Колесников: «Выводы понятны, – страна ждет новых лиц…»

Точка зору

Политикум в Киеве ожидает уже в ближайшее время создания коалиции в составе БЮТ и Партии регионов. Все чаще, о необходимости такого союза открыто говорят и сами регионалы, но при этом заявляют, что переговоров между двумя политсилами по этому поводу нет. То же самое в интервью «Острову» сказал и Борис Колесников. Однако из общего хода беседы можно сделать вывод, что именно сейчас БЮТ и ПР как никогда близки к политическому браку по расчету…

– Сейчас много говорят о коалиции ПР с БЮТ. Вы готовы к такой коалиции?

– Стране нужна любая коалиция, которая выведет ее из кризиса. Независимо от того, как она будет называться и с кем происходить. Желательно при этом, чтобы у коалиции, учитывая своеобразные отношения между украинским правительством и Президентом, было 300 голосов. И вообще, проблема даже не столько в наличии коалиции, сколько в незаконченности конституционной реформы. Мало того, что кризис, так еще две вертикали занимаются исполнительной властью и каждая по-своему. Это очень плохо. Особенно для страны с неразвитой экономикой.

– А зачем Партии регионов коалиция с БЮТ, который ПР обвиняет в доведении страны до такого состояния?

– Надо выходить из этого состояния. Идеальным выходом были бы досрочные парламентские и президентские выборы. В любой цивилизованной стране, правительство и президент, доведя страну до такого состояния, ушли бы в отставку. Мы, очевидно, еще не созрели до той степени цивилизации, когда нужно признавать свои ошибки и уходить в отставку. Поэтому идеальная модель – досрочные парламентские и президентские выборы, когда пришли бы новые команды которые получили вотум доверия народа. Если это не получается, то я не исключаю создания любой коалиции, где важно добиваться решений, вплоть до изменений в Конституцию, с целью дисциплинировать власть и передать полномочия и средства местным советам.

– Партия регионов готова разделить с БЮТом тот негатив, который принесет сейчас нахождение во власти вместе с Тимошенко, и взять на себя ответственность за происходящее?

– И взять на себя ответственность за реформирование страны. Мы готовы нести ответственность за происходящее с момента подписания коалиционного соглашения. А так, может нам еще с Витольда Фокина на себя ответственность брать?!

– Изменения в Конституции будут еще больше ограничивать полномочия Президента?

– Я так не могу однозначно сказать. Главное достижение возможной реформы – это будет создание областными и районными советами собственных исполнительных структур, то есть исполкомов. Не будут из Секретариата Президента раздавать указания, что делать, например, в Марьинском районе Донецкой области. Это будет прерогатива местных советов. Это главное. Об остальных вопросах, пока нет проекта Конституции, говорить тяжело.

– А когда этот проект будет, если создание коалиции прогнозируется уже до конца месяца?

– О создании коалиции говорят с мая прошлого года. Мы переговоров не ведем. Наши предложения известны. Решение за БЮТ.

– Еще месяц назад, Вы говорили, что Януковичу лучше вступать в президентскую кампанию из оппозиции.

– Безусловно. Но Вы же меня спрашиваете: «Вы готовы пойти на коалицию с БЮТ?». Я говорю: готовы, если это – инструмент вывода страны из кризиса.

– Чем дальше к выборам, тем меньше рейтинги Януковича и Тимошенко. Соответственно союз ПР с БЮТ может расцениваться как инструмент, созданный с целью уменьшения полномочий будущего президента, которым все меньше шансов имеют стать эти двое политиков.

– Я не согласен насчет рейтинга Януковича. Мы ничего не потеряли. Другое дело, что мы ничего не приобрели. Очевидно, это потому, что от нас ждут более радикальных действий. Но наша политика взвешенная. Возможно, поэтому рейтинг не растет. Но он не падает, в отличие от Тимошенко.

– Рост рейтинга Яценюка заставляет ПР делать выводы? Вы понимаете, что страна ждет новых политиков?

