Подробнее Запомнить город


Трубой по мозолям

27.03.09 , Профиль
размер текста:

Удивив Европу своим единством, украинские власти подписали пока еще только декларацию о модернизации своей газотранспортной системы. Россия на это отреагировала так, будто у нее попытались отобрать половину нефтегазовых скважин. Неужели успех Украины оказался настолько большим, а мозоль россиян – такой болезненной?

Российская делегация демонстративно покинула Брюссельскую инвестконференцию, фыркнув о «неинтересности» того, что происходило при участии первых лиц Украины, еврокомиссаров и представителей международных финансовых организаций. Позже премьер РФ Владимир Путин на экстренной пресс-конференции заявил, что подписанная в Брюсселе декларация «непродуманная, непрофессиональная и просто несерьезная», поскольку в этом не участвовал поставщик газа – Россия. Досталось и Европе: Путин пригрозил пересмотром отношений со странами Евросоюза, если будут игнорироваться интересы Москвы в энергетической сфере. Но больше всего стрел было выпущено в сторону Киева: Минэнерго РФ предупредило, что может пересмотреть газовые контракты с Украиной, их МИД предупредил о возможном подорожании газа. А на следующий день президент Дмитрий Медведев сообщил и об отмене апрельской встречи премьеров двух государств до «прояснения соответствующих вопросов, которые возникли у российской стороны» после подписания декларации Украина – ЕС.

Шквал возмущения был вызван всего лишь совместным заявлением о путях модернизации украинской газотранспортной системы, под которым стоят подписи представителей Еврокомиссии, финансовых организаций и украинского руководства. В документе нет ни конкретных сумм, ни условий, на которых будут предоставлены средства, ни объектов инвестирования. Но в Москве уже просчитывают последствия этой декларации. И россияне от них явно не в восторге.

Правильный акцент

На самом деле Брюссельская инвестконференция, посвященная модернизации украинской ГТС, – большая удача.

Во-первых, потому что она вообще состоялась, причем на высшем уровне, с привлечением самых нужных участников. Сорвать конференцию могли противостояние премьера и президента, «маски-шоу» в «Нафтогазе» и затягивание Украиной согласования текста декларации. Но, к счастью, все получилось.

Во-вторых, подписанный документ – карт-бланш для Украины в продвижении своих интересов на дальнейших переговорах с Европой. Автографы же представителей международных финансовых институций – индикатор их готовности выделить такие необходимые сегодня Украине средства.

Ну и, в-третьих, нервная реакция Москвы на события в Брюсселе подтвердила: Украина может найти ей альтернативу. Да и Европа, в принципе, может сэкономить на дорогостоящих новых газопроводах, которые предлагает строить Россия.

Интересна и общая картина в энергосфере Европы. За неделю до Брюссельской конференции ЕС решил, что не будет напрямую финансировать проект альтернативного газопровода Nabucco, который призван обеспечить транспортировку газа из Каспийского региона через Турцию (минуя Россию) в страны Евросоюза. Изначально по линии ЕС планировалось выделить €250 млн., затем сумму сократили до €50 млн. Окончательную судьбу Nabucco решит майский саммит в Праге, но исключение его из списка проектов, финансирование которых предусматривалось отдельной строкой за счет казны ЕС, говорит об охлаждении интереса к этому проекту. Логика Евросоюза понятна: в условиях кризиса финансировать строительство таких масштабных проектов (общей стоимостью €8 млрд.) – роскошь, и стоит найти варианты подешевле.

Это вовремя подметили в Киеве, и на Брюссельской конференции Юлия Тимошенко сделала правильный акцент: «Сегодня много говорят об альтернативных путях поставок газа в обход Украины. Но строительство новых газопроводов – это десятки миллиардов долларов. А если в украинскую ГТС вложить $5,5 млрд., это увеличит ее пропускную способность на 60 млрд. кубометров. Назовите мне хотя бы один, более экономически эффективный проект», – подчеркнула премьер.

Важные последствия

Подписанное в Брюсселе заявление содержит несколько важных положений. Политический контекст: украинская ГТС является неотъемлемой составляющей общеевропейской энергетической инфраструктуры и одновременно государственной собственностью Украины.

Экономическая составляющая: Европа согласна инвестировать в увеличение пропускной способности украинской транзитной «трубы» на 60 млрд. кубометров в год. Но для этого Кабмин должен обеспечить независимость оператора ГТС юридически и экономически. По неофициальным сообщениям представителей украинского дипкорпуса, это было главным условием представителей ЕС, которое, кстати, достаточно негативно восприняла Юлия Тимошенко.

