Подробнее Запомнить город


Н.Азаров: Украина могла бы обойтись без денег МВФ

04.12.09
размер текста:

Украина могла бы преодолеть кризис и без привлечения кредита Международного валютного фонда. Такое мнение в интервью "МинПрому" высказал член президиума политсовета Партии регионов, глава парламентского комитета по вопросам финансов и банковской деятельности Николай Азаров. В то же время он подчеркнул, что сотрудничество с МВФ было бы позитивным для страны, если бы кредитные средства направлялись на программы развития и выразил уверенность, что Фонд возобновит работу с Украиной после смены власти.

- Какие последствия для нашей страны будет иметь решение МВФ о приостановке сотрудничества с Украиной?

- Ничего катастрофического в этой связи не произойдет. Все равно предыдущие транши кредита МВФ прошли как песок сквозь пальцы правительства Тимошенко. Даже сам МВФ не знает, как использованы его средства. Проблема в том, что такое решение фонда – это негативный сигнал всем инвесторам. Но в действительности произошла запоздалая констатация факта: с таким правительством, при такой политике дела иметь нельзя. Таким образом, остается один вопрос: как скоро Украина сможет избавиться от совершенно некомпетентного правительства и начать проводить взвешенную, стабильную социально-экономическую политику, рассчитанную по меньшей мере лет на десять, чтобы грамотно провести структурные реформы. Уверяю Вас, увидев сильную власть и успешную политику, Международный валютный фонд возобновит сотрудничество с Украиной. Потому что деньги охотно дают тем, кто в них не нуждается.

- По Вашему мнению, кредит МВФ благо или зло для нашей страны?


- Если бы в 2003-2004 году наше правительство, правительство Януковича получило дешевый кредит в 12 миллиардов долларов, страну сегодня было бы не узнать. Мы бы модернизировали энергетику и жилищно-коммунальное хозяйство, кардинально улучшили транспортную инфраструктуру – аэропорты, мосты, автобаны, и, главное, провели бы структурные реформы: пенсионную, налоговую, ввели страховую медицину и так далее. Напомню, что даже без внешней поддержки мы в те годы запустили в эксплуатацию два ядерных энергоблока, магистраль Киев-Одесса, осуществили первый этап пенсионной реформы, на котором ликвидировали уравниловку, до 13% снизили подоходный налог и до 25% – налог на прибыль. И темпы роста ВВП достигали 12%.

То есть, для компетентного правительства, имеющего стратегию развития своей страны, дешевый кредит МВФ – безусловно, благо и мощный акселератор развития.

А для бездарного правительства Тимошенко этот кредит – кислородная подушка для продления существования абсолютно некомпетентной политики. И ясно. Что в этом случае для страны кредит МВФ – бесцельно оказанная финансовая помощь, за которую придется с большим напряжением рассчитываться в последующие годы.

- Могла ли Украина вообще отказаться от средств МВФ? Если да, то какие решения для этого должна была бы принять власть?

- Конечно, могла. И решение должно было быть одно: жить по средствам, то есть, создать сбалансированный, реалистичный бюджет, все ресурсы сконцентрировать на повышении социальных стандартов, на развитии внутреннего рынка, переключить на него экспортные производства, и понемногу, но уверенно выходить из кризиса. Кредит МВФ сыграл с нами злую шутку: он дал правительству Тимошенко возможность не заниматься экономикой, наполнением бюджета, паразитировать на одолженных деньгах. Но все, в том числе и финансовый допинг, заканчивается. И заканчивается печально: деньги потрачены, экономика не модернизирована и даже не затормозила падение, глубочайшее за все годы независимой Украины, а внешний долг увеличился в три раза, и уже со следующего года его нужно отдавать. Кредиторская задолженность "Нафтогаза" достигла 70,1 миллиарда гривен – чтобы осмыслить эту астрономическую цифру, скажем, что это более половины годовых расходов Пенсионного фонда.

Было бы лучше, если бы не было этого правительства и этого кредита. Мы выходили бы из кризиса, опираясь на собственные силы.

- Мотивируя свое решение о приостановке сотрудничества глава Фонда Доминик Стросс-Кан упомянул о принятом недавно законе о повышении социальных стандартов. Приведет ли реализация норм данного закона к разбалансированию госбюджета и росту инфляции, как о том заявляли оппоненты Партии регионов?


- Апокалиптические оценки МВФ делаются на основе информации, полученной от правительства Тимошенко, со слов чиновников, заботящихся не о стране, а о рейтинге своего кандидата. От своего народа Тимошенко государственную статистику засекретила, а иностранным экспертам предлагает свои трактовки ситуации. Правительство Тимошенко устроило масштабную фальсификацию проблемы повышения зарплат и пенсий. Оно яростно сопротивляется против того, чтобы помочь самым обездоленным гражданам государства. Вот я смотрю информационные запросы ко мне украинских СМИ, иностранных корреспондентов, все спрашивают: где взять 10 миллиардов гривен на повышение социальных стандартов? Как увеличить доходы бюджета на 20%, чтобы обеспечить выполнение закона?

