Мечты не сбываются

Точка зору

Встреча G20 вряд ли приведет к реальным результатам – слишком велики национальные отличия, а значит, стремления и потребности лидеров крупнейших стран мира. Тем не менее Украине стоит пристально следить за тем, о чем будут договариваться в Лондоне

Лидеры G20 в очередной раз предпримут попытку спасти мир от экономического кризиса. Место встречи – Лондон, который находится в его эпицентре. Список задач для участников необыкновенно краток и конкретен. Первое – разработать реальный план стимулирования мировой экономики. Второе, долгосрочное задание – начать реформирование мировой финансовой системы, а если точнее – внедрить более строгое финансовое регулирование.

Правда, это только общие идеи. А вот как их реализовать, и должны обсуждать на саммите. При этом каждый участник встречи в Лондоне приедет на нее со своим конкретным желанием. Мы попытались разобраться, кто, с каким, и кому из гостей Лондона 2 апреля повезет больше других – его желание сбудется.

Гордон Браун, премьер-министр Великобритании, призовет к верности открытому рынку и к отказу от протекционизма.

Последние недели британского премьера стали для него таким себе внешнеполитическим бенефисом. Он активно ездил по миру – в США, ЕС, Латинскую Америку, Африку. И почти везде пытался донести до своих собеседников одну простую мысль: мировую торговлю нужно спасать. А для этого – бороться с протекционизмом.

Эта проблема сегодня звучит едва ли не на каждом углу. По последним данным ВТО, падение объемов мировой торговли в 2009 году составит по меньшей мере 9%, а ограничение доступа на внутренние рынки еще больше ухудшит ситуацию. Правда, Брауном движет не только забота о будущем государств, ориентированных на экспорт. Главная причина его нынешней позиции – внутриполитическая.

С углублением кризиса в Британии крепнет оппозиция, а рейтинг самого Брауна уверенно падает. На этом фоне саммит G20 в Лондоне пришелся как нельзя кстати. Ведь по результатам ноябрьского саммита премьеру удалось приобрести ореол мирового лидера и спасителя мировой экономики, что просто взвинтило его рейтинг в государстве. Сейчас есть шанс это повторить. С этой целью Браун и начал «обхаживать» руководство других, прежде всего европейских, стран. Всегда «прохладный» в отношениях с ЕС Браун понимает: если он не сумеет убедить в своей правоте даже «родную» Европу, то Россия, Китай или Бразилия вряд ли к нему прислушаются. Кроме того, единение с Европой стало главным козырем Брауна в борьбе с оппозицией. С разгаром кризиса Лондон опасается остаться наедине со своими экономическими проблемами. Между тем лидер оппозиционной Консервативной партии Девид Камерон известен как отчаянный евроскептик. И своими действиями Браун просто пытается показать: он дружит с ЕС, а значит, с ним Британия имеет больше шансов на помощь «европейской семьи».

Однако континентальная Европа немного обижена на британского премьера. Повод для обид – недавний призыв Брауна «Британские рабочие места для британских рабочих». Поэтому, чтобы помириться с Брюсселем, ему пришлось заявить об обратном. И расписаться в желании отстоять открытые рынки.

Что примут: Если 2 апреля Браун и добьется желаемого, то только формально. Страны G20 опять дадут обещание избегать каких-либо протекционистских мер, так же, как обещали сделать это 15 ноября в Вашингтоне. И так же, как в прошлый раз, каждый желающий сможет обойти это обещание, официально его не нарушая. «Они смогут прибегнуть к мерам непрямого протекционизма или не столь очевидным мерам по защите собственного рынка», – говорит Ян Рэндольф, глава департамента суверенных рисков IHS Global Insight.

Барак Обама, президент США, отправится в Лондон, чтобы добиться от всех участников саммита принятия пакетов мер по фискальному стимулированию экономик.

США закачивают в поврежденную финансовую систему, независимо от коньюктурной помощи, $2 трлн. На прошлой неделе была представлена еще одна программа – главы Казначейства США Тима Гайтнера. Для оживления банковского сектора он предложил влить в экономику еще $1 трлн.

