Подробнее Запомнить город


Детям в подарок

11.01.10
размер текста:

Уходящий год отметился в Украине новым рекордом – валовый внешний долг превысил 100 млрд. долларов, при этом долг органов государственного управления превысил 15 млрд. долларов. Именно такие долги оставляет своим последователям правительство Юлии Тимошенко на 10 лет вперед. Однако правительство не останавливается на достигнутом – Кабмин просит у Международного валютного фонда экстренную помощь в размере 2 млрд. долларов. Каким образом и за счет чего Украина сможет на протяжении 10 лет погасить данный долг?

Экономическая ситуация в стране (и это для всех не является секретом) носит катастрофический характер вплоть до того, что уже не раз возникали дискуссии о том, когда Украине ждать дефолта. Ударение в этих дискуссиях ставится именно на слове "когда", потому что мало кто уже сомневается, что страну постигнет дефолт. Единственным человеком, который это отрицает, является глава украинского правительства. Отвечая на этот вопрос, можно смело утверждать, что все станет ясно весной 2010 года – после президентских выборов. Если в Украине появится новый президент – все долги государства, которые были накоплены при правлении его предшественника, а также при Кабинете Министров во главе с Юлией Тимошенко, будут оглашены. Это точно произойдет, по крайней мере, если у "руля" государства окажутся противники нынешних руководителей страны. Что произойдет впоследствии – прогнозировать сложно.

Объем внешнего долга к весне 2010 года обещает быть впечатляющим. Если, к примеру, валовый внешний долг Украины только по состоянию на 1 октября 2009 года, согласно информации Национального банка Украины, составил 104,376 млрд. долларов, увеличившись с начала года на 2,7% или на 2,717 млрд. долларов. При этом долг органов государственного управления с начала года вырос на 3,95 млрд. долларов до 15,909 млрд. долларов. Органы кредитно-денежного регулирования увеличили свой долг за 9 месяцев текущего года с 4,725 млрд. долларов до 8,225 млрд. долларов. Другие секторы промышленности с начала года увеличили свой внешний долг на 206 млн. долларов до 41,461 млрд. долларов. При этом межфирменный долг увеличился на 96 млн. долларов до 5,209 млрд. долларов. Что касается банков, то они с начала года сократили внешний долг на 5,899 млрд. долларов до 33,572 млрд. долларов. Стоит отметить, что в первом квартале 2009 года валовый внешний долг сократился на 2,1%, во втором квартале вырос на 1,1%, а в третьем квартале увеличился на 3,7%.

Несмотря на столь внушительные долги, украинское правительство в начале этого месяца запросило экстренную помощь у Международного валютного фонда в размере 2 млрд. долларов. Для чего же Украине понадобился такой большой объем финансовых средств? По словам вице-премьер-министра Украины Григория Немыри, эти средства необходимы для ослабления чрезвычайно сложной ситуации с погашением внешнего госдолга. Другими словами, Украина берет кредит, чтобы погасить долги, при этом существующий долг увеличивается благодаря процентной ставке. Немыря уточнил, что эти средства Украина планирует использовать для выплаты пенсий и зарплат бюджетникам, покрытия государственных облигаций, а также расчетов за газ с Россией. Из этого следует, что у правительства нет денег для того, чтобы провести все эти жизненно важные для страны расчеты. Причем следует отметить, что средства планируется потратить не на восстановление секторов экономики, а на, как уже окрестили некоторые политики, "проедим". Покрыв все перечисленные нужды, Украина не получит экономической отдачи. Так как даже работа НАК "Нафтогаза" в последнее время просто удивляет – ежемесячно вся страна ищет деньги для того, чтобы рассчитаться за купленный у России газ. В результате создается впечатление, что компания просто дарит газ, не продавая ни куба, ведь на следующий месяц у нее не хватает оборотных средств для покупки очередного объема газа. А если "Нафтогаз" все же получает выручку от продажи газа, то она непонятным образом где-то оседает.

Поэтому, учитывая перечисленные проблемы, Кабмин начал настойчиво требовать от МВФ экстренной помощи. При этом правительство Украины попросило смягчить некоторые требования МВФ, поскольку выполнение программы сотрудничества проходило на фоне "очень сложных" политических условий в стране. "Мы столкнулись со сложностями, которые обусловили невозможность выполнения на данном этапе некоторых из наших обязательств. Непредвиденные вызовы в области законодательства, а также постановления судов стали на пути наших усилий повысить цены на газ для населения и предприятий ТКЭ с дат, о которых шла речь в начале (1 сентября и 1 октября соответственно), следовательно, выполнение нескольких структурных маяков было неполным", - говорится в письме Кабмина. Кроме этого, пришлось применить практику авансовых выплат возмещения НДС НАК "Нафтогаз Украины". "Это было жизненно необходимо для Компании для того, чтобы она смогла обеспечить необходимое финансирование для расчетов за импортированный в августе газ", – отмечено в письме. Вместе с тем указано, что отклонения официального обменного курса от курса межбанка в последнее время превышали 2%, что также является несоблюдением действующего критерия эффективности относительно невнедрения практики параллельных обменных курсов.

