Венгерская история Жеваго

Публікації

В конце сентября венгерские СМИ сообщили, что в 2012 году компания Vorskla Steel намерена приступить к строительству металлопрокатного завода в Захоньском регионе страны. Судя по всему, один из крупнейших украинских бизнесменов Константин Жеваго, чье имя связывают с этой компанией, не собирается отказываться от давних планов по созданию собственной металлургической группы. Даже при тех негативах, которые внес в стальной бизнес экономический кризис.

Долгий подход к металлургии

Один из рыночных экспертов прокомментировал новость о грядущей активизации венгерского металлопрокатного проекта Vorskla Steel практически по Станиславскому: «Не верю, и все тут». И подобный скептицизм имеет под собой определенные основания. Анонсы о создании серьезного металлургического бизнеса со стороны компаний К.Жеваго звучали еще в середине прошлого десятилетия, но реальных подвижек по этому направлению сделано было совсем немного.

Эта металлургическая история берет свое начало в 2004 году, когда в Швейцарии зарегистрировали фирму Vorskla Steel AG. Задумывалось, что данная структура будет управлять деятельностью нескольких металлургических предприятий. Ядром группы должен был стать электрометаллургический завод «Ворскла Сталь» в украинском городе Комсомольск, неподалеку от Полтавского ГОКа (подконтролен Ferrexpo plc, основным совладельцем которой является К.Жеваго). В его сооружение намеревались инвестировать порядка 1 млрд долл. Предприятие проектировали на выплавку электростали с использованием к качестве сырья железа прямого восстановления, полученного по технологии Midrex из руды ПГОКа. Годовая мощность завода предполагалась на уровне 3 млн тонн стали, разливаемой посредством МНЛЗ в слябы.

Полученные таким образом полуфабрикаты планировали отправлять на перекатку в страны Евросоюза с преимущественной реализацией здесь же дорогой металлопродукции высоких переделов. Причем схема предусматривала наличие собственных сталепрокатных мощностей в ЕС – с тем, чтобы извлечь максимально высокую добавленную стоимость из всей цепочки вертикальной интеграции.

Так и возникла идея со строительством предприятия по выпуску 2,5 млн тонн/год горячекатаного плоского проката в городе Фенешлитке, который расположен в зоне Захоньского индустриального парка на территории Венгрии. Меморандум об этом был подписан с представителями венгерских властей в 2006 году. Сперва предполагалось, что инвестиции в данный проект составят около 300 млн евро. В течение последующих нескольких лет эта сумма возросла до 650 млн евро (или порядка 920 млн долл. по обменному курсу тех лет).

Однако в предкризисный период ни украинское, ни венгерское стальные начинания Vorskla Steel особого развития не получили. В первом случае, как следует из сообщений на официальном сайте компании, успели освоить порядка 50 млн долл. на предварительном этапе осуществления проекта. Во втором – вложили около 7 млн евро в земельный участок под будущий сталепрокатный завод.

Единственным же реальным достижением того времени в деле формирования метгруппы стало приобретение летом 2007 года электросталеплавильного производства у датской компании Danscan Steel с преобразованием его в Vorskla Steel Denmark (сделка оценивалась аналитиками в 100-150 млн долл.). Но с учетом мощности данного актива – порядка полумиллиона тонн стали в год – говорить о знаковом прорыве бизнесмена в сферу металлургии не приходилось. Таковым могло бы в некоторой мере выступить приобретение болгарского меткомбината «Кремиковцы». От этой идеи, впрочем, у К.Жеваго в итоге отказались – хоть и после нескольких попыток зайти на предприятие в качестве мажоритария.

Разразившийся же в 2008 году экономический кризис затормозил инвестиционные планы подавляющего большинства компаний, и Vorskla Steel не стала исключением. Здесь на время заморозили осуществление металлургических проектов и в Комсомольске, и в индустриальном парке Захоня. Но уже в начале 2010 года главный акционер Ferrexpo заявил – металлопрокатный завод в Венгрии будет построен, пусть и не в ранее планируемые сроки. А зимой 2011 года власти Полтавской области прояснили и судьбу украинского метпроекта «Ворскла Сталь»: пуск завода в Комсомольске запланирован на 2014 год. (Изначально предполагалось, что венгерское прокатное производство будет запущено в эксплутацию в одни сроки с украинским метпредприятием группы – в 2010 году).
Вместе со сроками были подкорректированы и финвложения в венгерский проект компании. Как следует из комплексной программы экономического развития Захоня, общий объем капиталовложений в создание здесь сталепрокатного производства и логистической фирмы (имеется в виду компания Kraz Logistics, также ассоциируемая с К.Жеваго) «приблизится к 500 млн евро». Схожий размер планируемых инвестиций приводился и в сентябрьских сообщениях венгерских СМИ.

