Подробнее Запомнить город


Газотранспортное средство

размер текста:

Сегодня в Брюсселе состоится инвестиционная конференция на тему модернизации украинской газотранспортной системы (ГТС), по итогам которой НАК "Нафтогаз Украины" должна получить кредит в $2,5 млрд. В распоряжении Ъ оказались документы, подтверждающие, что для получения этих средств Украина взяла на себя ряд обязательств по реформированию газотранспортной отрасли. Ожидается, что кредиты будут получены по низким ставкам, порядка LIBOR+1%, при этом основная часть средств пойдет на реконструкцию компрессорных станций. В целом работы по модернизации ГТС будут продолжаться как минимум до 2016 года.

Договоренность о проведении 23 марта инвестиционной конференции по вопросам модернизации ГТС была достигнута между Киевом и Брюсселем еще в минувшем году. Как уже сообщал Ъ (см. номер от 27 января), изначально предполагалось, что по итогам конференции Украине будет выделена безвозмездная помощь в размере 2,5 млрд евро. Позже стороны отказались от этой идеи и задекларировали, что средства будут собраны в виде инвестиций. Изменилась и их сумма – с 2,5 млрд евро на $2,5 млрд. В конце минувшей недели, находясь в Брюсселе с рабочим визитом, президент Виктор Ющенко заявил, что украинская сторона и Еврокомиссия (ЕК) согласовали текст совместного заявления, которое будет подписано по итогам инвестиционного саммита. При этом господин Ющенко выразил уверенность, что Украина получит кредит на реконструкцию ГТС.

"Переговоры были очень непростыми. Окончательный текст удалось согласовать лишь несколько дней назад,– сообщил Ъ информированный источник в ЕК.– Стороны пошли на уступки, потому что у Евросоюза было категоричное требование: без этого документа конференция не состоится". В частности, Еврокомиссия требовала, чтобы Украина реформировала организационную структуру НАК "Нафтогаз Украины" и ее дочерних компаний, приведя ее в соответствие с нормами законодательства ЕС. "Одно из ключевых требований Еврокомиссии – реальное отделение 'Укртрансгаза' (дочерняя компания НАК.–Ъ) от 'Нафтогаза'. Обе структуры могут оставаться государственными, но 'Укртрансгаз' не должен административно подчиняться 'Нафтогазу'. Еще одно требование касается финансовой независимости 'Укртрансгаза'",– рассказал чиновник Еврокомиссии.

В распоряжении Ъ оказался текст совместного заявления, которое будет подписано сегодня в Брюсселе. Согласно ему, Кабинет министров берет на себя обязательство гарантировать независимость "Укртрансгаза" и "обеспечить для этого оператора поступления от доходов от передачи газа газопроводами высокого давления и от его хранения" на уровне, достаточном для стабильного функционирования компании. Правительство обязуется также открыть украинскую ГТС для доступа сторонних компаний, желающих прокачивать газ по газопроводам высокого давления и "предоставить третьим сторонам доступ к подземным хранилищам газа на прозрачных, коммерческих условиях". Тарифы на прокачку и хранение газа должны быть установлены с использованием открытой методологии, быть экономически обоснованными и "недискриминационными". Кроме того, Киев пообещал разработать до конца 2009 года программу реформирования газового сектора на 2010-2011 годы.

По информации Ъ, изначально Еврокомиссия выдвигала более жесткие требования. "В исходных проектах Брюссель загибал много чего. Они требовали даже приватизации или акционирования ('Укртрансгаза'.–Ъ), хотя европейское законодательство не содержит таких норм. ЕК требовала, чтобы 'Укртрансгаз' распоряжался 100% средств от транзита газа ГТС, мы же добились нормы о 'частичном распоряжении'",– сказал информированный собеседник Ъ.