Ожидается, что американский президент сможет убедить лидеров других стран принять такие же масштабные планы по фискальному стимулированию своих экономик. В Белом доме уверены, что это поможет оживить спрос на всех рынках и таким образом станет глотком свежего воздуха для американских производителей. Рупором Барака Обамы в этом вопросе выступил Тим Гайтнер. Он призвал еще больше урезать налоги и увеличить госрасходы, доведя объем фискального стимулирования национальных экономик в нынешнем и следующем году до 2% ВВП. «Чем сильнее будет ответ, тем быстрее наступит выздоровление», – попытался он подбодрить другие государства.

К подобным мерам, считает президент Всемирного банка Роберт Зеллик, нужно бы добавить избавление банков от «плохих» активов. «Без этого, – говорит он, – фискальное стимулирование даст лишь временное облегчение без долгосрочного эффекта».

Что примут: Визит Обамы в Лондон станет первым его посещением другого континента в должности президента, но вряд ли столь же громким он будет с точки зрения достигнутых результатов. Против предложенных им мер уже выступила Германия. Ангела Меркель всегда с подозрением относилась к дорогостоящим «лекарствам» для экономики. А министр финансов Пеер Штайнбрюк заявил: «Нет никакого смысла накачивать в нашу экономику все больше и больше денег, в то время как доверие на финансовых рынках восстановить до сих пор не удалось». От масштабных планов фискального стимулирования отказался даже Гордон Браун, который в свое время потратил много усилий на лоббирование этой идеи. 25 марта он заявил, что уже в бюджете на следующий месяц Британия отказывается от масштабных фискальных мер. Мировые лидеры поняли: вливание огромных средств в экономику – не панацея. Другими словами, уговорить всех участников взять на себя столь «тяжелые» обязательства будет не под силу даже американскому президенту. В лучшем случае дополнительные обязательства в этом вопросе возьмут на себя лишь отдельные страны. Такая же судьба ожидает и выкупа у банков «плохих» активов. Глобальный план в этом вопросе принят не будет, а G20 ограничатся тем, что пообещают решать проблему «плохих» долгов своих банков в частном порядке.

Ангела Меркель, федеральный канцлер Германии, будет настаивать на более тщательном регулировании мировых финансовых рынков, а также на том, чтобы Люксембург и Швейцария перестали быть «налоговым раем» для немецких инвесторов.

Возможно, канцлер никогда и не подумала бы отбирать у этих государств статус оффшорных финансовых зон, если бы не кризис. Но в результате рецессии налоговые отчисления в казну Германии существенно снизились. Это, в свою очередь, вынуждает внимательнее следить за тем, что творится на финансовых рынках.

Поводом к «крестовому походу» на оффшорные зоны для Германии, а вместе с ней и Франции, стало то, что несколько инвестфондов, расположенных в Люксембурге, оказались втянутыми в аферу Бернарда Мэдоффа. В результате инвесторы по всему миру, в том числе во Франции и Германии, потеряли $50 млрд. Герцогство не желало раскрывать информацию о своих резидентах налоговым органам из других стран и тем самым накликало на себя гнев других европейских государств. В результате ОЭСР включил ряд оффшорных зон – Швейцарию, Люксембург, Австрию, Сингапур и Гонконг – в свой список «недружелюбных» территорий с льготным режимом налогообложения. Теперь Берлин и Париж активно призывают G20 навести, наконец, порядок с оффшорными территориями, которые, скрывая информацию от налоговых органов других государств, несут угрозу для стабильности экономик. По сходной причине Меркель настаивает и на более жестком регулировании финансовых рынков.

Что примут: Судя по всему, Германия окажется в числе счастливчиков – оба ее требования будут приняты. О необходимости более строгого подхода к регулированию финансовых рынков лидеры стран G20 говорили еще в ноябре. И ни тогда, ни сейчас разумность такого шага не подвергалась сомнению. Очевидно, банки теперь станут меньше, требования к капиталу – выше, хедж-фонды и квазибанки прямого инвестирования окажутся в сфере ответственности специальных регуляторных органов. «Под контроль попадут многотриллионные рынки финансовых деривативов, которые бурно развивались в последние несколько лет», – говорит аналитик IHS Global Insight. А в целом, судя по первоначальным наброскам коммюнике G20, мировой финансовый сектор станет безопаснее и скучнее.

