Подробнее Запомнить город


Деньги — товар: а где навар?..

размер текста:

Финансовый план НАК «Нафтогаз» — это, конечно, не бюджет Украины. Но и никак не сочинение на вольную тему. Хотя бы потому, что НАК «Нафтогаз України» привносил ежегодно в доходную часть бюджета страны 12%, а то и больше.

Что сможет привнести в госбюджет Национальная акционерная компания «Нафтогаз України» в 2009 году, — это в первую очередь зависит от стабилизации финансовой ситуации в экономике страны, которая, в свою очередь, зависит от политической стабильности. Кроме того, у «Нафтогазу України» есть и собственный план антикризисных мер по стабилизации финансового состояния компании.

Проект финансового плана НАК «Нафтогаз України» и план стабилизационных мер уже разработаны (самим же «Нафтогазом») и переданы в Кабмин на утверждение. К слову, решение СНБО от 10 февраля сего года, подкрепленное указом президента, предопределило дату принятия финплана НАК «Нафтогаз» — до 1 марта. Не факт, что уложатся в срок.

Редакция «Зеркала недели» располагает проектами движения средств и финансового плана НАК «Нафтогаз України», однако не считает их публикацию соответствующей интересам государства.

Как рассказал в интервью «Зеркалу недели» в предыдущем выпуске исполняющий обязанности председателя правления НАК «Нафтогаз України» Игорь Диденко, в настоящее время НАК усиленно работает с правительством над решением этой задачи.

Рассказал он и о 37 млрд. грн., необходимых НАКу для закупки и закачки газа в подземные хранилища (ПХГ) до следующего осенне-зимнего сезона. Словом, как запасливая хозяйка, «Нафтогаз» хотел бы сделать запас газа впрок, как это делается ежегодно в течение уже нескольких десятилетий.

Как выразился И.Диденко, «на сегодняшний день мы видим, пожалуй, единственную проблему — это финансирование в размере 37 млрд. грн. для закачки газа в подземные хранилища. В этом вопросе нам необходима поддержка правительства…».

Иначе говоря, у «Нафтогазу» нет 37 млрд. грн. на закачку газа в ПХГ. Но это только одна из статей дефицита бюджета «Нафтогазу України». А если к 37 млрд. грн., необходимых на закупку и закачку газа в ПХГ, добавить обязательные к оплате НДС в сумме 7,5 млрд. грн., а также необходимость выполнения финансовых обязательств прежних периодов, то дефицит получится значительно большим. Конечно, эти расходы были вынужденно перенесены НАКом в свой финплан-2009. И с этим уже ничего не поделать. Но и это еще не все. Впрочем, обо всем по порядку.

Анализируя проекты основных показателей движения средств и финансового плана «Нафтогазу України» в 2009 году, которые поданы на утверждение в Кабмин, а также перечень, так сказать, антикризисных мер по стабилизации финансового состояния «Нафтогазу» (а главное, приведенные в них цифры), попробуем составить представление о реальном и будущем (в нынешнем 2009 году) финансовом и хозяйственном состоянии НАК «Нафтогаз України».

Для начала назовем основные условия, из которых исходил НАК «Нафтогаз» при формировании финансового плана в текущем году:

объем импорта газа — 33 млрд. кубометров;

аванс от «Газпрома» на приобретение прав требования долга от «РосУкрЭнерго» — 13,09 млрд. грн.;

объем отбора из ПХГ газа, приобретенного у «РосУкрЭнер­го», — 11 млрд. кубометров;

отбор импортного газа, приобретенного в 2008 году, — 10,021 млрд. кубометров;

отбор газа собственной добычи из ресурсов 2008 года — 3,512 млрд. кубометров;

курс доллара к гривне, использованный при расчете, — 7,7 долл. за 1 грн.

Теперь посмотрим прогноз основных показателей движения средств «Нафтогазу» в текущем году.

Так вот, общее поступление денежных средств НАК «Нафтогаз України» (то есть доход) должно составить почти 92,5 млрд. грн.