Вслед за письмом в Вашингтон в составе официальной делегации вылетели исполняющий обязанности министра финансов Украины Игорь Уманский и заместитель министра финансов Украины Анатолий Мярковский. Делегация была намерена провести очередной раунд переговоров в штаб-квартире МВФ, при этом члены правительства были готовы пойти на любые уступки Фонда. Однако переговоры закончились провалом. "Попытка получить очередной транш, не сделав ни шагу для того, чтобы выполнить хотя бы часть предыдущих обязательств, даже без предоставления нового проекта бюджета в парламент; обещание решить все проблемные вопросы вопреки законам Украины и Конституции через соответствующие постановления правительства - все это привело к тому, что терпение менеджмента закончилось, и правительственную делегацию отправили домой", - так прокомментировали в Главной службе информационной политики Секретариата Президента.

В Секретариате Президента подчеркнули, что правительство готово дать МВФ любые обещания с целью получить очередной транш кредита. "Именно таким образом и был получен последний транш: ни одна экономическая реформа в вышеупомянутых сферах, которая должна была быть осуществлена еще до получения денег, не проведена и сегодня", - сказано в заявлении. Кроме того, в Секретариате Президента назвали откровенной ложью заявление вице-премьера Григория Немыри о выведении главы государства за рамки переговорного процесса. "Президент Украины поддерживал, поддерживает и будет поддерживать сотрудничество Украины с МВФ на принципе, который описан в последнем письме о намерениях и Меморандуме, об экономической и финансовой политике. Это принцип - деньги МВФ как поддержка реформ, а не кредиты в обмен на предвыборные обещания премьер-министра", - заявили в президентской канцелярии.

В результате МВФ решил отказать Украине в выделении четвертого транша кредита stand by в размере 3,5 миллиарда долларов до завершения президентских выборов из-за растущей неудовлетворенности неспособностью украинских политиков взять под контроль бюджет. Мнения украинских политиков относительно отказа МВФ кардинально разошлись. В частности, в правительстве утверждают, что это приведет к дестабилизации экономической ситуации не только в Украине, но и в Восточном регионе в целом. В Секретариате Президента придерживаются иной точки зрения. Точку зрения Президента Украины поддерживает и спикер Верховной Рады Владимир Литвин. "Никаких последствий это иметь не будет. Последствие будет одно – меньше надо будет отдавать", - заявил Литвин.

Литвин напомнил, что Украина уже получила от МВФ кредиты на сумму 11 млрд. долларов, в то время как из страны в этом году было выведено 14 млрд. долларов. МВФ, по словам Литвина, предоставляет кредиты под определенные условия, и он фактически определяет параметры экономики и берет ее под свой контроль. "Поэтому необходимо, чтобы те, кто подписал меморандум о сотрудничестве с МВФ, публично отчитались о том, что они подписали, и как они собираются выполнять этот меморандум", - сказал он. Резкой критике подверглись намерения правительства и в Секретариате Президента. В частности, президент Виктор Ющенко заявил, что правительство пытается получить от МВФ очередной транш кредита для погашения долгов за газ. При этом Президент в очередной раз раскритиковал правительство за привлечение большого количества кредитов. Он напомнил, что только в проекте бюджета на следующий год правительство предлагало предусмотреть 22 млрд. гривен на обслуживание процентов по кредитам. Ющенко подчеркнул, что эти долги придется отдавать детям и внукам.

В подтверждение слов Ющенко следует напомнить, что в ближайшие 10 лет Украина должна будет погасить большой объем кредитов. Так, в 2010 году Кабинет Министров должен будет погасить 15,2 млрд. грн., в 2011 – 17,4, в 2012 – 17,9, в 2013-2014 – 18,8, в 2015 – 15,4, в 2016 – 14,3, в 2017-2020 – 23,9. Такой прогноз погашения внешних займов был составлен Министерством финансов. Другими словами, Украина залезла в долги на 10 лет вперед. Данный прогноз рассчитан на тот случай, что Украина больше не будет привлекать внешние займы. Однако больше всего на данный момент волнует вопрос: каким образом и за счет каких средств правительство намерено погасить такой объем долгов?