– Выводы понятны, – страна ждет новых лиц. Но рейтинг Арсения Петровича пока не так высок, чтоб сказать, что это абсолютно массовое ожидание.

– В чем необходимость импичмента за 9 месяцев до выборов?

– Выразить позицию, что эта националистическая политика, которая ни на чем не построена, только на амбициях, не воспринимается украинским народом и украинским парламентом.

– Но народ ведь не хочет досрочных выборов. А импичмент – это выборы.

– Если раньше не хотели 80%, то сейчас – 55%. А какие еще механизмы есть? К нам обращаются наши избиратели – делайте что-нибудь! А как? Тогда нужны выборы. У нас не хватает голосов до большинства, и по ряду причин мы не можем пойти с теми или другими в коалицию. Вот когда это будет осмыслено, что мы не можем сделать коалицию без новых выборов, – тогда нас поддержат.

– Коалиция с БЮТ и вариант «Янукович – президент, Тимошенко – премьер» не будет продолжением того же противостояния, которое мы сейчас наблюдаем?

– Я считаю, что любая коалиция, которая оставит нынешнюю систему двухвекторности исполнительной власти погубит Украину. Поэтому коалиция – это инструмент не только выхода из кризиса, а и принятия Конституции без которой невозможны глубокие реформы в стране. Просто коалиция, без изменения Конституции, ничего не даст.

– В последнее время многие говорят, что Конституцию должны принимать не политики. А Вы в недавнем интервью, заявили, что это задача «главных политических сил». Не получится, что эти силы снова напишут ее не для страны, а под себя?

– А кто должен принимать Конституцию?

– Какой-то временный учредительный орган. Например, учредительное собрание, членами которого будут не политики, а признанные авторитеты нации.

– Такое развитие событий возможно. Но оно будет не легитимным. Нынешняя Конституция принята законно? – В ней нет такого механизма как учредительное собрание. В новой Конституции можно его заложить. То есть, в эту Конституцию, которую еще должен принять парламент, можно заложить, что поправки и принятие нового основного закона может принимать такой-то орган. Но это надо заложить в Конституцию. То есть два этапа тогда должно быть.

– В нынешнем проекте, который обсуждается с БЮТ, закладывается основа под такой механизм?

– Одна из таких глав планируется, но я детали раскрывать не буду. Понимаете, это очень тяжело определить, кто является авторитетами нации. Это очень субъективная категория.

– Идея, которая сейчас широко обсуждается, заключается в том, чтоб ввести ограничения для этих людей на политическую деятельность, допустим, на 10 лет. Чтоб они знали, что не под себя ее пишут, а для страны.

– Может быть…

-Выборы в Тернополе. Какие выводы Вы делаете из их результатов?

– Националистические настроения всегда были присущи определенному кругу людей. Я думаю, Тернополь – это красная лампочка для Украины, – что может быть, если силы, которые действительно привержены демократии, не возьмут верх. По большому счету, я бы не драматизировал ситуацию, потому что не участвовали в выборах, например, политсилы, которые ассоциируются с Арсением Яценюком. Я думаю, результат был бы другой. БЮТ практически не участвовал, не вел никакой работы. Это тоже повлияло на результат. Но мы своим результатом в принципе довольны. Впервые мы будем представлены в Тернопольском облсовете.

– Такие результаты не влияют на идею ввести в каждой области свои исполнительные органы. Это не приведет страну к политической обособленности по областям, когда в Тернополе исполком будет «свободовский», а в Донецке – «региональный»?

– Исполком – это экономическая организация, а не политическая. И что, «свободовский» исполком не будет платить зарплату учителям, или не будет обеспечивать техническое состояние лечебных или учебных заведений? Тогда они и покажут в чем их политика.

– Ваш прогноз, на чем будет строиться президентская предвыборная кампания? Вариант повторения противостояния Восток-Запад возможен?