Но уже в этой доходной части есть составляющие, которые изначально ставят под сомнение наполняемость доходной части НАК «Нафтогаз». Например, расходы из Госбюджета:

— компенсация за газ, поставленный предприятиям теплокоммунальной энергетики (ТКЭ), – 10,4 млрд. грн.,

— финансирование геологоразведочных работ – 0,44 млрд. грн.,

— возврат НДС за импортированный в 2008 году газ – 2,8 млрд. грн.

Если учесть, мягко говоря, нюансы госбюджета 2009 года, то уже вышеперечисленные статьи бюджетного финансирования заставляют задуматься, в частности, о выполнимости доходной части НАК «Нафтогаз України».

К слову, в доходной же части НАКа значатся и поступления от продажи газа потребителям Украины. И, разумеется, «Нафтогаз» рассчитывает на своевременную и полную оплату поставленного товара и своих газотранспортных услуг.

Примечательно, что на этот год запланировано реализовать всем категориям газопотребителей всего 52,377 млрд. кубометров. Это почти на 22 млрд. кубометров меньше, чем традиционно потреблялось в Украине в последние годы. Жаль только, что незначительная часть такой вынужденной экономии газа может быть отнесена на счет его рационально­го использования и уместной экономии. Остальное — «заслуга» кризиса, который привел к остановке или сокращению промышленного производства в стране.

Так вот, из 52,377 млрд. кубометров газа на потребности населения «Нафтогаз» планирует направить в этом году 17,3 млрд. кубометров, бюджетным организациям — чуть больше 1 млрд. кубометров, для предприятий теплокоммунальной энергетики — почти 10 млрд. кубометров, промышленности — 10,83 млрд. кубометров (еще 5 млрд. планирует поставить «Газпромсбыт Украина»), металлургам и химикам — 505 млн. кубометров, технический газ — 5,12 млрд. кубометров.

Таков прогнозный баланс распределения газа. И за весь поставленный в течение года газ «Нафтогаз» намерен получить не менее 68,23 млрд. грн. Плюс еще 1,6 млрд. грн. за транспортные услуги по доставке газа потребителям Украины, а также за другие услуги. Всего, как сказано раньше, почти 92,5 млрд. грн.

К слову, приведенный баланс распределения (потребления) газа в Украине на этот год практически не расходится с тем, о котором рассказал в интервью «ЗН» И.Диденко.

Дальше речь пойдет о расходах «Нафтогазу». Их прогнозная общая сумма составляет немногим более 102 млрд. грн.

Итак, уже в проекте финансового состояния «Нафтогазу» очевиден дефицит средств — около 9,5 млрд. грн. Однако одной из главных антикризисных мер для покрытия этого дефицита предлагается увеличение компенсации из бюджета цен на газ для предприятий теплокоммунальной энергетики на сумму 10,4 млрд. грн. Если это возможно, то и остальное не так уж и нереально.

К слову, дефицит НАК «Нафтогаз України» складывается так же из дефицитов бюджетов его основных дочерних компаний — ДК «Укртрансгаз» (газотранспортная компания) и ДК «Укргаздобыча» (газодобывающие предприятия).

У ДК «Укртрансгаз» дефицит средств на 2009 год прогнозируется на уровне 941,109 млн. грн. У ДК «Укргаздобыча» прогнозируемый дефицит финансов — 3,214 млрд. грн.

При всем при этом пока не упоминалось о внешних кредитах «Нафтогаз України». И речь не о 1,7 млрд. долл. займа «Газпро­ма» на выкуп 11 млрд. кубометров росукрэнерговского газа. У «Нафтогазу», к сожалению, накопился огромный портфель кре­дитов, которые надо и возвращать, и обслуживать (то есть выплачивать в определенный срок конкретные валютные суммы). При курсе 7,7 долл./грн. в 2009 году пришлось бы вернуть (выплатить) кредиторам около 23 млрд. грн. Сколько предстоит вернуть на самом деле, пока не ясно. Как не ясно, и по какой цене будет закачиваться газ в ПХГ во втором и третьем кварталах.

Для каждого из вышеназванных дочерних предприятий и вообще «Нафтогазу» предусмотрены антикризисные меры. Таким способом НАК и Кабмин пытаются свести дефицит НАКа к нулю. Удастся или нет — покажет время.