Европейские «спонсоры» считают, что доходы от транзита, которые получает оператор – «Укртрансгаз» (дочка «Нафтогаза»), – должны будут идти на будущий кредит, а не на покрытие убытков разбалансированной материнской структуры. В свою очередь, премьер понимает, что НАКу без «Укртрансгаза» придется затыкать дыры разве что дальнейшим повышением цен на голубое топливо для внутренних потребителей.

Ну а россияне в этом «суверенитете» компании – оператора транзита усмотрели коварство: «Значит ли это, что кто-то хочет воспользоваться кризисными явлениями в экономике, чтобы отобрать у Украины ее ГТС? Если это так, то это плохой способ решения проблем», – назидательно изрек Владимир Путин. На самом деле, именно россияне, как никто, понимают, что освобождение «Укртрансгаза» вместе с трубой из-под крыла НАКа лишит их возможности заполучить все активы «Нафтогаза» (хоть из-за долгов, хоть с помощью иной схемы). Также в Москве хорошо осознают, что увеличение транзитных мощностей Украины с нынешних 120 млрд. хотя бы до 180 млрд. кубометров газа в год резко снизит значение лоббируемых россиянами проектов – Северного и Южного потоков (обходные газопроводы по дну Балтийского и Черного морей).

Сколько Украина получит денег на модернизацию ГТС, станет известно после экспортной оценки проектов, представленных в мастер-плане. Он предусматривает финансирование на уровне $2,57 млрд., предназначенных для замены компрессорных станций, ремонта линейной части трубопроводов и реконструкции подземных хранилищ газа. Кстати, по оценкам ЕС, Украине необходимо €2,5 млрд. только для того, чтобы сохранить текущие эксплуатационные мощности.

Остается туманным один вопрос: объемы транспортируемого газа. Объективно – Россия действительно снижает его добычу (за последние месяцы она упала на 25%). И если тенденция не изменится, а кризис накроет российскую газо- и нефтедобычу, будет ли что перекачивать украинской ГТС?

... ...
 


Комментарии
комментариев: 2

...
Новости партнеров


Дайджест
21.04.21
В Верховную Раду внесли законопроект, который обязывает украинских промышленников за четыре года пройти путь модернизации, которым в Европе шагали несколькими десятилетиями.
20.04.21
Россия закрыла до октября проход через Керченский пролив военным и государственным судам Украины. Перекрытие коммерческого судоходства грозит убытками для промышленности региона.
19.04.21
На початку квітня Україна нарешті спромоглася презентувати проєкт другого Національного визначеного внеску (НВВ2), тобто свої зобов'язання щодо зменшення викидів СО2 до 2030 року, відповідно до Паризької угоди.
16.04.21
В інтерв'ю Бізнес Цензор заступник голови Комітету Верховної Ради з питань економічного розвитку Дмитро Кисилевський розповів про причини подовження мита на експорт металобрухту, майбутнє заготівлі і проблеми української металургії через Green Deal у Євросоюзі.
Парламент принял закон о принудительной реструктуризации валютных кредитов. Выгоду получат обеспеченные украинцы, а проиграют — бизнес, клиенты банков и вся страна в целом.
15.04.21
В Украине хотят снизить комиссию, которую банки взимают за обслуживание карт. Такой шаг, по идее, должен привести к снижению цен в магазинах, поскольку ритейлеры признают, что перекладывают свои расходы по эквайрингу на конечного потребителя. Однако эксперты сомневаются, что товары подешевеют.
15.04.21
Семь стран ЕС выступили в защиту равных условий для атомной энергетики в достижении целей Green Deal. Главная задача зеленого перехода - отказ от ископаемых видов топлива, сжигание которых приводит к выбросам СО2. Атомные электростанции абсолютно вписываются в эти требования.
Против членов рейдерской группы Вадима Нестеренко правоохранители также ведут уголовные расследования по фактам гибели 4 человек.
14.04.21
В Украине расширен перечень долгов, которые можно взыскивать со счетов граждан в банках, а сами финучреждения стали подключаться к автоматизированной системе списания
Потребление, торговля и внутренние инвестиции остаются важными и наиболее устойчивыми драйверами роста экономики Украины. А это означает заметно возрастающую роль организованного сетевого ритейла. Источник: https://biz.censor.net/r3259384
13.04.21
12.04.21
09.04.21
08.04.21
06.04.21
02.04.21
01.04.21
31.03.21
30.03.21
29.03.21
26.03.21
25.03.21
23.03.21
22.03.21
16.03.21
12.03.21


Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!