Стратегии Тимошенко

Точка зору

Аналитики и пиарщики Тимошенко никак не могут вырваться из плена своих представлений о политической и экономической ситуации прошлых лет. Им никак не удается понять, что на дворе 2009-й кризисный год

Провал парламентского голосования за выражение недоверия действующему Кабинету Министров сделал очевидным то, что предвыборную президентскую кампанию Юлия Тимошенко начнет, будучи премьером. Это обстоятельство должно было бы ее заставить кардинально поменять стратегию. Но пока изменения носят сугубо косметический характер

Цена любви

До начала президентской избирательной кампании Тимошенко придется рассчитывать только на себя. Катастрофическое ухудшение ситуации в экономике и социальной сфере нельзя будет списать на сменщика. Впервые поддержание ключевых отраслей, а главное — социальных стандартов, стало для нее задачей номер один в борьбе за симпатии электората.

Именно этим можно объяснить упорное нежелание премьера в угоду Международному валютному фонду пересматривать бюджетный закон. Меморандум, подписанный между фондом и правительством, жестко привязывает выделение очередного транша кредита stand-by, предназначенного для поддержания финансовой стабильности, к исполнению Кабмином взятых на себя обязательств. Тем не менее ключевое из них — бездефицитный бюджет — уже не выполнено. В нынешней ситуации, когда будущее отечественной экономики, и соответственно наполнение казны, рисуется в далеко не радужном свете, парламент утвердил главную финансовую смету страны с трехпроцентным дефицитом — 2,97% от и без того завышенного прогнозного ВВП, что на 24,3% (6,09 млрд. грн.) превышает аналогичный показатель прошлого года. При этом доходы казны увеличены на 3%, тогда как расходы — на 5,6%.

По подсчетам же МВФ, реальный дефицит бюджета достигает 50 млрд. грн. Причем столь солидный кассовый разрыв эксперты связали с чрезмерным в нынешних условиях финансированием социальной сферы и предоставлением населению необоснованных преференций (в частности несоответствие коммунальных тарифов новой цене на газ), потребовав устранить этот недочет. Отказ премьера вполне объясним: нынешний бюджет и без того предусматривает символический рост социальных стандартов, и даже незначительное сокращение расходов на них даст основания оппонентам справедливо обвинить премьера в игнорировании нужд народа. Так, реальная заработная плата в нынешнем году должна вырасти всего на 0,9%, тогда как в прошлом году этот показатель составил 8,8%.

Поэтому на встрече с послами стран «Большой семерки», Еврокомиссии и МВФ премьер твердо заявила, что плановый размер дефицита будет покрыт за счет привлечения внешних займов. В числе возможных доноров были названы США, ЕС, Япония, Китай, Саудовская Аравия и Россия.

Впрочем, упрямство Тимошенко на переговорах с МВФ было не более чем игрой на публику. Прекрасно понимая, что без кредитов фонда переговоры с остальными донорами сильно осложнятся, она решила выйти из ситуации красиво. По словам спикера Владимира Литвина, сейчас, чтобы сократить бюджетный дефицит, правительство предлагает увеличить на 9 млрд. поступление от акцизных сборов, а также дополнительно получить 6 млрд. грн. за счет изменения пенсионного законодательства (принятый парламентом в первом чтении законопроект вводит дополнительный сбор в Пенсионный фонд с упрощенцев, замораживает пересмотр пенсий для работающих пенсионеров, а также ряд других неприятных новаций для граждан, вышедших на заслуженный отдых) и получить дополнительно 5 млрд. грн. путем повышения тарифов на жилищно-коммунальные услуги. Фокус в том, что вызванный предлагаемыми корректировками бюджета народный гнев премьер легко может перенаправить на депутатов, местные власти или НКРЭ, как это уже случалось не раз.

Одалживать же у других кредиторов правительству придется в любом случае. Сразу же после утверждения бюджета-2009 экс-председатель Гостаможслужбы Валерий Хорошковский заявил, что запланированные в документе поступления от его ведомства завышены примерно на 40 млрд. грн. А первый заместитель главы ГНАУ Александр Буханевич чуть позже сообщил, что недопоступления в госбюджет от налоговой могут составить около 3,5 млрд. грн. Мрачные прогнозы чиновников уже начинают сбываться. Согласно официальным данным Госказначейства, доходы общего фонда бюджета были исполнены лишь на 86,3% от плана, кассовый разрыв достиг 31 млрд. грн. И это при том, что существенную лепту в наполнение казны внес Нацбанк, перечислив ранее запланированного 1 млрд. грн. Дефицит был покрыт за счет переходящих остатков (не использованных в прошлом году средств) в размере 2,15 млрд. грн. и средств с единого казначейского счета (0,9 млрд. грн.). Этот ресурс далеко не безграничен. Поэтому премьер для поддержания своего реноме главного радетеля о народном благосостоянии готова еще глубже вогнать страну в долги, которые и на сегодня уже превышают все разумные пределы. По уточненным данным Минфина, совокупный государственный (прямой) и гарантированный долги Украины за прошлый год выросли на 40%, или на $7,025 млрд., — до $24,598 млрд. (Для сравнения: в 2007 году совокупный госдолг Украины вырос на 10,2%, или на $1,62 млрд.,— до $17,57 млрд.) В этом же году придется занять еще как минимум 30 млрд. Если же кредиторы не окажутся столь щедрыми, как рассчитывают в Кабмине, правительство будет просто вынуждено включить денежный станок, что в перспективе может привести к значительному росту инфляции, которая к концу года, по прогнозам экспертов, в лучшем случае достигнет 20%, а в худшем окажется не менее 25%.