Из всего сказанного вывод следует один: без финансовой помощи то ли правительства, то ли иностранных кредиторов самостоятельно НАК «Нафтогаз України» свои финансовые проблемы не решит. Так что и правительству, и парламенту, и президенту придется подставлять плечо одной из крупнейших и бюджетообразующих компаний — «Нафтогазу України». Если, конечно, на высшем уровне не будет принято решение объявить ее банкротом со всеми вытекающими последствиями, то есть распродажей по частям за бесценок более удачливым конкурентам.

Над доведением до такой ситуации «Нафтогазу України» усердно «трудилось» не одно правительство страны и не один созыв парламента. Что они предпримут сейчас? Или, как водится, ограничатся очередной сменой менеджмента нефтегазовой компании?.. Так это, господа, проблему не решает. Как в бородатом анекдоте о доходности публичного дома… И в отношении НАК «Нафтогаз України» за время существования этой компании все в этом могли убедиться.

... ...
 


Комментарии
комментариев: 0

...
Новости партнеров


Дайджест
13.04.21, GMK Center
СВАМ лишит Украину конкурентных преимуществ – доступа к ресурсам железной руды. СВАМ дискриминирует кислородно-конвертерную технологию, которая использует в качестве основного сырья для производства чугуна и стали железорудное сырье.
13.04.21, Антикор
Коли президент Володимир Зеленський та його команда прийшли до влади, вони обіцяли соціальний ліфт для молоді. І вони його зробили. Уродженець Херсона 1988 року, конвертатор Євген Пуля сміливо може казати, що команда Зеленського надає можливості росту для молоді. Але звичайно не всім, тільки наближеним особам до офісу президента.
12.04.21
30 жовтня 2019 року в Україні набув чинності закон про концесію. Як він змінив правила гри на ринку та чи дозволить оновити інфраструктуру в країні?
09.04.21
Верховная Рада приняла за основу законопроекты о реструктуризации валютных кредитов, многие из которых украинцы взяли еще до мирового кризиса 2008 года, и до кризиса 2014-2015 годов, вызванного агрессией России, когда из-за девальвации гривны суммы валютных займов выросли в разы. Идея в целом выглядит правильно, но что не так с этими законопроектами.
На восьмому році війни з Росією частина українських підприємств продовжує торгувати з РФ та пострадянським простором. Що змушує їх це робити, які переваги у європейських ринків і чому не всі ними користуються?
08.04.21
08.04.21
В июле 2021 года Еврокомиссия опубликует Закон о Carbon Border Adjustment Mechanism. Документ вступит в силу с 2023 года и введет в действие так называемую карбоновую пошлину. Ею будет облагаться вся промышленная продукция, пересекающая границы ЕС, если в цепочке ее производства присутствовал углеродный след.
Великий бізнес швидко пристосовується до кризових умов. На відміну від малих та середніх підприємців, компанії, які формують цілі галузі, мають достатній запас стійкості. Як під час локдауну в Києві працюють продавці будівельних матеріалів, ресторани та освітні заклади?
08.04.21
По словам министра финансов Сергея Марченко, в ближайшие два месяца МВФ может заключить с Украиной staff level agreement (соглашение на уровне персонала). После этого, "будем делать свою работу, принимать необходимые законы, чтобы получить, наконец, средства". Как видно, подходы не изменились: правительство о чем-то за закрытыми дверями договаривается с Фондом, а затем ставит парламент перед фактом.
06.04.21
Внешняя торговля Украины по итогам I квартала показала внушительный рост в денежном выражении. Несмотря на коронакризис, прогресс налицо, хотя повод для оптимизма не такой и большой, как может показаться на первый взгляд.
На украинском рынке нефтепродуктов сохраняется неопределенность из-за того, что российская "Роснефть" отказывается поставлять в нашу страну свою продукцию. Учитывая, что речь идет примерно о четверти всего дизтоплива и автогаза в балансе Украины, может образоваться дефицит топлива.
02.04.21
01.04.21
31.03.21
30.03.21
29.03.21
26.03.21
25.03.21
23.03.21
22.03.21
16.03.21
12.03.21
09.03.21
05.03.21
02.03.21
01.03.21
26.02.21
24.02.21
19.02.21
16.02.21


Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!