Бунт на рельсах: в Украине грядет забастовка железнодорожников

Точка зору

В четверг, 12 марта, профсоюз железнодорожников и транспортных строителей провел конференцию по поводу предстоящей акции протеста. Гнев сотрудников "Укрзалізниці" вызвало постановление Верховной Рады, урезающее их зарплаты вдвое. Кроме "железки", под гребенку "оптимизации" попала и "Укрпочта".

В профсоюзе требуют не применять к "Укрзалізниці" постановление ВР, уменьшающее фонд оплаты труда в два раза, иначе, будет забастовка. Дата проведения массовых акций протеста на официальном уровне пока не конкретизируется.

Главный аргумент профсоюзных протестующих – "железка" не финансируется из госбюджета, а зарабатывает деньги самостоятельно, отчисляя часть прибыли в госбюджет и социальные фонды. "Железнодорожников со среднемесячной зарплатой в 2 тыс. грн. приравняли к высшим должностным лицам, чья зарплата достигает нескольких десятков тысяч, и поставили рабочий класс на грань выживания", – возмутился глава профсоюза Вадим Ткачов.

Накануне, в среду, первый вице-премьер Александр Турчинов заверил железнодорожников, что ситуация под контролем. "Мы можем пойти и пойдем на ограничение зарплат таких политических деятелей, как президент, народные депутаты и министры, но не можем сократить зарплаты госслужащим", – пообещал Турчинов.

Впрочем, корректировка злополучного постановления – только одна сторона медали, признал первый вице-премьер. Уменьшение вознаграждения рядовых железнодорожников и госслужащих среднего ранга неизбежно, так как их зарплаты привязаны к окладам вышестоящих должностных лиц. Сокращение окладов министров, руководителей госмонополий автоматически отразится на всей системе.

Все детали Турчинов пообещал уточнить к следующему заседанию Кабмина. "Зарплата у госслужащих не увеличивалась в этом году, более того, многие из них в связи со скромными финансами не получают премии, и для нас принципиально важно сохранить профессионалов на должностях госслужащих", – туманно обрисовал перспективу Турчинов.

В профильном министерстве Иосифа Винского в четверг, 12 марта, также вступились за профсоюз, но иначе – потребовали от Рады внести изменения в постановление, исключив пункт об уменьшении жалования сотрудникам государственных предприятий-монополистов.

Винский заверил: в "Укрзалізниці" с начала года серьезно сокращены расходы. "Безответственно и нечестно выходить в "плюс" за счет сокращения зарплаты людям. Такое решение не только не улучшит экономическую ситуацию, но и создаст дополнительное напряжение в обществе", – согласился с профсоюзом министр.

Мысль о забастовке – уже ЧП

Кабмину следует найти общий язык с профсоюзами и ни в коем случае не допускать даже мысли о забастовке, заявил экс-гендиректор "Укрзалізниці" (с ноября 2005 г. по август 2006 г.) Василий Гладких, ныне возглавляющий представительство ОАО "Российские железные дороги в Украине".

По его словам, если правительство не пойдет навстречу людям, произойдет ЧП государственного масштаба. "Без транспортников вся экономика страны остановится. Как говорил Георгий Кирпа, не трогайте железнодорожников!" – призвал Гладких.

Если в головах у работников "железки" появилась мысль о забастовке – это уже не звонок правительству, а ЧП, сгустил краски экс-гендиректор. "Если посмотреть исторически, то все революции происходили в депо. Если терпеливых железнодорожников всколыхнут и доведут "до ручки", потом их очень сложно будет остановить", – провел исторические параллели он.

Но шанс на урегулирование конфликта есть, успокоил Гладких. "Сейчас у руля "Укрзалізниці" встал профессионал и очень грамотный человек – Михаил Костюк, который сделает все, чтобы смягчить эти вещи. Но одних его усилий будет мало, без государства это сделать невозможно", – подчеркнул он.

