Автосбор: конфликт украинской и американской логики

Точка зору

Здравая идея заложить автотранспортный сбор в цену бензина родилась в самом БЮТ. Но коалиция и Кабмин на пути к автомобилистам не смогли «объехать» интересы торговцев бензином.

На следующей неделе парламент вернется к вопросу автотранспортного сбора. Во втором чтении будет рассматриваться законопроект коммунистов, определяющий ставки для различных автомобилей. По данным «proUA», ко второму чтению этот проект могут объединить с правительственным вариантом, в котором ставки чуть выше, чем у КПУ.

Для наглядности «proUA» подсчитал, сколько будет составлять налог на примере автомобилей двух сотрудников издания: BMW 525 (выпуск 2000 г., объем чуть меньше 2500 куб. см) и Hyundai Getz (2006 г.в., объем 1600 куб. см).

Для девятилетнего и более мощного BMW «коммунистическая» ставка налога, взимаемого при проведении техосмотра, составила бы 250 грн. Правительственная ставка – 500 грн.

Hyundai по всем версиям стоит владельцу 112 грн. в год, то есть в два или четыре раза меньше, чем «бумер».

Автосбор предназначен исключительно на ремонт и содержание местных дорог. То есть автовладельцы платят за ущерб, который сами же и дорогам наносят. Однако «вскрытие» показывает несправедливость, заложенную в саму логику украинского налога.

По оценкам владельцев, Hyundai и BMV в месяц пробегают приблизительно одинаковые расстояния – чуть больше 1000 км. При этом, как мы уже подсчитали, разница в ставке налога для них весьма существенна.

Но разница в массе этих машин не настолько велика, чтобы говорить «BMW бьет дороги в два-четыре раза сильнее, чем Hyundai». Понятно, что среди легковых авто больше бьет дорогу тот, кто больше ездит, например, те же таксисты.

Тогда как суть украинского налога такова: налог взимается с каждого автомобиля и зависит от объема двигателя по прогрессивной системе. То есть чем больше объем, тем больше ставка налога в перерасчете на 100 куб. см. Украинская логика: большой двигатель – видимо, большая машина – может разбивать дорогу сильнее маломощной – должен больше платить. Даже если машина выезжает из гаража только летом на дачу.

В мире есть пример того, как решается вопрос с этой несправедливостью, например США.

Суть «американки» чрезвычайно проста – налог закладывается в цену топлива и взимается в момент его продажи на АЗС. Американская логика: покупаешь много бензина – много ездишь – много бьешь дороги – платишь больший налог. Не страдает тот, кто мало ездит или имеет малолитражный автомобиль, и, соответственно, бьет дороги меньше, чем грузовик или таксист.

Эту логику использована в законопроекте бютовца Александра Сочки. Однако в момент рассмотрения аж 13 законопроектов, посвященных урегулированию скандала с декабрьским многократным повышением ставки налога, до него депутаты даже не дошли. Сразу был принят коммунистический, являющийся лишь одной из разновидностей «украинской» логики.

Сочка предлагал сделать ставку налога в размере 6% от цены топлива (около 30 копеек) и взимать его в месте продажи конечному потребителю.

(Подобную новеллу предложили также «руховцы» Тарасюк, Коваль и Черноволенко. Но в их версии размер налога отдается на откуп Кабмина. А также забиваются некие льготы, которые у нас традиционно уводят в тень всех кому не лень).

Для владельцев вышеупомянутых Hyundai и BMV несправедливость была бы и в этом случае. «Бумер» съедает почти в два раза больше дизтоплива, чем корейская малолитражка. Поэтому для него «бензиновый» налог такого размера за год составил бы около 450 грн. А для Hyundai – чуть меньше 300 грн. И в обоих случаях это выше, чем предложенные коммунистами ставки «украинского» сбора.

Однако «американская» логика приближает Украину к хотя бы приблизительному осознанию сумм, которые необходимы и возможны на содержание дорог. Ведь сейчас никто в Украине не знает даже приблизительно, сколько на самом деле денег от автосбора через местный бюджет попадает на ремонт дорог.

Тогда как «американка» дает такую возможность – можно посчитать простым калькулятором, умножив количество реализуемого в Украине топлива на его цену и налоговый процент.

