чем ожидалось ранее. Так, в дополнение к уже перечисленным индустриальным секторам действие CBAM должно распространяться на поставки водорода, органических химикатов и полимеров.

Кроме того, евродепутаты говорят о необходимости учета не только прямых выбросов, но и косвенных – скажем, при потреблении «грязной» электроэнергии, тогда как ранее речь шла только о возможности подобного расширения критериев после 2026 г., после полноценного запуска CBAM. Наряду с этим, предлагается уменьшить переходный период и полномасштабно запустить механизм уже с 2025 г. Также отмечается необходимость вывода из оборота бесплатных квот на выбросы в рамках EU ETS до конца 2028 г. – на 8 лет раньше, чем предлагает ЕК.

Все же будем надеяться, что очередной «протекционистско-бюджетный» ход ЕС окажется минимально болезненным для украинских поставщиков, и в переговорах с европартнерами удастся найти компромиссные решения насчет сроков и параметров введения СВАМ для Украины, поддержки в сфере технологий и т.д. В современных условиях для отечественной экономики это имеет принципиальное значение.

Марта Каминская

Новини

23 Квітня 2024

Уряд виділив додаткові 8 млрд грн на зведення фортифікаційних укріплень

Уряд США спрямував $7 млрд на встановлення сонячних панелей

Україна не виставлятиме газотранспортні потужності на аукціон після завершення договору з рф

Україна примусово забере у росіян 92,67% акцій Енергомашспецсталі

Світове виробництво сталі у березні скоротилося на 4,3%

Європейські металурги скаржаться на бюрократичні затримки з фінансуванням зеленого переходу

Нафтогаз обіцяє ще рік не підвищувати ціну на газ для населення

Європейський парламент продовжив ліберальний режим торгівлі з Україною

У березні відвантаження руди з австралійського Порт-Хедленд збільшились на 29%

Виробництво чавуну у світі скоротилось майже на відсоток

Україна залишається на 23 місці у рейтингу світових виробників сталі

Бізнес скаржиться на проблеми з пошуком персоналу

Ferrexpo збільшила виробництво окатків у 3 рази 

Україна та Бразилія планують збільшити товарообіг

Україна підтвердила антидемпінгові мита зі сталевих кріплень з Китаю

Валютні обмеження блокують проекти з відбудови у приватному секторі 

ВСІ НОВИНИ ⇢