Подробнее Запомнить город


План Пинзеника: что спасет украинскую экономику

19.03.09 , СейЧас
размер текста:

Уйдя в отставку, бывший министр финансов Виктор Пинзеник составляет планы и дает советы. Теперь, сняв с себя груз ответственности за бюджет, он точно знает, что же спасет украинскую экономику от коллапса. Выход из кризиса экс-глава Минфина видит в национализации банков, стимулировании потребления и аграрной реформе. Свои предложения он оформил в план и надеется, что бывшие коллеги по правительству прислушаются к его советам, пока “ситуация в Украине относительно проста”.

Начните с потребления

В чем причина текущего экономического кризиса? В основе его — именно сектор потребления, который стимулировался финансовым рынком, а в Украине — банковским. Финансовый кризис привел к кризису потребления, а тот, в свою очередь, — к кризису экономики. Отсюда и логика выхода из кризиса: начать стимулировать потребление. Можно стимулировать и производство, например, украинское автомобилестроение. Проблема в том, кто будет покупателем этих автомобилей.

Кто формировал спрос на строительство? Население — через кредитование в банках. Поэтому правительство должно предоставить банкам возможность совершать прямые дотации ипотечных кредитов на те два-три года, пока Украина будет выходить из кризиса. И дотировать не проценты, как это предлагалось ранее, а тело кредита. В 2009 году из госбюджета можно предусмотреть средства на дотации 20% тела кредита, в 2010 — на 10%.
Но все это, конечно, невозможно без рекапитализации банков.

Спасайте банки, а не акционеров

Банки — это сердцевина, и без их спасения говорить о выходе из кризиса невозможно. В сектор нужно вернуть тот объем капитала, который был в нем до кризиса. Всем нам важно ответить на вопрос: а куда этот капитал девался? Он исчез! Исчез потому, что банковская система понесла потери в связи с девальвацией национальной денежной единицы и невозвращением кредитов.

Необходимо отменить мораторий на досрочное снятие депозитов. Без этого шага говорить о том, что население вновь понесет свои накопления в банки, невозможно. Но этот шаг, в свою очередь, невозможен без рекапитализации. Что же для нее необходимо? Два условия: во-первых, рекапитализация должна проводиться тогда, когда для этого есть частные средства, во-вторых, правительство должно получить контроль над ситуацией в банках.

Средства, которые правительство потратит на рекапитализацию, должны идти на поддержку, на спасение банков, а не акционеров — чтобы при последующей продаже госпакета, когда страна выйдет из кризиса, эти деньги вернулись украинским гражданам в еще больших размерах, чем было потрачено на рекапитализацию.

Банки, которые не являются системными, не несут в себе системные риски, должны быть быстро ликвидированы. И не тогда, когда ликвидировать уже нечего, а когда еще живы активы. Это позволит снять с повестки дня такую проблему, как возвращение депозитов.

Что делать системным банкам — таким, как “Надра”? В Австрии банк был продан правительству за два евро, в Латвии правительство купило банк за два лата. Что это значит? Правительство возобновляет капитал банка и становится его собственником. Аналогичным образом можно было бы поступить с банком “Надра”. Он должен быть рекапитализированым — либо частным инвестором, либо правительством. Есть Европейский банк реконструкции и развития, есть Международная финансовая корпорация, которые готовы принять участие в рекапитализации наших финучреждений. Единственные условия — они не могут брать контрольные пакеты, а также готовы участвовать в рекапитализации только совместно с правительством Украины.

Когда бюджет не может

Поскольку экономика Украины поражена чересчур сильно, ей мог бы помочь бюджет. Но бюджет сегодня это сделать не способен. Дефицит бюджета составляет 75 млрд. грн., или 10% ВВП. С помощью налогов внести изменения в бюджет невозможно — экономика не выдержит увеличения налогового груза. Поэтому изменения должны касаться сбалансированности Пенсионного фонда, который должен увеличивать траты в размерах собственных поступлений. Во-вторых — оптимизация трат других фондов социального страхования. Третье — приведение к реальности цен на газ. Это поможет сбалансировать бюджет “Нафтогаза”.

Необходимо привлекать инвестиции в Украину. Я бы назвал два ключевых сектора — аграрный рынок и добыча полезных ископаемых. Тут нужны два принципиальных решения: отмена моратория на продажу земли сельскохозяйственного назначения и аукционы на право добычи полезных ископаемых.

Несбалансированность бюджета продолжает оставаться основной проблемой. И пока она есть, невозможно прогнозировать ни валютный курс, ни инфляцию. Вторая особенность украинского кризиса — огромная сумма внешнего долга, не только государственного. В совокупности она составляет 85% ВВП и осложняет доступ к валютным рынкам.

Виктор Пинзеник — не единственный, кто предлагает выход из кризиса. Свое видение того, как оживить производство и банковскую сферу, и комментарии инициатив Пинзеника высказывают финансисты и эксперты.