Одним из вариантов погашения этого объема денежных средств являются поступления от приватизации государственных объектов. Однако у государства уже не осталось инвестиционно привлекательных активов, за счет продажи которых можно было бы погасить накопившийся долг, даже если учесть возможность реприватизации объектов, что вполне вероятно, если к власти придет Юлия Тимошенко. Поэтому наиболее вероятным источником дохода для Украины в данный момент является только одно – продажа газотранспортной системы российскому "Газпрому". Скорее всего, именно продажа украинской ГТС и является планом спасения Юлии Тимошенко. Это вполне вероятно, если учесть недавние переговоры на эту тему между Юлией Тимошенко и Владимиром Путиным, которые пока носят характер "сотрудничества в реконструкции украинской газотранспортной системы". Естественно, что продажа ГТС поставит под удар энергетическую безопасность страны. Однако будущему руководству страны предстоит сделать важный выбор между энергетической безопасностью и дефолтом.

Тарас Жирош

... ...
 


Комментарии
комментариев: 0

...
Новости партнеров


Статьи
05.04.21, Василий Январев
В декабре 2020 года у Часовоярского огнеупорного комбината сменился собственник – им стал крупнейший в Украине производитель и экспортер глины группа компаний VESCO. О том, что даст компании эта покупка, влиянии коронакризиса на рынок глины, инвестициях в производство и планах на будущее, а также о том, как из глины, добываемой в разных карьерах, сделать продукт премиум-класса в интервью МинПрому рассказал генеральный директор VESCO Евгений Цымарман.
25.03.21, Ярослав Ярош
10 марта Европарламент большинством голосов поддержал резолюции о введении на всей территории ЕС механизма таможенной углеродной корректировки (Carbon Border Adjustment Mechanism). Выражаясь более понятно, речь идет о дополнительном налогообложении товаров, производство которых сопряжено с выбросами углеводорода в атмосферу. Ожидаемо новый налог сильнее всего ударит по импорту в ЕС из третьих стран. И Украина наряду с Китаем и Россией находится в самой высокой группе риска.
15.03.21, Ярослав Ярош
В декабре прошлого года Украина возбудила антидемпинговое расследование относительно проката из углеродистой стали с покрытием происхождением из Китая. Окончательные результаты расследования ожидаются под занавес 2021-го. Но украинские производители не хотят еще целый год терпеть убытки из-за китайского импорта. Поэтому настаивают не введении предварительных антидемпинговых пошлин уже весной.
11.03.21, Василий Январев
Несмотря на беспрецедентно жесткие условия Антимонопольного комитета "Метинвест" приобрел крупнейшего украинского производителя коксующегося угля, что значительно усилит вертикальную интеграцию холдинга. В свою очередь предприятия Покровской угольной группы получат необходимые инвестиции для развития добычи, которые станут гарантией стабильной работы на несколько десятков лет. Для региона же стабильная работа и развитие Покровского означают рост занятости и увеличение поступлений в местный бюджет.
02.03.21, Василий Январев
1 марта в Верховной Раде зарегистрирован законопроект №5175 о продлении пошлины на экспорт металлолома еще на 5 лет. Именно об этом просили металлурги украинских законодателей еще в середине февраля. Ведь, пошлина будет действовать еще полгода, а ее непролонгация грозит крайне тяжелыми последствиями для отечественной металлургии в частности и экономики в целом.
19.02.21, Ярослав Ярош
Такого конца ушедшего года не прогнозировал никто. На фоне пандемии и спада деловой активности ценовые индикаторы на основные виды металлургического сырья, в т. ч. полуфабрикаты обновили исторические максимумы – кто за 5, 6 лет, а кто и за 10. Украинские экспортеры вовремя сориентировались в ситуации и поймали дополнительную маржу. С трепетом надеясь, что и в 2021 г. удастся ковать железо, не отходя от кассы.
09.02.21, Ярослав Ярош
Новоизбранный президента США Джо Байден начал свою каденцию с того, что отменил десяток решений своего предшественника. Но это не означает, что под снос пойдет все, что соорудил Дональд Трамп. Стена на границе с Мексикой, возможно, и рухнет, на забор, который оградил Штаты от импорта стали и других товаров может устоять. Слишком много лоббистов его подпирает.
29.01.21, Дмитрий Наталуха
В понедельник президент США Джо Байден подписал указ, обязывающий Федеральное правительство покупать больше продукции американского производства. Этим указом фактически существенно расширяется сфера действия и нормы знаменитого закона "покупай американское"
23.12.20, Ярослав Ярош
Несмотря на пандемию, карантин и экономический спад, рынок нефтепродуктов в Украине продолжает расти. В текущем году, впервые за десять последних лет, объем потребления топлив превысит 11 млн тонн. Емкость этого рынка в денежном эквиваленте приближается к 1,5 млрд долл. И нефтетрейдеры лелеют надежды, что пик еще впереди.
15.12.20, Василий Январев
Направленный на развитие отечественного машиностроения закон о локализации готов ко второму чтению. Требования к локализации сделаны более мягкими и плавными, что, по мнению разработчиков документа, позитивно скажется на практической реализации заложенных норм. Экономический эффект детально просчитан и дело остается лишь за депутатами, которые будут рассматривать законопроект, возможно, уже на этой неделе.


Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!