Миттал разливает по старинке

Публікації

ArcelorMittal Кривой Рог затянул с реализацией перспективного инвестпроекта по строительству первой машины непрерывного литья заготовки. Ее запуск в эксплуатацию был запланирован еще на октябрь-ноябрь 2011 года, но вот уже середина марта 2012, а комбинат не готов сообщить о выполнении программы.

Подводные камни одного проекта

Уже в феврале 2011 тогдашний генеральный директор АМКР Ринат Старков сообщил, что строительство МНЛЗ отклонилось от графика. Но, по его словам, отклонение было небольшим, около 10 дней. Получается, что в дальнейшем отставание нарастало. Почему до сих пор АМКР не отрапортовал о запуске МНЛЗ в промышленную эксплуатацию? В пресс-службе комбината не ответили на соответствующий запрос МинПрома. Но можно предположить, что недостаточное финансирование не является причиной.

Да, представители комбината неоднократно указывали на задержку с возмещением НДС из госбюджета, которая приводит к "вымыванию" оборотных средств. Одно время сумма задолженности государства достигала 3,4 млрд грн., и это, безусловно, осложняло ведение производственной деятельности. С другой стороны, не стоит забывать, что АМКР входит в состав крупнейшего в мире горно-металлургического холдинга и обоснованно может рассчитывать на его поддержку как со сбытом металлопродукции, так и с пополнением "оборотки". Благодаря вертикальной интеграции в рамках комбината АМКР имеет один из самых высоких в отрасли показателей рентабельности производства – 12,5% по полной себестоимости за 2010 год. Чистая прибыль АМКР за указанный период составила 1,21 млрд грн. По итогам 2011 получен еще более впечатляющий финансовый результат: 2,143 млрд грн.

В крайнем случае привлечь кредитные ресурсы на достаточно выгодных условиях под перспективный инвестпроект – не проблема для такого предприятия. Одним словом, загвоздка здесь явно не в финансовом вопросе. Отметим, что, по оценкам различных экспертов, стоимость проекта по сооружению шестиручьевой МНЛЗ на комбинате составляет 100-150 млн долл.

Источник, знакомый с ситуацией на предприятии, на условиях анонимности сообщил МинПрому, что МНЛЗ в Кривом Рогу фактически построена и даже опробована в тестовом режиме. Однако полученная при этом сортовая заготовка оказалась неудовлетворительного качества. "Поэтому формально проект завершен, а фактически там ничего не работает", – сказал собеседник издания. По его словам, проект из соображений экономии изначально разрабатывался под старую чешскую МНЛЗ. Затем рассматривался вариант новой машины, но тогда комбинат не вписывался в утвержденную акционером смету в 92 млн долл. Поэтому в итоге и было решено приобрести бельгийскую МНЛЗ категории б/у. "Отсюда и проблемы. Если бы они взяли новую машину, все было бы нормально. А так хотели сэкономить – и теперь там элементарно нет людей, чтобы довести отладку этой машины", – подчеркнул источник МинПрома. По его данным, сейчас комбинат вообще испытывает дефицит квалифицированных кадров: "Когда у них была авария на доменной печи №9, они были вынуждены приглашать специалистов из Мариуполя, хотя еще в Союзе криворожская школа доменщиков считалась лучшей".

В свою очередь, старший аналитик компании "Astrum Investment Management" Юрий Рыжков отметил, что по его данным, МНЛЗ в Кривом Рогу была введена в эксплуатацию, но работала нерегулярно – постоянно случались остановки, аварии. "По моему мнению, причина кроется не столько в нехватке заказов, сколько в ошибках, допущенных во время строительства, – возможно, спешили, использовали дешевые материалы", – предположил эксперт.

Неприятно, но и не смертельно

Проектная мощность строящейся МНЛЗ составляет 1,2 млн тонн в год при общем объеме выпуска на АМКР 5,9 млн тонн сортовой заготовки. Таким образом, реализация программы позволяет на 20% снизить энергоемкую разливку через слитки. Помимо экономии природного газа на их повторном разогреве, МНЛЗ повышает на 15-20% выход готового проката за счет уменьшения стальной обрезки. Одним словом, в экономической целесообразности перехода на непрерывную разливку ни у кого нет сомнений, в т.ч. на самом АМКР.