Украинские компании пока не готовы выполнять требования Еврокомиссии. "Ни о каком отделении 'Укртрансгаза' от 'Нафтогаза' не может быть и речи,– заявила Ъ пресс-секретарь "Укртрансгаза" Инна Коваль.– Да, мы знаем, что Евросоюз выдвигал такое требование, но это невозможно. Кстати, даже в Евросоюзе не все газотранспортные компании соответствуют данной норме". В Минтопэнерго, однако, подтвердили Ъ, что Украина готова взять на себя обязательства по обеспечению независимости 'Укртрансгаза'.

Заместитель министра топлива и энергетики Сергей Павлуша считает эту процедуру возможной, более того, он уверен, что ее можно провести безболезненно для компаний. "На самом деле мы формально уже соответствуем этим требованиям Евросоюза,– говорит он,– так что серьезных изменений не потребуется. У нас давным-давно все разделено. Есть 'Укртрансгаз', есть 'Укргаздобыча', и они являются отдельными структурами. У них свои счета, свое руководство".

При подготовке к сегодняшней конференции Брюссель также требовал, чтобы Киев представил инвесторам мастер-план реконструкции ГТС. Этот документ (копией располагает Ъ) предусматривает финансирование работ в объеме $2,57 млрд. Основную часть суммы – $1,435 млрд – предлагается потратить на реконструкцию и замену компрессорных станций на всех ветках газопроводов высокого давления. Другие крупнейшие затратные статьи: ремонт линейной части трубопроводов – $616 млн и реконструкция двух подземных хранилищ газа – Богородчанского и Бильче-Волыцко–Угерского –$455 млн. "Основные затраты пойдут на увеличение емкости хранилищ. Для этого на хранилищах нужно провести дорогостоящие геологические работы",– объяснил Ъ один из чиновников Минтопэнерго. Все перечисленные проекты планируется реализовать в течение семи лет, при этом минимальное финансирование ожидается в первый год работ (суммарное по всем проектам мастер-плана – $111 млн), а максимальное – на четвертый ($548 млн).

Мастер-план, который будет представлен сегодня в Брюсселе, содержит и две дополнительные затратные статьи – строительство газоизмерительных станций (ГИС) на востоке Украины – $448 млн и новых газопроводов Новопсков–Ужгород и Торжок–Долина – $5,5 млрд, которые позволят увеличить пропускную способность ГТС на 58,6 млрд кубометров в год.

Строительство ГИС – проект, реализации которого Брюссель добивается от Киева на протяжении последних нескольких лет. Но, поскольку эти вложения нерентабельны, в Киеве настаивают, чтобы их финансировали за счет грантов, а не кредитов. "У нас нет проблем с измерениями – Россия измеряет, а мы контролируем процесс, так что пока мы не видим инвестиционной привлекательности (в строительстве ГИС.–Ъ)",– говорит Сергей Павлуша. Второй проект, по его словам, предлагается ЕС для анализа, а не для кредитования в краткосрочной перспективе. "Пусть Европа думает, что ей нужнее: поддерживать 'Северный поток', который стоит более $20 млрд и его стоимость продолжает расти, 'Южный поток', который потребует вложения порядка $30 млрд, или вложить $5 млрд в наш проект и за короткий срок нарастить мощности на 60 млрд кубометров в год",– пояснил Ъ замминистра топлива и энергетики.

Условия получения кредита Украиной остаются предметом переговоров, поскольку сегодня будет объявлено лишь о принципиальной договоренности, а не об открытии кредитной линии. Предоставление же средств, по оптимистическим прогнозам, может начаться в конце 2009-го–начале 2010 года. Уже известно, что основное финансирование предоставят Европейский инвестиционный банк, Всемирный банк и Европейский банк реконструкции и развития. Представители этих финансовых организаций, Кабинет министров и Еврокомиссия подпишут сегодня совместное заявление, упомянутое выше. Кроме того, достигнута договоренность о том, что кредит будет предоставлен под государственные гарантии. Сроки и процентные ставки кредитования каждого конкретного проекта могут различаться.