Успех Ангелу Меркель ждет и в вопросе территорий «налогового рая». Лидеры стран G20 откажутся от банковской тайны. А значит, теперь Швейцария, Лихтенштейн & Со должны будут соответствовать правилам ОЭСР в вопросе трансграничного обмена информацией между налоговыми администрациями.

Дмитрий Медведев, президент РФ, приедет на встречу отстаивать извечное желание Москвы – сделать мир многополярным.

В вопросе реформирования и регулирования мировой финансовой системы у немецкого канцлера в Лондоне будет неожиданный единомышленник – Дмитрий Медведев. Правда, среди пожеланий Москвы в этом вопросе есть один интересный нюанс – она предлагает не только оздоровить и укрепить эту систему, но и реорганизовать ее так, чтобы ее стабильность была основана на взаимодействии нескольких крупных центров. Так, выступая за пересмотр роли и мандата МВФ, Россия выступает за создание «региональных фондов и механизмов финансирования, капитал которых формировался бы за счет средств стран того или иного региона». И которые, по сути, могли бы стать источником антикризисных средств для государств вместо МВФ. В качестве примера приводится антикризисный фонд ЕврАзЭС, над созданием которого Москва трудится в данный момент. В тех же международных финансовых организациях, которые уже существуют, скажем, МВФ или Форуме финансовой стабильности, роль таких стран, как Россия, уверены в Москве, должна быть заметно усилена. По сути, это предложение – традиционная попытка Кремля подчеркнуть право РФ быть одним из центров силы и отказ от признания лидирующей роли США и ее «ставленников» – МВФ и Всемирного банка – в мире.

Что примут: Оспаривать лидирующие позиции МВФ бесполезно. Его роль действительно будет пересмотрена, но – в сторону серьезного расширения полномочий и функций. Фонду, очевидно, будут предоставлены функции регулирования мировой финансовой системы. Ему же G20 «вручит ключи» для помощи всем нуждающимся государствам. Впрочем, в вопросах контроля мировой финансовой системы МВФ все-таки должен будет взаимодействовать с теми финансовыми регуляторными органами, которые создаются сейчас в США и ЕС. Кроме того, развивающиеся страны добьются, наконец, того, чтобы МВФ и Всемирный банк перестали быть «европейско-американским банковским клубом». Сегодня большинство голосов в этих организациях принадлежит США, Японии и странам ЕС, а их главами, по неофициальной договоренности, могут быть только представители США и Евросоюза. Министры финансов G20, к примеру, уже согласились, что впредь МВФ и Всемирный банк смогут возглавлять представители не только США и ЕС, но и других государств.

Ху Цзиньтао, председатель КНР, предложит другим странам отходить от доллара как от мировой резервной валюты.

Еще одно желание России, связанное с саммитом G20, оказалось у нее одним на двоих с КНР. На прошлой неделе Пекин выступил в пользу того, чтобы лидеры крупнейших государств подумали о введении новой мировой резервной валюты. «Возникновение нынешнего кризиса и его распространение на весь мир показали то, какие системные риски несет существующая сегодня международная монетарная система», – заявил 23 марта Жоу Ксяочуан, глава китайского центробанка. И во избежание этих рисков в дальнейшем предложил странам всего мира расширить использование в своих резервах специальных прав заимствования (Special Drawing Rights, SDR), – инструмента, который используется главным образом как единица расчета МВФ.