По данным Сочки, Украина потребляет в год 11 млн т светлых нефтепродуктов – импортных и собственного производства. Суммарный сбор от автоналога, по его расчетам, составил бы 2,65 млрд грн при средней цене на дизтопливо 4,50 грн/л и 5,00 грн/л за бензин.

В этом случае Украина хотя бы знала, сколько денег она собирает на дороги. И что на них можно отремонтировать. Ведь в нашей стране на дороги можно потратить хоть миллиард, хоть триллион – вне государственных трасс ездить зачастую просто опасно. Тогда и водитель бы знал, что, покупая бензин в Житомирской области он платит за дороги именно в этой области.

Тем не менее такая ясность прогнозирования не нашла понимания в Раде. Побеждает нынешняя туманность автосбора. «proUA» изучил возможные причины противодействия новшеству.

Справка об уплате налога, а точнее ее отсутствие, исторически является важным пунктиком в отношениях водителей с ГАИ. К тому же, нынешняя система поступления налога от водителя к бюджету отработана поколениями чиновников еще со времен СССР. А новая система потребует выработки новых навыков.

Но есть и другие схемы, которым угрожает «американская» прозрачность: есть чего бояться бензотрейдерам.

Автозаправка в этом случае становится, по сути, филиалом государственного органа, через который должны проходить чужие продавцу бензина «налоговые» деньги – из кассы продавца они должны уйти сразу в местный бюджет. При этом в Украине наказание за обычный уход от налогообложения намного мягче, чем за манипуляции с бюджетными средствами.

Важнейший момент. Процентное отношение налога к цене топлива позволяет на простом калькуляторе посчитать, сколько топлива проходит через каждую АЗС. Так раскроются все потоки в торговле нефтепродуктами.

По данным «proUA», «американку» не восприняли не только во фракции БЮТ. Такой законопроект вызвал бы сложности с пробютовскими членами НУНС, на которых очень сильно влияет Игорь Палица. А ведь во многом благодаря усилиям бывшего руководителя «приватно»-государственной «Укрнафты» Тимошенко сохранила премьерское кресло .

Теперь вопрос на засыпку: улыбается ли «американская» прозрачность крупнейшему бензотрейдеру Украины Игорю Коломойскому и защитникам его интересов в Кабмине? «Приват» так или иначе контролирует более тысячи АЗС из 6100 заправок, по данным Госкомстата существующих в Украине. А после завершения сделки с «Альфа-нафтой» на «Приват» будет работать каждая четвертая АЗС страны.

«Лоббистская» версия имеет право на жизнь, так же как и другая – «социальная». Ее чаще всего довелось слышать «proUA» в качестве аргумента против «американки». Мол, добавь тридцать копеек к цене бензина и он тут же подорожает на гривну: «Ты не знаешь наших бизнесменов? Для них это будет лучшим поводом взвинтить цены еще раз!»

В том то и дело, что трейдеры известны. Весь вопрос как с ними работать: прогибаться навстречу их пожеланиям в благодарность за помощь в борьбе за власть, или прогибать отдельных олигархов под интересы Украины.

Новини

9 Лютого 2024

У січні зростання споживчих цін сповільнилось до 0,4%

В Україні зростає споживання електроенергії

Попит на електромобілі в Україні зріс у 2,8 раза

Експорт чавуну в Бразилії збільшився

Уряд створив промислово-оборонний комітет на чолі з прем’єром

В ЄС досягли попередньої угоди щодо закону про промисловість з нульовими викидами

У світі зростатиме конкуренція за високоякісний металобрухт

POSCO розпочала будівництво електродугової печі на заводі в Кван’яні

Outokumpu розраховує на збільшення поставок у першому кварталі

Польські фермери заблокували рух усіх видів транспорту в бік Шегині

США запровадили санкції за порушення обмежень цін на російську нафту

Vale та Hydnum Steel вивчать можливість будівництва заводу з виробництва залізорудних брикетів

Tata Steel завершує злиття п’яти дочірніх компаній та скасовує злиття з TRF Limited

Світ перевищив критичне потепління на 1,5​​°C у 2023 році – дослідження

Україна збільшить експорт зернових – прогноз

США запровадили нові санкції проти російських діамантів 

ВСІ НОВИНИ ⇢