Подробнее Запомнить город


Азербайджан стабилизирует украинский топливный рынок?

02.11.09
размер текста:

Впервые с 2001 года отечественные НПЗ получили альтернативный источник нефти, что поможет наконец-то нивелировать диктат российских поставщиков. Более того, благодаря тесным политическим связям между Украиной и Азербайджаном, бизнесмены из Баку рассматривают возможность не только поставок нефти, но и организации нефтепереработки на территории Украины. Значение этого проекта трудно переоценить, поэтому украинским властям необходимо создать самые благоприятные условия для работы азербайджанских инвесторов.

В начале октября текущего года, впервые после прекращения в 2001 г. поставок казахстанской нефти в Украину, каспийское сырье снова поступает на отечественные НПЗ. Инициатором сделки выступила группа «Приват», контролирующая в Украине три НПЗ суммарной производственной мощностью 23 млн т нефти, и обладающая розничной сетью примерно в 1,5 тыс АЗС (под всеми брендами), что составляет свыше 25% от общего количества.

Фактически «Приват» создала крупнейшую вертикально интегрированную нефтяную компанию в Украине. Однако слабым звеном производственной цепочки остается ресурсное обеспечение – на данный момент группа осуществляет оперативный контроль над «Укрнефтью», которая добывает только 3 млн т нефти.

Поскольку российские добывающие компании поставляют нефть исключительно своим НПЗ в Украине, а казахская нефть уже давно разделена между западными, китайскими и российскими инвесторами, едва ли не единственным источником альтернативного сырья для Украины является Азербайджан. Несмотря на то, что отношения между Баку и Киевом складываются достаточно хорошо (особенно в рамках ГУАМ), а вопрос о возможности поставок азербайджанской нефти обсуждался еще с 2005 г., этот проект стартовал только в этом году, и только благодаря доминированию частного интереса.

Политическими дружескими отношениями Украины и Азербайджана эффективно воспользовалась «Приват». В этом году подконтрольный ей Кременчугский НПЗ заключил долгосрочный контракт с Государственной нефтяной компанией Азербайджана (SOCAR, State Oil Company of Azerbaijan Republic), на основании которого в октябре приобрел две партии азербайджанской легкой нефти общим объемом 160 тыс т. В будущем планируется, что SOCAR будет поставлять не менее 240 тыс т в месяц, или почти 2,9 млн т нефти в год. Единого маршрута поставки нефти пока не выработано. Одна партия нефти была отгружена из грузинского черноморского порта Супса, куда доставлена по нефтепроводу Баку-Супса. Вторая - из порта Джейхан, доставленная туда по нефтепроводу Баку - Тбилиси - Джейхан. В Украине доставка сырья на НПЗ будет осуществляться из Одессы по приднепровским нефтепроводам.

Если поставки азербайджанской нефти выйдут на задекларированный объем, то совокупно с украинской нефтью Кременчугский НПЗ сможет перерабатывать до 500-560 тыс т в месяц или 6 млн т в год. Благодаря этому доля российского сырья сократиться с 75% до 50%, что создаст предпосылки для демонополизации. Правда, опыт ведения бизнеса группой «Приват» дает основания подозревать, что картельный сговор окончательно разбить не удаться, но объективное увеличения предложения ГСМ должно приблизить цены к рыночным.

Кроме поставок нефти на украинские НПЗ, азербайджанская SOCAR также рассматривает покупку одного из украинских НПЗ. По последней информации, компания ведет переговоры с собственником Херсонского НПЗ – группой «Континуум», которая также контролирует в Украине сеть заправок WOG. Между тем, выбор компании не совсем логичен. ХНПЗ является самым неэффективным нефтеперерабатывающим предприятием Украины. Он характеризуется самым низким показателем глубины переработки сырья (около 48%), и, соответственно, доля выхода качественного топлива в структуре выпускаемой продукции небольшая. Модернизация НПЗ не осуществлялась с советских времен, поэтому производственные мощности требуют колоссальных инвестиций в обновление. С 2006 года завод из-за нерентабельности работы и вовсе простаивает.

К слову, именно это предприятие пытались поднять 9 лет назад казахские инвесторы. На основе межправительственных украино-казахстанских договоренностей в 1999 г. Украина передала завод «Казахойл» (сейчас ее правопреемницей является «КазМунайГаз»). Однако, оценив техническое состояние ХНПЗ, казахские инвесторы сочли инвестиции в этот объект нерациональными и бесперспективными. На их место пришла российская нефтяная компания «Альянс». Россияне обещали увеличить глубину переработки нефти до 90,6%, загрузить завод на 80% (5 млн т нефти), построить новое производство изомеризации прямогонных бензиновых фракций, гидроочистки дизельного топлива, гидроочистки керосина и гидрокрекинга, вакуумного газойля и пр. Однако ни один из этих проектов так и не был реализован. В 2006 году россияне перепродали предприятие украинской группе «Континуум», которая также изначально декларировала грандиозные планы, но также потом передумала.

Таким образом, весьма сомнительно, что азербайджанские инвесторы после ознакомления с ситуацией на заводе, решаться взяться за его модернизацию. Однако не исключено, что они могут заинтересоваться одним из западно-украинских НПЗ группы «Приват», которые сейчас работают на минимальной загрузке из-за дефицита нефти. Эти предприятия также сегодня не в лучшем состоянии, хотя, в отличие от ХНПЗ, все же находятся «на ходу». К тому же украинской ФПГ после того, как она установила контроль над Кременчугским НПЗ, два мелких завода в западном регионе содержать уже нет смысла.