НА ДЕНЕЖНОМ ПОВОДКЕ

Особый план по завоеванию электоральных симпатий премьер имеет в отношении регионов. В обновленном правительстве Юлии Тимошенко может появиться новая должность — вице-премьер по региональной политике. Такое обещание глава правительства дала мэрам городов на прошлой неделе, установив двухнедельный срок на поиск и согласование соответствующей кандидатуры. Аналогичная должность вице-премьера по вопросам ЖКХ существовала при прошлом правительстве Виктора Януковича. В сферу деятельности Владимира Рыбака входила координация двух министерств — по региональной политике и строительству и по вопросам ЖКХ (но тогда все аналитики сходились во мнении, что эта должность — не более чем синекура для экс-мэра Донецка, который попросту не смог справиться с работой министра). Правда, опрошенные «k:» мэры поддержали инициативу реанимации должности «хозяйственного» вице-премьера — градоначальникам выгодно иметь человека в правительстве, с которым можно договориться обо всем и сразу, не оббивая пороги многочисленных высоких кабинетов. «Градоначальникам не хватает эффективного посредника между местной властью и правительством. У всех разный уровень подготовки, опыт работы: кто-то избран впервые, кто-то не пользуется поддержкой местной элиты. Поэтому координатор помог бы решить массу вопросов. Главное же на сегодня — кого назначат на новую должность. Этот человек должен иметь авторитет и влиять на принятие решений в правительстве», — заявил «k:» мэр Бердичева Василий Мазур. Для большего эффекта премьер намерена предоставить исполнительному директору Ассоциации городов Украины Мирославу Питцыку право присутствовать на всех заседаниях Кабмина.

Одной из главных задач нового заместителя Тимошенко станет лоббирование закона «О местных налогах и сборах», расширяющего фискальные права и возможности местных советов. Этот закон в конце прошлого года был принят Верховной Радой в первом чтении и вызвал бурю протестов со стороны предпринимателей. В частности, категорически против выступили рыночные торговцы — новым законом вводился рыночный налог вместо копеечного рыночного сбора. «Важно, чтобы местная власть получила право регулировать вопросы наполнения местных бюджетов, чтобы не вышло как в ситуации с транспортным сбором. Под давлением транспортников решение об увеличении сбора хотят отменить, но, чтобы компенсировать отмену этого платежа, правительству необходимо где-то изыскать 1,5 млрд. грн. поступлений. А это ремонт и строительство городских дорог», — говорит Мирослав Питцык. Впрочем, даже если депутаты смогут оперативно принять новый закон, оговоренные в нем правила налогообложения начнут действовать только со следующего года. Поэтому куда более важным для регионов станет кураторство будущего вице-премьера над освоением выделяемых местным бюджетам дотаций. Цена вопроса — более 60 млрд. грн. В условиях углубляющегося кризиса это станет мощным инструментом поощрения лояльных к правительству регионов. К примеру, в госбюджете заложена двухмиллиардная дотация Киеву на подготовку к Евро-2012. Местные власти хотят потратить эти деньги на ремонт канализации, строительство больниц и дорог. От нового вице-премьера зависит, будет ли позволено столице готовиться к чемпионату подобным образом. Наконец, мощным инструментом влияния на регионы станет право вице-премьера влиять на выделение краткосрочных кредитов местным бюджетам под финансирование кассовых разрывов. Но все предыдущие кураторы регионов никогда не могли и, пожалуй, не смогут добиться лояльности городских голов. Мэры будут ориентироваться на своего избирателя и его настроения. Поэтому, сколько ни «корми» мэра Донецка или Луганска, от него можно добиться разве что молчаливого невмешательства или, что более реально, не очень жесткой критики правительства. Пост регионального вице-премьера — это тактическая уловка, которая практически никак не повлияет на электоральные настроения. Этот винтик может закрутиться только при массированном пиаре действий вице-премьера. Но тут включатся другие механизмы. Первый — ревность команды, которая начнет наушничать. Второй — деньги любят тишину. И все вышесказанное касается любой политической силы.

Самое печальное, что любой другой сменщик Юлии Тимошенко выбрал бы аналогичную линию поведения: активно заигрывая с будущими избирателями, новому премьеру из последних сил пришлось бы удерживать социальные стандарты. Таковы реалии любой избирательной кампании — любовь электората всегда щедро оплачивалась из государственной казны.

Новини

26 Січня 2024

У минулому році турецькі металурги виробили 33,71 млн тонн сталі

В Україні завершили монтаж першої вітротурбіни

Уряд розробляє пільгові програми оренди житла для українців

На ЗАЕС може виникнути нова загроза ядерній безпеці

УЗ охоронятиме інфраструктуру за допомогою дронів

Попередньо всі держави ЄС погодили виділення 50 млрд євро Україні

Система бронювання працівників потребує якісного оновлення – Наталуха

Автогаз у мережах АЗС продовжує дешевшати

Вартість фрахту суден з портів Одеси продовжує падати 

США витратить 254 млн дол на декарбонізацію промисловості

Українська промисловість збільшує споживання електроенергії

УГД запустила в експлуатацію нову свердловину

Україна через потепління скоротила споживання електрики

Аграрний комітет Ради схвалив ліквідацію багатомільярдного корупційного ринку – Кисилевський

Tata Steel отримає від Лондону меншу допомогу на декарбонізацію у порівнянні з європейськими компаніями

Підприємства Ostchem збільшили виробництво міндобрив на 19,5% 

ВСІ НОВИНИ ⇢