Власть уже устала от народа

Точка зору

Украинская властная элита пришла к осознанию необходимости отмены статьи 5 Конституции, гласящей, что «Носителем суверенитета и единственным источником власти в Украине является народ». История с выборами в Тернопольский областной совет, которые то ли состоятся, то ли нет, в это воскресенье, 15 марта, обнажила всю глубину авантюристичности взаимоотношения между представителями народа, именующимися депутатами Верховной Рады, и самим народом.

Чтобы понять, насколько презрительно высший коллективный представительный орган Украины относится к единственному источнику власти в Украине, «тернопольский прецедент» является классическим случаем для исследования.

Сама история вопроса началась с того, что после выборов в марте 2006 года Тернопольский областной совет в силу межфракционной борьбы оказался практически недееспособным. Судить об эффективности его, с позволения сказать, работы под руководством представителей БЮТ можно по уровню рассматриваемых вопросов и принимаемых решений, с которыми можно ознакомиться здесь. Очевидно, что результаты такой жизнедеятельности областного депутатского корпуса могут устраивать только самих депутатов и их политических хозяев, но не тех, слугами кого они должны являться.

Усугубил ситуацию и перманентный конфликт облсовета с Тернопольским губернатором Юрием Чижмарем, принадлежащем к иной политической силе. В результате чего 22 октября 2008 года ему было выражено депутатское недоверие. В ответ глава облгосадминистрации 11 ноября того же года обратился в Верховную Раду с просьбой принять решение о проведении досрочных выборов Тернопольского областного совета.

Редкий случай в практике украинского парламентаризма, но в Верховной Раде конфликт между представительной и исполнительной ветвями власти в регионе нашел отклик. Причем, в первую очередь в той политической силе, которая доминировала на тот момент в Тернопольской области. То есть, в БЮТ. И, кроме прочего, у бело-сердечных уже был провальный опыт весны 2008 года, когда в рамках избирательного процесса они попытались отстранить от власти в Киеве мэра Черновецкого и его неуемную команду в горсовете, а потому в качестве политического реванша весьма подходила одна из небольших западных областей, в которой личный рейтинг Юлии Тимошенко был самым высоким, а ее политическая сила полностью ассоциировалась со своим лидером. Но все же, было весьма обоснованное сомнение, что большинство состава Верховной Рады поддержит очередную инициативу БЮТ по проведению досрочных выборов в целом регионе Украины.

Потому все было сделано быстро, хитро и с присущей нынешней провластной коалиции изобретательностью. Вкратце схема выглядела так. За последние несколько месяцев во многих селах Украины главы местных сельсоветов кто умер, кто устал, кому надоело этим заниматься, а потому ВР была обязана назначить досрочные выборы на освободившиеся места. Рассматривать и принимать решения о назначении выборов по каждому отдельному селу повесткой дня Рады было предусмотрено 18 декабря 2008 года. До того все эти вопросы прошли обсуждение и согласование в профильном парламентском Комитете, что заняло не один месяц. Но как раз накануне депутатского голосования, 17 декабря, в Раде был зарегистрирован проект «Постанови про призначення позачергових виборів депутатів Тернопільської обласної ради (№3410-70)». Авторами проекта были бютовец С. Подгорный и два верных проБЮТовца из «НУНС» А. Омельченко и В. Каськив. Примечательно, что вопреки существующей практике проект Постановления не содержал «Пояснительной записки», которая и должна обосновывать принятие того или иного акта Верховной Рады. Прошел ли этот проект рассмотрение и согласование в Комитете ВР по вопросам государственного строительства и местного самоуправления и в Подкомитете по избирательному законодательству – вовсе неизвестно. Но показательно, что данный Комитет возглавляет сам А. Омельченко, а Подкомитет – как раз С. Подгорный.

А в сессионном зале дело было уже за «мастерством» докладчика вопроса Подгорного и коллеги по коалиции – спикера В. Литвина. Вот как это происходило, согласно стенограмме пленарного заседания Верховной Рады. Начали рассмотрение 18 декабря 2008 года в 13:52:12:

ГОЛОВУЮЧИЙ. Я прошу вас, оголошується до розгляду питання призначення позачергових місцевих виборів. Будь ласка.