Вхождение SOCAR в украинскую нефтепереработку было бы существенным позитивным импульсом для данной отрасли. Однако для азербайджанских инвесторов покупка завода в Надвирне или Дрогобыче несет в себе ряд серьезных рисков, что охлаждает их интерес к этим предприятиям. В частности, все еще неизвестной остается судьба (точнее направление использования нефтепровода Одесса-Броды). Поставка азербайджанской нефти в западно-украинском направлении возможна только в случае перевода его работы на прямой режим. Более того, государство должно гарантировать, что смена правительства не приведет к смене направления работы данного маршрута. В этой ситуации активную роль должно сыграть правительство. Кабмин обязан создать все условия для того, чтобы удержать азербайджанских инвесторов и их нефть в Украине. В противном случае, государство утратит возможность демонополизировать внутренний рынок нефтепродуктов, а альтернативных поставщиков сырья в Украину в ближайшем будущем не будет.

Максим Соколов

... ...
 


Комментарии
комментариев: 0

...
Новости партнеров


Статьи
05.04.21, Василий Январев
В декабре 2020 года у Часовоярского огнеупорного комбината сменился собственник – им стал крупнейший в Украине производитель и экспортер глины группа компаний VESCO. О том, что даст компании эта покупка, влиянии коронакризиса на рынок глины, инвестициях в производство и планах на будущее, а также о том, как из глины, добываемой в разных карьерах, сделать продукт премиум-класса в интервью МинПрому рассказал генеральный директор VESCO Евгений Цымарман.
25.03.21, Ярослав Ярош
10 марта Европарламент большинством голосов поддержал резолюции о введении на всей территории ЕС механизма таможенной углеродной корректировки (Carbon Border Adjustment Mechanism). Выражаясь более понятно, речь идет о дополнительном налогообложении товаров, производство которых сопряжено с выбросами углеводорода в атмосферу. Ожидаемо новый налог сильнее всего ударит по импорту в ЕС из третьих стран. И Украина наряду с Китаем и Россией находится в самой высокой группе риска.
15.03.21, Ярослав Ярош
В декабре прошлого года Украина возбудила антидемпинговое расследование относительно проката из углеродистой стали с покрытием происхождением из Китая. Окончательные результаты расследования ожидаются под занавес 2021-го. Но украинские производители не хотят еще целый год терпеть убытки из-за китайского импорта. Поэтому настаивают не введении предварительных антидемпинговых пошлин уже весной.
11.03.21, Василий Январев
Несмотря на беспрецедентно жесткие условия Антимонопольного комитета "Метинвест" приобрел крупнейшего украинского производителя коксующегося угля, что значительно усилит вертикальную интеграцию холдинга. В свою очередь предприятия Покровской угольной группы получат необходимые инвестиции для развития добычи, которые станут гарантией стабильной работы на несколько десятков лет. Для региона же стабильная работа и развитие Покровского означают рост занятости и увеличение поступлений в местный бюджет.
02.03.21, Василий Январев
1 марта в Верховной Раде зарегистрирован законопроект №5175 о продлении пошлины на экспорт металлолома еще на 5 лет. Именно об этом просили металлурги украинских законодателей еще в середине февраля. Ведь, пошлина будет действовать еще полгода, а ее непролонгация грозит крайне тяжелыми последствиями для отечественной металлургии в частности и экономики в целом.
19.02.21, Ярослав Ярош
Такого конца ушедшего года не прогнозировал никто. На фоне пандемии и спада деловой активности ценовые индикаторы на основные виды металлургического сырья, в т. ч. полуфабрикаты обновили исторические максимумы – кто за 5, 6 лет, а кто и за 10. Украинские экспортеры вовремя сориентировались в ситуации и поймали дополнительную маржу. С трепетом надеясь, что и в 2021 г. удастся ковать железо, не отходя от кассы.
09.02.21, Ярослав Ярош
Новоизбранный президента США Джо Байден начал свою каденцию с того, что отменил десяток решений своего предшественника. Но это не означает, что под снос пойдет все, что соорудил Дональд Трамп. Стена на границе с Мексикой, возможно, и рухнет, на забор, который оградил Штаты от импорта стали и других товаров может устоять. Слишком много лоббистов его подпирает.
29.01.21, Дмитрий Наталуха
В понедельник президент США Джо Байден подписал указ, обязывающий Федеральное правительство покупать больше продукции американского производства. Этим указом фактически существенно расширяется сфера действия и нормы знаменитого закона "покупай американское"
23.12.20, Ярослав Ярош
Несмотря на пандемию, карантин и экономический спад, рынок нефтепродуктов в Украине продолжает расти. В текущем году, впервые за десять последних лет, объем потребления топлив превысит 11 млн тонн. Емкость этого рынка в денежном эквиваленте приближается к 1,5 млрд долл. И нефтетрейдеры лелеют надежды, что пик еще впереди.
15.12.20, Василий Январев
Направленный на развитие отечественного машиностроения закон о локализации готов ко второму чтению. Требования к локализации сделаны более мягкими и плавными, что, по мнению разработчиков документа, позитивно скажется на практической реализации заложенных норм. Экономический эффект детально просчитан и дело остается лишь за депутатами, которые будут рассматривать законопроект, возможно, уже на этой неделе.


Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!