Второе дыхание проекта

Каким образом такое сужение инвестпрограммы отразится на производственных параметрах венгерского метпроекта, представители Vorskla Steel пока не сообщают. Впрочем, на руку компании может сыграть эффект посткризисного удешевления строительно-монтажных работ. «По ним реально сейчас сэкономить 15-20% в сравнении с расценками докризисного периода. Но в случае, если речь идет о прежних параметрах металлопрокатного производства, то оно все равно обойдется не менее чем в 750 млн долл.», – отмечает аналитик ИК Dragon Capital Александр Макаров.

Сам проект эксперт характеризует как достаточно рискованный – с точки зрения складывающихся тенденций на европейском рынке листовой стали. «Данный сегмент и без того перенасыщен предложением. Наблюдается явное перепроизводство этой продукции. И без создания вертикально интегрированной компании с собственными недорогими слябами конкурировать на рынках Евросоюза будет достаточно проблематично», – полагает А.Макаров.

По мнению старшего аналитика ИК «Тройка Диалог Украина» Ивана Харчука, инвестиционная активизация по данному проекту, которые осуществляется в зоне ЕС, выглядит вполне логичной – если принять во внимание «риски ведения бизнеса в Украине». Но к этому он добавляет, что с учетом вялого развития проекта в прошлом, «трудно ожидать ускорения по нему после наступления фазы со снижением спроса на сталь в мире».

Хотя последнее обстоятельство таит в себе не одни лишь негативы для Vorskla Steel, говорит аналитик ИК Phoenix Capital Роман Тополюк. Если реализация программы по венгерскому прокатному заводу действительно вскоре начнется, полагает он, то компания сможет с пользой потратить несколько ближайших лет, в течение которых спрос на металлопродукцию будет очень волатильным, а количество новых заявленных проектов заметно сократится. (По оценкам эксперта, всего в мире заявлено о введении к 2015 году новых производств по выпуску металлопродукции общим объемов более 300 млн тонн в год. Это может увеличить мировые метмощности на 15-20%.).

«И в подобной ситуации важным представляется вопрос – финансирование какой части этих проектов продолжится при нынешней напряженной обстановке в сфере кредитования. Поэтому если будет обеспечено финансирование для создания завода в Венгрии, и это один из самых ключевых аспектов сейчас, то Vorskla Steel сможет запустить здесь производство к моменту стабилизации рынков – или к 2014-2015 годам (сроки, думаю, еще будут уточняться)», – предположил Р.Тополюк. При всем том он подчеркнул следующее. Для того, чтобы производственная цепочка – руда от Полтавского ГОКа – полуфабрикат из Комсомольска – прокат в Захоне – сомкнулась, стальные стройки компании в Украине и Венгрии необходимо реализовать синхронно.

Старший аналитик ИК Astrum Investment Management Юрий Рыжков также уверен, что венгерский проект К.Жеваго может считаться вполне целесообразным в долгосрочной перспективе: «В ближайшие 7 лет рентабельность железорудных компаний снизится, а металлургических – вырастет». По его мнению, создание прокатного завода в Захоне может быть выгодным даже и без собственного сталеплавильного предприятия в Украине (предполагаемого поставщика сырья для венгерского предприятия). «Здесь должен быть задействован производитель стального полуфабриката, который бы работал по давальческой схеме с Ferrexpo. Это сэкономило бы средства на строительстве сталеплавильного завода и помогло бы Ferrexpo получить стабильного покупателя на 15-30% выпускаемой продукции», – рассказывает эксперт.