Коллега Пинзеника, экс-министр финансов Николай Азаров не так давно предложил свой вариант: “Для выхода из кризиса нам нужно активизировать выполнение инфраструктурных проектов. Необходимо оживить производство. Ведь если оно заработает, люди начнут получать зарплату, начнут идти отчисления в Пенсионный фонд и в бюджеты. Мы должны очень экономно расходовать эти средства на протяжении примерно полугода на выполнение наиболее приоритетных задач”.

Свое мнение о предложениях Пинзеника в интервью интернет-газете высказал народный депутат, экс-министр экономики Сергей Терехин: “Я с Пинзеником солидарен в том отношении, что стандартные приемы в экономический кризис — это уменьшение налогов. Но не согласен в том, что касается потребления. Потребление нужно сокращать. Чтобы сбалансировать бюджет, необходимо уменьшать непродуктивные затраты, 40% бюджетных расходов, которые не связаны с содержанием бюджетных сфер, зарплат и социальной помощи”.

Банковские инициативы экс-министра финансов для интернет-газеты прокомментировал директор экономических программ Центра имени Разумкова Василий Юрчишин: “Общее направление предложений мне кажется рациональным, но вот практическое воплощение, особенно в нашей среде, подверженной коррупции, содержит риски. В том, что касается национализации, продажи или ликвидации банков, необходимо внимательно прописать процедурные вопросы и делать это максимально открыто, чтобы люди максимально понимали, кому принадлежат банки”.

... ...
 


Комментарии
комментариев: 1

...
Новости партнеров


Дайджест
Верховная Рада приняла за основу законопроекты о реструктуризации валютных кредитов, многие из которых украинцы взяли еще до мирового кризиса 2008 года, и до кризиса 2014-2015 годов, вызванного агрессией России, когда из-за девальвации гривны суммы валютных займов выросли в разы. Идея в целом выглядит правильно, но что не так с этими законопроектами.
На восьмому році війни з Росією частина українських підприємств продовжує торгувати з РФ та пострадянським простором. Що змушує їх це робити, які переваги у європейських ринків і чому не всі ними користуються?
08.04.21
08.04.21
В июле 2021 года Еврокомиссия опубликует Закон о Carbon Border Adjustment Mechanism. Документ вступит в силу с 2023 года и введет в действие так называемую карбоновую пошлину. Ею будет облагаться вся промышленная продукция, пересекающая границы ЕС, если в цепочке ее производства присутствовал углеродный след.
Великий бізнес швидко пристосовується до кризових умов. На відміну від малих та середніх підприємців, компанії, які формують цілі галузі, мають достатній запас стійкості. Як під час локдауну в Києві працюють продавці будівельних матеріалів, ресторани та освітні заклади?
08.04.21
По словам министра финансов Сергея Марченко, в ближайшие два месяца МВФ может заключить с Украиной staff level agreement (соглашение на уровне персонала). После этого, "будем делать свою работу, принимать необходимые законы, чтобы получить, наконец, средства". Как видно, подходы не изменились: правительство о чем-то за закрытыми дверями договаривается с Фондом, а затем ставит парламент перед фактом.
06.04.21
Внешняя торговля Украины по итогам I квартала показала внушительный рост в денежном выражении. Несмотря на коронакризис, прогресс налицо, хотя повод для оптимизма не такой и большой, как может показаться на первый взгляд.
На украинском рынке нефтепродуктов сохраняется неопределенность из-за того, что российская "Роснефть" отказывается поставлять в нашу страну свою продукцию. Учитывая, что речь идет примерно о четверти всего дизтоплива и автогаза в балансе Украины, может образоваться дефицит топлива.
02.04.21
02.04.21
Украинская металлургическая отрасль испытывает кадровый голод. Сложная экономическая ситуация, трудовая миграция, низкий спрос на рабочие профессии среди молодого поколения. Ситуацию не спасает высокий уровень заработных плат на меткомбинатах. В 2020 году средняя з/п металлурга была на 20,1% выше, чем средняя по стране. Несмотря на кризис, в прошлом году украинский ГМК практически не снизил темпов производства.
01.04.21
01.04.21, Rail.insider
Для забезпечення справедливих тарифів необхідно зрештою здійснити реформу Укрзалізниці й створити умови для розвитку конкуренції. Вантажні перевезення не повинні покривати збитки від пасажирських перевезень або забезпечувати сплату величезного податку на землю під коліями.
01.04.21
Рада приняла во втором чтении з/п №4543, который призван разблокировать приватизацию крупных объектов, а также в первом чтении з/п № 4020 "О перечне объектов права государственной собственности, не подлежащих приватизации". В бюджет 2021 года заложено 12 млрд грн поступлений от приватизации: 9 млрд грн от продажи крупных объектов госсобственности и 3 млрд грн от малой приватизации.
31.03.21
30.03.21
29.03.21
26.03.21
25.03.21
23.03.21
22.03.21
16.03.21
12.03.21
09.03.21
05.03.21
02.03.21
01.03.21
26.02.21
24.02.21
19.02.21
16.02.21
11.02.21
09.02.21


Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!