Сделать миру подобное предложение Пекин вынудил страх. Китай на удивление устойчив к нынешнему кризису. Единственное, чего Поднебесная действительно боится, – так это того, что на стране негативно отразятся меры США по вливанию ликвидности в американскую экономику. «Китай как наибольший держатель финансовых долларовых активов обеспокоен потенциальным инфляционным риском напечатанных ФРС США денег», – говорит Ку Хонгбин, главный экономист по Китаю HSBC. Объем международных резервов КНР, которые она хранит в американских долларах, сегодня составляет $2 трлн. Инфляция доллара не только обесценит резервы страны, но и снизит покупательную способность американского населения – крупнейшего потребителя китайских товаров.

В свою очередь, SDR в качестве резервной валюты мог бы стать «стабильной в долгосрочной перспективе и устранить изъяны, присущие национальным валютам, основанным на кредитах». Правда, сегодня стоимость SDR базируется на корзине только четырех валют – американского доллара, иены, евро и фунта стерлингов. Поэтому Жоу Ксяочуан предлагает расширить не только объемы использования SDR, но и саму корзину валют, добавив в нее денежные единицы крупнейших экономик мира. Впоследствии, основанный на широкой корзине валют, этот инструмент смог бы вытеснить нынешние резервные валюты. Кроме того, глава китайского центробанка предложил создать систему соглашений между SDR и другими валютами так, чтобы он мог быть использован в международной торговле и финансовых транзакциях.

Что примут: Вряд ли желанию китайского руководства суждено будет сбыться. По крайней мере, на лондонском форуме. Гордон Браун не спешит выносить этот вопрос на повестку дня саммита. Против выступил и президент Обама. «США – страна с сильнейшей экономикой и наиболее стабильной политической системой в мире, – заявил он 24 марта, подчеркнув: – Я уверен и в американской экономике, и в долларе».

Впрочем, вопрос – в позиции не только Штатов. Ни правительство США, ни руководство МВФ не стояли «над душой» у глав центробанков крупнейших стран мира, чтобы они хранили свои резервы именно в долларах (в нем хранятся около 65% всех мировых валютных резервов). По крайней мере, на этом настаивает аналитик IHS Global Insight Ян Рэндольф. «Тот факт, что доллар является резервной валютой – независимое решение, которое принимается каждым отдельным центробанком ведущих стран мира, – говорит он. – Так же, как и то, что американский доллар стал во время кризиса «тихой гаванью» по всему миру – всего лишь результат большого числа отдельных независимых решений, принятых инвесторами на рынках и управляющими в центробанках».

Кстати, предложение Пекина вызывает в Вашингтоне не только гнев, но и саркастические улыбки. Белый дом очень долго пытался заставить Китай отвязать юань от доллара. «Но расширив использование SDR и включив в его корзину китайский юань, Пекину придется сделать свою валюту полностью конвертируемой, – говорит Рэндольф. – Это означает отказаться от привязки юаня к доллару, а вместе с тем – и от нынешней политики обменных курсов Китая как таковой».

Виктор Ющенко, президент Украины, будет надеяться, что страны G20 согласятся предоставить «материальную помощь» развивающемуся миру.

Украинский президент на саммит G20 не приглашен – масштабы экономики Украины не дотягивают до того, чтобы войти в список крупнейших государств мира. Но от этого внимание ее руководства к происходящему в Лондоне не станет менее пристальным. И если бы украинский президент все же поехал на главную апрельскую встречу, его основным предложением было бы, конечно, то, чтобы крупнейшие экономики предоставили финансовую помощь развивающемуся миру. И он, скорее всего, был бы уверен, что его услышат, потому что сегодня те же призывы звучат и от Всемирного банка, и от ООН, и даже от отдельных инвесторов.

По мнению генсека ООН Пан Ги Муна, к примеру, спасти ситуацию могла бы поддержка развивающихся государств в размере $1 трлн., выделить которую он призвал G20 в прошлую среду. А комиссия ООН под руководством нобелевского лауреата Джозефа Стиглица, созданная специально для того, чтобы разработать пути реформирования мировой финансовой системы, и вовсе предложила создать новую глобальную резервную систему, которая бы оказывала поддержку развивающимся странам на постоянной (!) основе. Эта система, уверен Стиглиц, должна быть освобождена от права вето развитых стран, которое они имеют и активно пользуются, в МВФ и других существующих мировых финансовых организациях.