– Хотелось бы, чтоб она была построена на конструктиве и приверженности к глубоким реформам. Но это, знаете, как говорил Виктор Степанович Черномырдин – «хотели как лучше, а получилось как всегда». Вот, чтоб не получилось, что опять все радикализируются и избиратели не получат реальных обещаний по улучшению их жизни, а получат еще боле глубокую линию раскола Восток-Запад. Такое тоже возможно. Партия регионов, безусловно, будет занимать конструктивную позицию. Предложит пакет реформ и объяснит, почему их нужно принять и как они приведут Украину к успеху.

– Этот пакет уже наработан?

– Он наработан различными фондами, в том числе Фондом Рината Ахметова. Мы будем использовать в своей работе программные реформы, которые предлагают лучшие мировые умы в области экономики. Что касается русского языка – если нет возможности принять его как второй государственный, значит мы должны делегировать эти права областным советам. Короче, в быту нужно избавить людей от махрового непонимания их интересов. То есть, облсоветы должны иметь такие права: если родители пишут заявление, что хотят, чтоб их ребенок учился на русском языке, то ребенка обязаны учить на русском языке. И все вузы тех областей, где такое решение принято, обязаны иметь русскоязычные факультеты. Суды обязаны вести делопроизводство на русском языке и органы государственной власти должны общаться на двух языках. Это, по крайней мере, на бытовом уровне, снимет проблему.

– Если коалиция с БЮТ состоится, этот вопрос будет ставиться?

– Вопрос по областным советам будет ставиться однозначно. Будет, я думаю, специальный закон о языке.

– Сейчас этот вопрос обсуждается с БЮТом?

– Это не конституционный вопрос. Это вопрос отдельного закона о языке. Для него не нужно конституционного большинства.

– Коалиция будет формальной, или это будут просто совместные голосования?

– Давайте не спешить. Еще нет никакой коалиции.

– Но вопрос же обсуждается, процессы идут.

– Процессы будут идти, когда будет подписано коалиционное соглашение.

– Вы Черномырдина вспомнили. В связи с этим, вопрос по отставке Огрызко. Министр защитил Президента своей страны от хамства иностранного посла, и за это министра снимают с должности. Как-то не логично…

– У меня хорошие отношения с Огрызко. Когда он был послом Украины в Австрии, а я председателем облсовета, мы открывали авиалинию Донецк-Вена, и лично Огрызко вел переговоры и добился очень многих уступок от австрийской стороны в пользу облсоветовской компании «Донбассаэро». Поэтому Донбасс здесь должен быть ему, как говорится, благодарен. Но когда он занял пост министра иностранных дел, его одновекторная националистическая политика… У нас цель какая – дружить с Западом или поругаться с русскими? А мы не можем дружить и с Западом и с русскими? Министр иностранных дел должен быть более конструктивным и не радикальным.

– Вот если бы украинский посол сказал в Москве что Путин «с виду нормальный мужик». Как бы Кремль отреагировал, уволил бы своего министра?

– Я думаю, Украина не нуждается в комментариях иностранных послов, в том числе Российской Федерации. Мы сами разберемся у себя дома. Мы никогда не позволяли себе лезть в российские дела и не хотим,чтобы комментировали наши внутренние проблемы. Президент, какой бы он ни был, это символ власти, глава государства, поэтому я бы сказал, что это (комментарий Черномырдина относительно ситуации в Украине – «Остров») звучит неприлично. И я думаю, послу есть чем заниматься, кроме как анализировать, кто какой с виду.

– Если у Вас такая позиция, то за что сняли Огрызко? Ваша же фракция инициировала этот процесс.

– Я не знаю. Я его не назначал и не снимал. Мы за отставку Огрызко с удовольствием проголосовали бы, потому что он занимает националистическую позицию. Но у оппозиции нет голосов, чтобы снять его самостоятельно. Так? Значит, власть, как обычно, показала свое двойное лицо: выгодно – сняли, не выгодно – оставили.

– В 20-х числах марта будет сто дней, которые Янукович дал правительству до начала массовых акций протеста…

– 28 марта.

– А в парламенте он объявил об этом 12 декабря.

– Решение Оппозиционного правительства было 19 декабря. Это официально оформленное решение. Поэтому 100 дней истекают 28 марта. Мы готовим митинги, акции…

– Шахтерская акция, намечавшаяся на 25 марта входила в план ста дней?