Откуда такие фантастические цифры, откуда такие опасения?

Если бы те, кто взяли на себя труд высказывать опасения за состояние украинского бюджета, занялись простыми расчетами, они бы увидели, что социальные стандарты повышаются всего-то на уровень инфляции – кстати, такое обязательство правительства зафиксировано и в соглашении с Международным валютным фондом. Потребуется на повышение пенсий и зарплат до конца года всего 1,7 миллиарда гривен. И я еще раз хочу подчеркнуть, что альтернативы повышению просто нет. Я у господ из МВФ спрашивал: а не считаете ли вы главной угрозой для Украины обнищание населения? Мыслимо ли выжить на 1,5 евро в день – именно столько получают наши пенсионеры? Откуда взять силы работнику, получающему 2 евро в сутки?

Посмотрите: потребовался Тимошенко миллиард якобы на борьбу с эпидемией – в течение нескольких дней приняли необходимое решение. А на повышение пенсий и зарплат до конца года требуется 1,7 миллиарда. Кстати, госпожа премьер-министр, выступая в Верховной Раде, проговорилась, что 9 миллиардов гривен, выделенных на подготовку к Евро-2012, до конца года использовать уже невозможно – вот и ресурс для повышения социальных стандартов.

А инфляцию провоцируют как раз решения правительства, не обеспеченные реальными ресурсами.

- В последнее время правительство активно прибегает к размещению ОВГЗ, ставка по которым доходит до 30% годовых. Чем в перспективе это грозит отечественной экономике?

- Вот это как раз пример разбалансирования бюджета и практически гарантированного инфляционного скачка. Следствием построенной Тимошенко пирамиды ОВГЗ будет то, что уже в марте следующего года по обязательствам государства нужно будет выплатить сумму, равную месячным доходам бюджета. То есть, не платить ни зарплат бюджетникам, ни лекарства не закупать, ни тепло и электроэнергию для школ и больниц не оплачивать, а только платить по долгам! Тимошенко заложила страшную мину под экономику. Такую же, как в 90-х годах, когда пирамида ОВГЗ пустила экономику под откос на пять лет.

- Стоит ли ожидать в ближайшей перспективе скачка курса доллара, и какие факторы могут его вызвать?

- Сейчас при той монетарной и валютной политике, которую проводит Национальный банк Украины, оснований для скачка курса доллара нет. В то же время нет объективных факторов для стабильности национальной валюты, каковыми служат экономический рост, положительное сальдо внешнеторгового баланса и грамотная бюджетная политика. То есть, риски сохраняются.

- В последнее время в Украине топ-новостью стала эпидемия гриппа. Как Вы думаете, чего здесь больше – реальной угрозы для населения или предвыборного пиара?

- В действительности общество до сих пор не получило от Тимошенко ответов на вполне очевидные, логичные вопросы, которые поставила власти Партия регионов:

1. Почему своевременно не была проведена вакцинация населения или хотя бы врачей и представителей других групп риска?

2. Почему в стране не существует необходимого каждый год запаса противовирусных лекарств и медицинских средств?

3. Почему медицинские учреждения не были подготовлены к эпидемии гриппа – ежегодному, подчеркнем, явлению? Почему не была проведена профилактическая работа?

4. Зачем надо было поднимать такую панику среди населения, даже не получив объективных медицинских выводов о ситуации, не проведя разъяснительной работы?

5. Кто ответит за то, что на четвертый день с начала эпидемии, когда в Тернополе уже был карантин, и область просила помощи у центральной власти, тысячи тернопольчан, львовян, ивано-франковцев привезли в Киев на Майдан, и не исключено, что выпустили вирус гулять по всей Украине.

К слову сказать, как веще прозвучали слова Тимошенко 24 октября во время своего выдвижения на Майдане: "Кожен з вас має донести до кожного селища і міста частинку цієї доброї, прекрасної інфекції боротьби за свободу!" Получается по-Фрейду: подсознание выдало потаенное.

Но факт в том, что уже через 5 дней, по истечении инкубационного периода вируса, Тимошенко объявила об эпидемии гриппа и о карантине. А затем началась эпидемия пиара и промывание мозгов вместо практической слаженной работы всех органов власти по борьбе с бедой.

- По Вашему мнению, удастся ли Партии регионов в случае победы на президентских выборах добиться отставки нынешнего правительства? Какие механизмы для этого могут быть задействованы?

- В нашей победе мы убеждены. За нее – прежде всего элементарный инстинкт самосохранения и здравый смысл граждан Украины. Но убедительная победа Януковича на президентских выборах – действительно только стартовая площадка для перемен, которых требует страна. Украина доведена до такого состояния, что просто не выдержит еще нескольких месяцев правления Тимошенко. Я всегда говорил: чем раньше отправить это правительство в отставку, тем лучше для страны. Ведь каждый день, пока "она работает", умножает потери страны, убытки бюджета. Масштабы разворовывания, коррупции, можно сказать, мародерства, учиненного правительством Тимошенко, поражают.