ПОДГОРНИЙ С.П. Шановна президія, шановні народні депутати, шановні виборці, Комітет з питань державного будівництва та місцевого самоврядування на своїх засіданнях розглянув 71 проект постанов, пов’язаних з призначенням позачергових місцевих виборів. З них 68 постанов – це про призначення позачергових виборів міських, сільських, селищних голів, 2 постанови – про призначення виборів депутатів місцевих рад і одна Постанова про одночасне призначення виборів міського голови та депутатів міської ради, а саме: (Начинает перечислять все вакантные места в сельсоветах Украины, но доходит только до 13 села.)

ГОЛОВУЮЧИЙ. Одну хвилиночку. Шановні колеги, я прошу вас, давайте у такий спосіб, щоб ми кожну постанову, нам треба голосувати окремо, щоб не зачитувати усі постанови, а потім їх обговорювати. Тому першою ставиться на голосування постанова 2699, так? Давайте постанови по Світловодську, так?

ПОДГОРНИЙ С.П. Є така постанова.

ГОЛОВУЮЧИЙ. Да? Тому, шановні колеги, ставиться на голосування проект Постанови 2699 про призначення позачергових виборів депутатів Світловодської міської ради Кіровоградської області, прошу голосувати.

Время на часах 13:55:04. Владимир Литвин начинает монотонно зачитывать: «Ставиться на голосування Проект постанови Верховної Ради України про призначення позачергових виборів Нововознесенського сільського голови, Нововознесенська сільська рада Маловиськівського району Кіровоградської області, реєстраційний номер 3410. Прошу голосувати. За-369. Рішення прийнято. Вноситься на голосування Проект постанови Верховної Ради України, реєстраційний номер 3410-1 про призначення позачергових виборів луциківського сільського голови, Луциківська сільська рада Білопільського району Сумської області. Прошу голосувати. За-368. Рішення прийнято. Оголошується до голосування Проект постанови Верховної Ради України…»

Когда на часах появляется 14:15:19, проголосованы уже 42 «Постановления» о назначении внеочередных выборов (по одному за каждые 30 секунд). И спикер объявляет обеденный перерыв до 16:00.

После обеда в 16:01:57 рутинная процедура возобновляется. Ровно за 14 минут принимаются еще 30 аналогичных «Постановлений». Но концовка выглядит так:

Головуючий: «…Вноситься на голосування проект Постанови про призначення позачергових виборів Ленінівського сільського голови (Ленінівська сільська рада Менського району Чернігівської області). 3410-68. Прошу голосувати. За-396. Рішення прийнято. Вноситься на голосування проект Постанови про призначення позачергових виборів Пантелеймонівського голови (Пантелеймонівська сільська рада Горлівської міської ради Донецької області). Прошу голосувати. За-400. Рішення прийнято. Ставиться на голосування проект Постанови про призначення позачергових виборів депутатів Тернопільської обласної ради (реєстраційний номер 3410-70). Прошу голосувати. За-391. Рішення принято».

По последнему пункту «за» проголосовали 148 нардепов от ПР, 153 – от БЮТ, 44 – от НУНС, 26 – от КПУ и 20 – от БЛ.

Неудивительно, что не только многие народные депутаты не поняли, за что они проголосовали – большинство СМИ также пропустили это нерядовое событие. О назначении досрочных выборов в целом регионе на 15 марта 2009 года большинство информагентств и изданий стали писать только спустя несколько дней, как о событии постфактум. 18-го же декабря новостные ленты никак не отреагировали на это нерядовое событие. И на следующий день, кстати, тоже…

Однако, со всей ответственностью на новоназначенные выборы отреагировали соответствующие органы власти и политические силы региона. Так, 26 декабря 2008 года сессия Тернопольского облсовета принимает решение о формировании Территориальной избирательной комиссии для проведения досрочных выборов 15 марта 2009 года, а Центризбирком перечисляет 6,4 миллиона гривень из 10,6 млн субвенции государственного бюджета, отпущенных на проведение выборов депутатов Тернопольского областного совета.