На комбинате разработан план, позволяющий после ввода МНЛЗ в эксплуатацию увеличить объем производства катанки до 400 тыс. тонн в год по сравнению с нынешними 100 тыс. тонн. Это должно раз и навсегда сгладить острые углы в отношениях с предприятиями ассоциации "Укрметиз". Ее представители на балансовых совещаниях в Днепропетровске неоднократно жаловались как на задержку с отгрузкой, так и на качество получаемой катанки. Теперь же криворожский комбинат анонсировал для метизников выпуск пружинной стали, стали для холодной высадки и раскисленной алюминием стали – в дополнение к выпускаемой продукции из марок с добавочной стоимостью (высокоуглеродистой катанки до ст.70 включительно).

Вице-президент ассоциации "Укрмет" Сергей Грищенко отметил, что ранее в Кривом Роге рассматривали разливку в слитки как вполне приемлемую для рядовых марок стали с точки зрения экономики. "Но поскольку непрерывная разливка считается более перспективной, инвестору было поставлено такое условие. Но это все-таки связано с большими затратами и комбинат может не форсировать переход на МНЛЗ, используя существующую технологию. Хотя будущее, безусловно, за непрерывной разливкой", – сказал он.

Аналитик компании "Case-Украина" Евгений Дубогрыз также полагает, что переход на непрерывную разливку стали в настоящее время некритичен для АМКР. Он отметил, что только за счет наличия собственных ресурсов железной руды себестоимость тонны стали для комбината на 75-80 долл. меньше по сравнению с показателями других крупных отечественных метзаводов. "Этого хватает, чтобы обеспечивать продукции комбината конкурентные преимущества на рынке. Поэтому в краткосрочной перспективе ввод МНЛЗ мало что дает АМКР в плане финансовых показателей. Рентабельность по EBITDA у комбината – около 25%, тогда как в среднем по отрасли 0-5%. Трудности с запуском МНЛЗ могли бы стать критичными для предприятий без собственной руды, например, комбинатов в Алчевске и Днепродзержинске", – пояснил эксперт.

Также можно отметить, что если МНЛЗ в Кривом Роге действительно установлена и готова к работе, это позволяет холдингу "ArcelorMittal" отчитаться перед Фондом госимущества Украины о выполнении инвестобязательства по техперевооружению комбината, взятого при его покупке. А используется машина или нет, ФГИУ уже неинтересно: в хоздеятельность частной компании ведомство не влазит, для него достаточно наличия агрегата в рабочем состоянии.

Туманные перспективы

Несмотря на прошлогоднее сокращение производства к 2010 на 8,5% по прокату, до 4,94 млн тонн, на 7% по стали, до 5,72 млн тонн и на 8% по чугуну, до 4,89 млн тонн, текущий год комбинат начал достаточно резво. Выпуск проката в январе-феврале вырос на 10,3% к аналогичному периоду 2011, до 856 тыс. тонн, стали на 8,4% – до 969 тыс. тонн, чугуна на 9,9% – до 843 тыс. тонн. Но удастся ли удержать взятый темп?

Главными рынками сбыта для АМКР являются страны Африки (в первую очередь – Египет, далее Нигерия и Сенегал) и Персидского залива. Между тем основные поставки сортового проката из Украины идут в соседнюю Российскую Федерацию. Так, по данным Государственной таможенной службы, по итогам января на РФ пришлось 23,28% отгрузок – 121,11 тыс. тонн, тогда как на Ирак – 6,77%, на Иорданию – 6,14%. Стоит отметить, что к январю 2011 поставки сортового проката в Ирак заметно сократились: со 141,48 тыс. до 35,2 тыс. тонн. Последствия военных действий в этой стране потихоньку ликвидируются и темпы строительных работ снижаются. Соответственно уменьшается и потребление сортового проката. И рост поставок в Иорданию с 17,76 тыс. до 31,93 тыс. тонн за январь не компенсировал потери сбыта в Ираке.