Что примут: Украинское руководство ждет разочарование. Вероятность того, что лидеры G20 отреагируют на все эти призывы, стремится к нулю. На Западе все меньше верят в то, что проблемы падения экономик могут быть решены простым вливанием денег без кардинальной реструктуризации экономики. К тому же у потенциальных доноров немного поиссякла вера в здравомыслие руководства развивающихся стран, в том числе и Украины. А потому в условиях кризиса эти доноры предпочитают, чтобы и использование средств и экономическая политика стран-получателей помощи были под строгим контролем.

Впрочем, между интересами западных и развивающихся стран в Лондоне все же сумеют найти компромисс. Контроль возьмет на себя МВФ, ему же будет поручено помогать нуждающимся. Чтобы расширить возможности для кредитования развивающихся стран, к примеру, лидеры G20 увеличат резервы Фонда до $500 млрд. Кроме того, на прошлой неделе МВФ удвоил объемы кредитования стран, наиболее пострадавших от финансового кризиса, а также «модернизировал» условия выделения кредитов. Кстати, все перечисленные решения по Фонду могут оказаться не на руку Украине. Ведь чтобы получить новую помощь МВФ, ей понадобится разрешить с ним существующие противоречия. Прежде всего из-за нарушенных Киевом условий предоставления Фондом уже оговоренного кредита в $16,4 млрд., второй транш которого «завис» в воздухе.

Реквием по мечте Желания каждой отдельной страны, участвующей в саммите, можно было бы перечислять и дальше. Но даже беглый взгляд на тематику встречи дает осознать один нелицеприятный факт: реальных результатов грядущая встреча в Лондоне не принесет. И даже среди тех решений, которые все же будут приняты, большинство окажутся «декоративными» и декларативными. Национальные отличия экономик и менталитетов слишком велики, поэтому чрезвычайно отличаются и потребности лидеров этих стран.

Нужно ли удивляться, что уже в преддверии саммита британские чиновники попытались – явно вопреки стремлениям Гордона Брауна – подготовить общественность к его низкой результативности. «Проверкой саммита будет то, что случится в следующие несколько месяцев», – заявил один из них, намекая, что ждать конкретных количественных решений от встречи не придется. Единственное исключение, которое позволит лидерам громко заявить о результатах, – договоренности по МВФ: его полномочия и сфера ответственности будут расширены, резервы увеличены, а директор-распорядитель Фонда Доминик Стросс-Кан преисполнится осознанием собственной важности.

Но – на этом продуктивность лидеров G20 пока, по сути, и иссякнет. «Вряд ли стоит даже надеяться на то, что встреча 2 апреля станет концом пути, – говорит министр финансов Франции Кристин Лагард. – Скорее, это будет еще один шаг на дороге, для которого мы сегодня выстраиваем платформу».

Новини

20 Грудня 2023

Видобуток залізної руди в Китаї зріс на 7,1%

Україна залучила грант 150 млн євро від ЄС

ЄС та США домовилися призупинити торговельну війну до березня 2025 року

Українські металурги не встигають підготуватись до СВАМ через війну

Метінвест планує побудувати прокатний завод в Італії

У грудні Україна виробила понад 50 тисяч FPV-дронів

Українська економіка у листопаді зросла на 4%

У ремонт вийшли одразу чотири блоки ТЕС та одна ТЕЦ 

Стабільні тарифи держмонополій пришвидшать темпи відновлення промисловості – Біленький

Попит на нержавіючу сталь в США залишиться практично незмінним

Укрнафта збільшує видобуток нафти

Частка продукції ГМК в структурі перевезень УДП у 2024 році може зрости більш ніж вдвічі

Євросоюз знайшов альтернативи російському газу 

Німеччина купуватиме норвезький газ 15 років

В напрямку портів Великої Одеси суттєво збільшилась кількість вагонів

Німеччина у листопаді скоротила виробництво сталі на 2,4% 

ВСІ НОВИНИ ⇢