– Нет. Это чисто шахтерская инициатива. Но Партия регионов готова поддержать шахтеров. В любом случае мы будем на стороне своих избирателей.

– Как Вы считаете, профсоюзы не дискредитировали себя тем, что почти все их лидеры находятся под партийными крышами?

– Мне тяжело судить. Давайте не забывать, что мы имеем дело с постсоветским обществом, когда ВЦСПС играла роль поддерживающей КПСС организации. Поэтому, я думаю, со временем, качество профсоюзов в Украине будет лучше.

– Конфликт с Левочкиным и Бойко. Он исчерпан?

– Конфликт был с Левочкиным. Он принес свои извинения. Они были опубликованы. Так что, по большому счету, конфликт исчерпан.

– Это правда, что Ахметов не финансирует партию последние полгода?

– Это не правда. Партию финансируют очень многие спонсоры, в том числе и предприятия Рината Ахметова.

– Вопрос по Пенчуку. Его имущество конфисковано. Он еще владел акциями «Белого лебедя»? Кому они теперь достанутся?

– Я не знаю. Имущество конфисковано в пользу государства. Поэтому я не знаю, чем он владел… Вообще, я считаю, что он не заслужил такого наказания. Потому что он рядовой исполнитель. Пускай, конечно, без него бы не получилась фальсификация, – это да. Но главные участники процесса остались на свободе. При всем трагизме ситуации, самое смешное, когда читаешь его адвокатов. На вашем сайте были опубликованы слова адвоката, который говорит: «как же можно было привлекать его за вымогательство, если они с Колесниковым ни разу не встречались». А как же тогда меня можно было привлекать за вымогательство?..

– Пенчук – исполнитель. Тогда кто заказчики и организаторы?

– Понимаете, по Пенчуку есть решение суда, а по заказчикам и организаторам этого решения нет. Поэтому, сейчас ясны только две вещи: что первичную фальсификацию сделало ведомство Луценко – МВД, – это подтверждено официально, – а вся бездеятельность в расследовании сделана руками Генпрокуратуры. Поэтому… Юрий Витальевич, очевидно, потому, что не юрист, не владеет материалом. Просто он взял у Пискуна бумажку, вышел, прочитал, чтобы собственный рейтинг поднять, а получилось немножко наоборот…

– Его отставка реальна, или это был просто эмоциональный шаг?

– Я не хочу, чтоб это рассматривалось как месть. У него достаточно оснований, чтобы уйти. Отставка, это даже сильно мягко.

– По политическим раскладам она реальна?

– Для этого нужно 226 голосов. Пусть комиссия сделает выводы. Будет его покрывать демократическое, в кавычках, большинство, – значит, она имеет такое представление о демократии… Комиссия еще месяц будет месяц работать…

Новини

6 Лютого 2024

Зеленський анонсував розробку справедливого механізму бронювання працівників

У січні Україна збільшила транзит російського газу на 32% до 1,3 млрд куб. м

G7 має намір посилити санкції проти імпорту російської нафти

У січні Україна скоротила імпорт електроенергії та збільшила експорт

Канадський бізнес розглядає можливості для інвестицій в українську транспортну галузь

5 Лютого 2024

Велика Британія імпортувала російської нафти на 660 млн євро

ОЕСР прогнозує уповільнення темпів зростання світової економіки

Бум сонячної енергетики триватиме в Європі у 2024 році

ЄС зволікає з введенням заборони на імпорт російського алюмінію

З квітня вартість води в Києві може зрости на 34%

У січні Україна поставила рекорд експорту з початку війни

Перше самохідне судно УДП під модернізацію готують до спуску

Запоріжсталь збільшив випуск сталі на 3% 

НБУ може до кінця року знизити облікову ставку до 14%

US Steel Kosice у 2023 році збільшив виробництво і відвантаження металопродукції

Автогаз у мережах АЗС продовжує дешевшати

ВСІ НОВИНИ ⇢