Но через два месяца подготовки к выборам и политической агитации выяснилось, что инициаторы выборов, хитро протянувшие их проведение через Раду, не смогут получить желаемый результат по итогам голосования. (Причин для того оказалось много, и не о них сейчас речь.) Потому, особо не мудрствуя 2 февраля 2009 года в Верховной Раде регистрируется «Проект Постанови про визнання такою, що втратила чинність Постанови Верховної Ради України «Про призначення позачергових виборів депутатів Тернопільської обласної ради». На это раз авторами проекта выступают не фракционные «шестерки», а сами глава фракции БЮТ в ВР Иван Кириленко и глава проБЮТовской фракции части НУНС Николай Мартыненко.

Пояснительная записка к данному проекту Постановления выглядит вообще верхом логического мышления и государственной заботы о народе: «…складна фінансово-економічна ситуація в країні, відсутність належного фінансового забезпечення, що тягне додаткові витрати з Державного бюджету України реально можуть призвести до зриву проведення зазначених виборів. Крім того, сам факт проведення позачергових виборів депутатів Тернопільської обласної ради може стати дестабілізуючим чинником суспільно-політичного життя області та мати додаткові негативні наслідки для господарюючих суб’єктів регіону».

То есть, исходя из смысла депутатских пояснений, лучше потерять уже потраченные 6,4 миллиона гривень, чем допустить такой риск, как народное волеизъявление, пусть даже не состоявшееся; лучше лишить избирателей права голоса, чем допустить гипотетическую «дестабилизацию» жизни в области; лучше отменить выборы, чем создать мифические проблемы для хозяйствующих субъектов в регионе.

Но, несмотря на парадоксальность депутатского мышления и прямую норму Конституции, которая наделяет Верховную Раду правом назначать выборы, но никак не отменять их, 3 марта 2009 года (менее чем за две недели) парламент Украины согласился с доводами лидеров фракций БЮТ и НУНС, и 292-мя голосами отменил свое постановление о выборах в Тернопольский облсовет. На этот раз «за» голосовали 147 нардепов от ПР, 141 – от БЮТ и 4 – от НУНС. Кстати, голосовали без докладов и обсуждения.

Примечательно здесь вот что. Ни Партия регионов, ни БЮТ пока не обладают абсолютной властью в Украине, но тенденция, когда вопреки положениям Конституции создаются прецеденты введения прямого «народнодепутатского правления», уже налицо. Нетрудно представить, что будет, если Верховная Рада в нынешнем составе примет решение о том, что Украина должна стать республикой с исключительно парламентской формой правления. Но очевидно уже и то, что украинская властная элита созрела до осознания необходимости отмены статьи 5 Конституции, гласящей, что «Носителем суверенитета и единственным источником власти в Украине является народ». Чтобы тот не мешал и не путался под ногами.

Новини

26 Січня 2024

У минулому році турецькі металурги виробили 33,71 млн тонн сталі

В Україні завершили монтаж першої вітротурбіни

Уряд розробляє пільгові програми оренди житла для українців

На ЗАЕС може виникнути нова загроза ядерній безпеці

УЗ охоронятиме інфраструктуру за допомогою дронів

Попередньо всі держави ЄС погодили виділення 50 млрд євро Україні

Система бронювання працівників потребує якісного оновлення – Наталуха

Автогаз у мережах АЗС продовжує дешевшати

Вартість фрахту суден з портів Одеси продовжує падати 

США витратить 254 млн дол на декарбонізацію промисловості

Українська промисловість збільшує споживання електроенергії

УГД запустила в експлуатацію нову свердловину

Україна через потепління скоротила споживання електрики

Аграрний комітет Ради схвалив ліквідацію багатомільярдного корупційного ринку – Кисилевський

Tata Steel отримає від Лондону меншу допомогу на декарбонізацію у порівнянні з європейськими компаніями

Підприємства Ostchem збільшили виробництво міндобрив на 19,5% 

ВСІ НОВИНИ ⇢