Между тем и в самой РФ украинским производителям сорта и длинномера становится все теснее. По оценкам консалтингового агентства "Металл-Эксперт", в ближайшее время российские мощности по сортовому прокату могут вырасти на 10,5 млн тонн в год. Из них проекты на 7,3 млн тонн относятся к категории высокой вероятности реализации. Среди них можно выделить СПЗ "Северсталь-Балаково" и Ковровский СПЗ с производительностью 1 млн тонн в год каждый, "Татсталь" – 1,1 млн тонн, Калужский, Ростовский и Тюменский ЭМЗ – 900, 550, 550 тыс. тонн соответственно. Большинство из них будут запущены в промэксплуатацию в 2012-2015 годах. Между тем многие федеральные строительные программы в РФ сейчас "заморожены". Это означает в среднесрочной перспективе усиление демпингового давления со стороны российских производителей на рынках дальнего зарубежья.

Подобные процессы уже сейчас наблюдаются и на украинском внутреннем рынке, где за январь импорт длинномера и сорта вырос на 18% к аналогичному периоду 2011, до 28,89 тыс. тонн. При этом ввоз из РФ увеличился на 17,75%, до 19,77 тыс. тонн, а средняя цена по контрактам уменьшилась с 1018 долл./тонн, до 934 долл./тонн. В таких условиях возможности украинских производителей длинномерного и сортового проката для наращивания производства представляются ограниченными. А значит, потребность в запуске МНЛЗ у АМКР точно не появится до конца нынешнего года.

При этом следует учитывать такой аспект, как возникшие сложности с обеспечением ломом. АМКР сообщил, что в январе ухудшилась ситуация с его поставками на комбинат – что привело к уменьшению объема производства к плановому. К началу марта положение улучшилось: запасы лома на предприятии выросли до 19 тыс. тонн против 12 тыс. тонн на 1 февраля. Тем не менее тревожный звоночек прозвенел. Кроме того, можно вспомнить и о проблемах с поставками в Кривой Рог коксующегося угля из Российской Федерации. В конце февраля администрация ОАО "Российские железные дороги" запретила отправку угля своими вагонами в адрес АМКР в связи с длительным простоем вагонного парка в Кривом Роге. В прежние годы конфликты по данному вопросу у комбината возникали и с "Укрзализницей", однако российские железнодорожники заняли гораздо более жесткую позицию, чем их украинские коллеги.

Что же касается "ArcelorMittal", то в СНГ у них строится еще одна МНЛЗ производительностью 400 тыс. тонн в год на комбинате в Темиртау. Возможно, что данный проект в Казахстане окажется успешнее украинского.

Игорь Воронцов

МинПром

Новини

17 Травня 2024

Виробництво сталі в Китаї скоротилось на 3%

Металурги у квітні збільшили експорт довгого прокату на 7,6%

Уряд змінив порядок бронювання від мобілізації на підприємствах двох сфер економіки

Україна вийшла на максимальну потужність імпорту електроенергії з ЄС

Уряд виділив 1,5 млрд грн для відновлення Зміївської та Трипільської ТЕС

Данія виділить Україні новий пакет військової допомоги на 750 млн євро

Мінекономіки озвучило параметри програми державного стимулювання індустріальних парків

За останні три місяці світові ціни на мідь зросли майже на 25%

G7 підтримає пропозицію ЄС про передачу Україні доходів від активів Росії

У порту Бельгії запускають плавучу сонячну електростанцію

Ризький порт збільшив перевалку металургійної сировини на 37,2% 

У Кабміні прогнозують продовження торговельного безвізу с ЄС на 2025-2026 роки

Після підвищення температури вдасться припинити відключення

Сентравіс поставить 50 тонн пічних труб на американський ринок

Австрія створила фонд на 500 млн євро для підтримки експорту в Україну 

16 Травня 2024

Thyssenkrupp скоротила квартальний збиток майже утричі

ВСІ НОВИНИ ⇢