Поэтому, я убежден, когда закончится избирательная кампания, спадет конфликтный накал, в парламенте быстро удастся найти консенсус для смещения правительства, принесшего Украине, наверно, наибольший вред за ее историю.

- Какой пост лично Вы намерены занять в этом правительстве и какие шаги будут предприняты Вами в первую очередь?

- Я сейчас вовсе не размышляю о посте в будущем правительстве. И не буду размышлять. Я знаю, что нужно делать, чтобы вывести Украину из кризиса, вернуть на путь устойчивого развития и наконец-то модернизировать страну. И вот этот план я буду отстаивать и воплощать, где бы ни работал.

Беседовал Василий Январев

... ...
 


Комментарии
комментариев: 0

...
Новости партнеров


Статьи
05.04.21, Василий Январев
В декабре 2020 года у Часовоярского огнеупорного комбината сменился собственник – им стал крупнейший в Украине производитель и экспортер глины группа компаний VESCO. О том, что даст компании эта покупка, влиянии коронакризиса на рынок глины, инвестициях в производство и планах на будущее, а также о том, как из глины, добываемой в разных карьерах, сделать продукт премиум-класса в интервью МинПрому рассказал генеральный директор VESCO Евгений Цымарман.
25.03.21, Ярослав Ярош
10 марта Европарламент большинством голосов поддержал резолюции о введении на всей территории ЕС механизма таможенной углеродной корректировки (Carbon Border Adjustment Mechanism). Выражаясь более понятно, речь идет о дополнительном налогообложении товаров, производство которых сопряжено с выбросами углеводорода в атмосферу. Ожидаемо новый налог сильнее всего ударит по импорту в ЕС из третьих стран. И Украина наряду с Китаем и Россией находится в самой высокой группе риска.
15.03.21, Ярослав Ярош
В декабре прошлого года Украина возбудила антидемпинговое расследование относительно проката из углеродистой стали с покрытием происхождением из Китая. Окончательные результаты расследования ожидаются под занавес 2021-го. Но украинские производители не хотят еще целый год терпеть убытки из-за китайского импорта. Поэтому настаивают не введении предварительных антидемпинговых пошлин уже весной.
11.03.21, Василий Январев
Несмотря на беспрецедентно жесткие условия Антимонопольного комитета "Метинвест" приобрел крупнейшего украинского производителя коксующегося угля, что значительно усилит вертикальную интеграцию холдинга. В свою очередь предприятия Покровской угольной группы получат необходимые инвестиции для развития добычи, которые станут гарантией стабильной работы на несколько десятков лет. Для региона же стабильная работа и развитие Покровского означают рост занятости и увеличение поступлений в местный бюджет.
02.03.21, Василий Январев
1 марта в Верховной Раде зарегистрирован законопроект №5175 о продлении пошлины на экспорт металлолома еще на 5 лет. Именно об этом просили металлурги украинских законодателей еще в середине февраля. Ведь, пошлина будет действовать еще полгода, а ее непролонгация грозит крайне тяжелыми последствиями для отечественной металлургии в частности и экономики в целом.
19.02.21, Ярослав Ярош
Такого конца ушедшего года не прогнозировал никто. На фоне пандемии и спада деловой активности ценовые индикаторы на основные виды металлургического сырья, в т. ч. полуфабрикаты обновили исторические максимумы – кто за 5, 6 лет, а кто и за 10. Украинские экспортеры вовремя сориентировались в ситуации и поймали дополнительную маржу. С трепетом надеясь, что и в 2021 г. удастся ковать железо, не отходя от кассы.
09.02.21, Ярослав Ярош
Новоизбранный президента США Джо Байден начал свою каденцию с того, что отменил десяток решений своего предшественника. Но это не означает, что под снос пойдет все, что соорудил Дональд Трамп. Стена на границе с Мексикой, возможно, и рухнет, на забор, который оградил Штаты от импорта стали и других товаров может устоять. Слишком много лоббистов его подпирает.
29.01.21, Дмитрий Наталуха
В понедельник президент США Джо Байден подписал указ, обязывающий Федеральное правительство покупать больше продукции американского производства. Этим указом фактически существенно расширяется сфера действия и нормы знаменитого закона "покупай американское"
23.12.20, Ярослав Ярош
Несмотря на пандемию, карантин и экономический спад, рынок нефтепродуктов в Украине продолжает расти. В текущем году, впервые за десять последних лет, объем потребления топлив превысит 11 млн тонн. Емкость этого рынка в денежном эквиваленте приближается к 1,5 млрд долл. И нефтетрейдеры лелеют надежды, что пик еще впереди.
15.12.20, Василий Январев
Направленный на развитие отечественного машиностроения закон о локализации готов ко второму чтению. Требования к локализации сделаны более мягкими и плавными, что, по мнению разработчиков документа, позитивно скажется на практической реализации заложенных норм. Экономический эффект детально просчитан и дело остается лишь за депутатами, которые будут рассматривать законопроект, возможно, уже на этой неделе.


Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!