Если зарплаты железнодорожникам урежут, то компенсировать им потери из других источников – невозможно, разъяснил Гладких. Согласно Закону "О железнодорожном транспорте", вся инфраструктура должна содержаться за счет госбюджета.

Экс-гендиректор "Укрзалізниці" посетовал, что железная дорога по-прежнему используется в качестве донора государством и частным бизнесом. "Правительство занимается металлургией, которая находится в частных руках, ограничивает повышение цен на вывоз. Одним словом, дает им скидки и преференции за счет ж/д", – отметил несправедливость Гладких.

Обойтись без радикализма

На ж/д можно обойтись без радикальных мер и урезания зарплат, заявил Дмитрий Подтуркин, руководитель группы экспертов консорциума "Менеджмент Консалтинг Групп". "Железная дорога всегда нормально работала с персоналом, стремясь его сохранить. Ее финансовое состояние не столь критическое, чтобы урезать зарплаты в два раза, тем более, что прошли сокращения основных инвестиционных проектов и текущих затрат на перевозки", – предположил эксперт.

Окончательный прогноз можно будет сделать после того, как правительство утвердит финплан "Укрзалізниці" на 2009 г.

Выход у ж/д есть, уверен эксперт. Чтобы сохранить зарплаты рабочим, необходимо повысить тарифы на перевозку грузов, которые сейчас удерживаются меморандумами о взаимопонимании между правительством и промышленниками. С сентября 2008 г. тариф на перевозку продукции металлургии не только не вырос, но и действует с 17-18% скидкой. По данным Подтуркина, только за первые два месяца 2009 г. прямые убытки ж/д составили 200 млн. грн.

Излишний ажиотаж

Постановление ВР о двойном сокращении зарплат требует дополнительного изучения и будет обязательно пересмотрено, заверил член комитета ВР по вопросам транспорта и связи, бютовец Геннадий Задырко. "Мы напринимали очень много постановлений и законов, в частности, о транспортном сборе, которые нуждаются в исправлении", – самокритично отметил парламентарий.

На вопрос, почему в документ, инициированный Кабмином и поддержанный более чем 300-ми депутатов, закралась ошибка, Задырко ответил прямолинейно: "Не ошибается тот, кто ничего не делает".

По его словам, "это сделано непреднамеренно", "людей никто не сделает заложниками ситуации", главное – "не создавать ажиотаж".

Даешь меморандум!

Руководство транспортной отрасли должно встретиться с трудовым коллективом и представить план погашения всех выплат с конкретными цифрами, заявил экс-министр транспорта и связи Николай Рудьковский.

"В любом случае все, что делается в этом направлении, должно быть зафиксировано в письменном виде", – поделился опытом Рудьковский. В любом случае, железнодорожники – люди дисциплинированные и умные, готовы выслушать и принять убедительные аргументы.

Новини

25 Квітня 2024

Данія може інвестувати у портову інфраструктуру України

Три чверті роботодавців відчувають дефіцит кадрів

24 Квітня 2024

Байден підписав закон про надання Україні 61 млрд дол підтримки

Україна отримала черговий транш допомоги від ЄС на 1,5 млрд євро

Anglo American зберігає видобуток залізної руди на стабільному рівні

Постачання критично важливих акумуляторних металів задовольняє сьогоднішній попит

Заводи Ostchem виготовили 520 тис тонн мінеральних добрив у I кварталі

Енергетики продовжуватимуть вечірне обмеження постачань для промисловості

Інтерпайп пропонує скоригувати систему бронювання працівників

Канада збільшує видобуток залізної руди

Мініекономіки планує пришвидшити підписання промислового безвізу з ЄС

Канада дозволила компанії Airbus використовувати російський титан

Безпілотники атакували меткомбінат у Ліпецьку, якій постачає сталь для російської оборонки

Рада планує надати переваги працюючому “у білу” бізнесу

В енергосистемі зберігається дефіцит електроенергії

Пакистан у березні суттєво збільшив імпорт металобрухту

ВСІ НОВИНИ ⇢