Собеседники Ъ, информированные о ходе переговоров, заявляют, что "это будут очень дешевые деньги", хотя расходятся в цифрах. "Первоначальным получателем кредита выступает Минфин, и он уже дает субкредит НАК, накручивая дополнительно 2% сверх банковской ставки. При этом итоговая стоимость кредитных средств, как ожидается, будет не выше 7-8%",– заявил один из чиновников. "Мы ожидаем, что банковская ставка будет порядка LIBOR+1%, а по отдельным проектам даже ниже",– отметил представитель Кабмина. По данным Reuters, 20 марта годовой долларовый LIBOR равнялся 2,0138%.

... ...
 


Комментарии
комментариев: 0

...
Новости партнеров


Дайджест
Верховная Рада приняла за основу законопроекты о реструктуризации валютных кредитов, многие из которых украинцы взяли еще до мирового кризиса 2008 года, и до кризиса 2014-2015 годов, вызванного агрессией России, когда из-за девальвации гривны суммы валютных займов выросли в разы. Идея в целом выглядит правильно, но что не так с этими законопроектами.
На восьмому році війни з Росією частина українських підприємств продовжує торгувати з РФ та пострадянським простором. Що змушує їх це робити, які переваги у європейських ринків і чому не всі ними користуються?
08.04.21
08.04.21
В июле 2021 года Еврокомиссия опубликует Закон о Carbon Border Adjustment Mechanism. Документ вступит в силу с 2023 года и введет в действие так называемую карбоновую пошлину. Ею будет облагаться вся промышленная продукция, пересекающая границы ЕС, если в цепочке ее производства присутствовал углеродный след.
Великий бізнес швидко пристосовується до кризових умов. На відміну від малих та середніх підприємців, компанії, які формують цілі галузі, мають достатній запас стійкості. Як під час локдауну в Києві працюють продавці будівельних матеріалів, ресторани та освітні заклади?
08.04.21
По словам министра финансов Сергея Марченко, в ближайшие два месяца МВФ может заключить с Украиной staff level agreement (соглашение на уровне персонала). После этого, "будем делать свою работу, принимать необходимые законы, чтобы получить, наконец, средства". Как видно, подходы не изменились: правительство о чем-то за закрытыми дверями договаривается с Фондом, а затем ставит парламент перед фактом.
06.04.21
Внешняя торговля Украины по итогам I квартала показала внушительный рост в денежном выражении. Несмотря на коронакризис, прогресс налицо, хотя повод для оптимизма не такой и большой, как может показаться на первый взгляд.
На украинском рынке нефтепродуктов сохраняется неопределенность из-за того, что российская "Роснефть" отказывается поставлять в нашу страну свою продукцию. Учитывая, что речь идет примерно о четверти всего дизтоплива и автогаза в балансе Украины, может образоваться дефицит топлива.
02.04.21
02.04.21
Украинская металлургическая отрасль испытывает кадровый голод. Сложная экономическая ситуация, трудовая миграция, низкий спрос на рабочие профессии среди молодого поколения. Ситуацию не спасает высокий уровень заработных плат на меткомбинатах. В 2020 году средняя з/п металлурга была на 20,1% выше, чем средняя по стране. Несмотря на кризис, в прошлом году украинский ГМК практически не снизил темпов производства.
01.04.21
01.04.21, Rail.insider
Для забезпечення справедливих тарифів необхідно зрештою здійснити реформу Укрзалізниці й створити умови для розвитку конкуренції. Вантажні перевезення не повинні покривати збитки від пасажирських перевезень або забезпечувати сплату величезного податку на землю під коліями.
01.04.21
Рада приняла во втором чтении з/п №4543, который призван разблокировать приватизацию крупных объектов, а также в первом чтении з/п № 4020 "О перечне объектов права государственной собственности, не подлежащих приватизации". В бюджет 2021 года заложено 12 млрд грн поступлений от приватизации: 9 млрд грн от продажи крупных объектов госсобственности и 3 млрд грн от малой приватизации.
31.03.21
30.03.21
29.03.21
26.03.21
25.03.21
23.03.21
22.03.21
16.03.21
12.03.21
09.03.21
05.03.21
02.03.21
01.03.21
26.02.21
24.02.21
19.02.21
16.02.21
11.02.21
09.02.21


Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!