И.Харчук придерживается схожей точки зрения: «Ferrexpo – крупный поставщик окатышей в Восточной Европе. Поэтому компания имеет возможность договариваться о поставках полуфабрикатов, если они ей потребуются. Толлинговая схема может применяться как в Украине, так и в Восточной Европе». Кроме того, указывает он, сталеплавильный завод, использующий сырье, изготовленное по технологии прямого восстановления железа – с технической точки зрения гораздо более сложный проект, чем прокатные мощности.

В том, что для Ворскла Стали идея функционирования металлопрокатного производства вне цепочки вертикальной интеграции выглядит более реальной, нежели в связке с проектом в Комсомольске, убежден и Ю.Рыжков. Создание такого неинтегрированного прокатного комплекса, по его расчетам, может потребовать 800-900 млн долл. «Эту сумму структуры К.Жеваго в состоянии привлечь. А вот найти еще 1,5-2,5 млрд долл. для строительства сталеплавильного завода (в Украине – прим. автора) им было бы крайне сложно», – утверждает аналитик.

В свою очередь Р.Тополюк отмечает, что оценки по венгерскому проекту в свое время превышали 900 млн долл. Конкретная же стоимость строительства завода определится в ходе переговоров с поставщиками оборудования, и будет зависеть от конфигурации агрегатов, а также от ситуации на рынке. По мнению аналитика, большую часть необходимых средств компания постарается занять. Причем значительную их долю можно обеспечить за счет экспортного кредитования поставок оборудования.

На этом обстоятельстве акцентирует внимание и А.Макаров: «Частично подобный проект может быть проинвестирован за счет экспортно-кредитного агентства, которое предоставляет кредит в стране, где производится оборудование. В Евросоюзе данная практика является устойчивой. И по этой схеме вполне можно будет получить более половины необходимых средств. Однако не менее 300 млн долл. структурам К.Жеваго придется изыскивать самостоятельно. В принципе – посильная задача, учитывая, что вложения потребуется осуществлять не одномоментно».

Цель под средства

И.Харчук считает, что при реальной возможности обеспечить необходимое финансирование для строительства метзавода в Захоньском регионе Венгрии, инициатор этого проекта все же попробует осуществить его не самостоятельно, а в партнерстве с одним из инвесторов, обладающим опытом ведения металлургического бизнеса. Но в любом случае, вряд ли таким соинвестором выступит Ferrexpo, даже с учетом собственнических отношений с К.Жеваго. Иностранные топ-менеджеры этой компании не раз уже четко дистанцировали ее железорудный бизнес от металлургических начинаний своего главного акционера.

В целом же, давать прогнозы применительно к дальнейшему развитию стальной истории К.Жеваго – весьма непросто. С одной стороны, все осуществленное им на поприще металлургического бизнеса к явным успехам отнести пока сложно. (Тут прослеживаются даже негативы, если учесть потери бизнесмена в акционерном капитале Ferrexpo). С другой же – миллиардер демонстрирует завидное упорство в достижении поставленной когда-то цели. Окажется ли она ему в итоге по средствам? В ответ на такую риторику в данном конкретном случае как никогда подходит абстрактное: «Время покажет». Тем более что Константин Жеваго, похоже, готов двигаться к нужному результату еще не один год.

Сергей Кукин

МинПром

Новини

19 Грудня 2023

Туреччина скорочує імпорт нержавіючої сталі

Держприкордонслужба повідомляє про рекордні черги вантажівок на кордонах

Нацбанк підрахував збитки експортерів від блокади кордону

З аеропорту Бориспіль вилетів пасажирський літак

Наступний рік для економіки України буде складнішим – Reuters

ЄС планує виявляти незаконну перевалку російської нафти

ЄС скоротив імпорт українських напівфабрикатів на 11,6%

Споживчі ціни в єврозоні у листопаді збільшилися на 2,4% 

Україна втратила понад 1 млрд євро внаслідок блокади кордону з Польщею

Болгарія заборонила експорт палива з російської нафти

Саудівська Аравія планує різке збільшення виробництва сталі

Новим коридором у Чорному морі пройшли вже понад 300 суден

Метінвест готовий виробляти більше військової продукції за умови державної підтримки

Уряд Великої Британії з 2027 року запровадить свій СВАМ

ЄБРР збільшив капітал на 4 млрд євро для підтримки України

ЄС у жовтні збільшив імпорт залізної руди з України на 9%

ВСІ НОВИНИ ⇢