"Нафтогаз" останется без денег?

Точка зору

Первый зампредседателя правления НАК "Нафтогаз Украины" Игорь Диденко вступил в заочный спор с премьером Юлией Тимошенко. Он считает, что полное выделение ДК "Укртрансгаз" из структуры НАК "Нафтогаз Украины" сегодня экономически нецелесообразно. Премьер-министр ситуацию не комментирует, зато эксперты предрекают масштабный конфликт на газовом рынке между сторонниками и противниками непрозрачных схем.

Как известно, 23 марта в Брюсселе премьер Юлия Тимошенко, комиссар Еврокомиссии (ЕК) по вопросам внешних отношений и европейской политики добрососедства Бенита Ферреро-Вальднер, комиссар ЕК по вопросам энергетики Андрис Пибалгс, президент Европейского инвестиционного банка Филипп Майстадт, первый вице-президент ЕБРР Варел Фриман и директор Всемирного банка по Украине, Беларуси и Молдове Мартин Райзер подписали Совместное заявление о модернизации украинской газотранспортной системы (ГТС). Главное обязательство, которое взяла на себя украинская сторона, – обеспечить юридическую и организационную независимость оператора ГТС – ДК "Укртрансгаз".

Соответственно, доходы от транзита газа будут направлены на коммерческое обслуживание кредита, а не на компенсацию разницы между закупочными ценами на газ и ценами для внутренних потребителей. Кроме того, превращение "Укртрансгаза" в отдельную хозяйственную структуру предотвратит его "приватизацию" "Газпромом" в результате накопления долга, поскольку покупателем российского газа является "Нафтогаз".

К слову, директиву ЕС, согласно которой все компании Европы должны отделить функции транзита и хранения газа от его добычи и продажи, выполнили далеко не все компании. Но процесс идет.

В комментарии газете "Зеркало недели" Диденко обосновал, почему выделять "Укртрансгаз" в отдельную структуру нецелесообразно. По его словам, "Нафтогаз" ранее взял на себя обязательство сохранить целостность компании. "Если "Укртрансгаз" станет самостоятельным оператором ГТС, кредиторы НАКа получат серьезный повод для беспокойства и даже, возможно, стимул досрочно потребовать возврата всех долгов", – предостерег он. Поскольку таких средств у НАКа нет, компании грозят международные санкции, включая арест украинского имущества за рубежом.

С ним категорически не согласен советник главы Минтопэнерго Иван Варга. По его словам, если средства, зарабатываемые "Укртрансгазом", вкладывать в развитие ГТС, кредиты не понадобятся. По его оценкам, даже при нынешнем тарифе на транзит ($1,7 за 1 тыс. кубометров на 100 км) и хранение голубого топлива "Укртрансгаз" умудряется работать с рентабельностью в 10-15%.

За год компания зарабатывает на транзите не менее $1,7 млрд., плюс около 5 млрд. грн. – на транспортировке потребителям Украины около 60 млрд. куб. м газа, а также не менее 0,5 млрд. грн. – на хранении газа в ПХГ.

Идею отделить "Укртрансгаз" поддерживает и профильный комитет ВР. Его глава Николай Мартыненко предлагает принять Закон "О газовом рынке", в котором закрепить самостоятельность компании с перспективой ее дальнейшей частичной приватизации, аренды или передачи в концессию.

Выводить нельзя оставить

Будь "Укртрансгаз" независимой компанией, он уже сейчас мог бы самостоятельно финансировать все инвестиционные проекты по развитию эксплуатируемой системы, заявил в комментарии интернет-газете "СЕЙЧАС" ведущий эксперт энергетических программ Центра Разумкова Владимир Омельченко. Поскольку ГТС находится в НАКе, то почти все заработанные "Укртрансгазом" деньги "растворяются", уходят на политические цели, что создает большой дефицит капитальных средств, пояснил эксперт.

Если украинская сторона не обеспечит независимость "Укртрансгаза", то рассчитывать на кредиты не стоит, предположил Омельченко. Чтобы запустить процесс модернизации ГТС, нужно изменить законодательное поле, в частности Закон "О трубопроводном транспорте", который запрещает выводить любые активы из подчинения НАКа.

Кого "кинут"?

"Укртрансгаз" будет обязательно выведен из структуры НАКа, но, скорее всего, не в 2009 году, спрогнозировал интернет-газете "СЕЙЧАС" руководитель Центра энергетических исследований Константин Бородин. Вместо "Укртрансгаза", вероятно, будет зарегистрировано новое юридическое лицо.

Бородина не удивило особое мнение Диденко. "Позиция "Нафтогаза" понятна, поскольку сегодня операции по реализации природного газа большинству украинских потребителей для НАКа убыточны, кроме операций по реализации импортного природного газа промышленным предприятиям и бюджетной сфере", – пояснил аналитик.

В отличие от "Нафтогаза", у его дочерней компании дела обстоят лучше: "чистая" прибыль "Укртрансгаза" от транзита газа через территорию Украины в Европу по результатам 2008 года составила порядка $1 млрд., навел справки Бородин. Из них около $700 млн. поступили в бюджет в виде рентных платежей за транзит, а оставшиеся $300 млн. фактически ушли "Нафтогазу" на его нужды.

Для НАКа разрыв с "Укртрансгазом" – это потеря порядка $1 млрд. прибыли в год и утрата одного из компенсационных механизмов субсидирования предприятий теплокоммунэнерго, отметил Бородин. "Последние потребляют импортный газ, который стоит сегодня на входе на внутренний рынок $360 или, как заявляет правительство, $228, по цене не более $150 за 1 тыс. куб. м", – подчеркнул эксперт.

Поскольку денег в бюджете, чтобы закрыть "дыру", нет, бремя финансирования предприятий теплокоммунэнерго ляжет на "Нафтогаз". Для этого в 2009 г. потребуется 12 млрд. грн. В бюджете-2009 заложено только 1,6 млрд. грн., то есть чуть больше 10% от потребности. Прогноз Бородина неутешительный: выделение "Укртрансгаза" из НАК "Нафтогаз" приблизит дефолт последнего.

На сегодня сумма иностранных кредитов НАКа превышает $2 млрд., отметил эксперт. "Правительство и государство, пообещав выделить "Укртрансгаз" или другого оператора ГТС в независимое юрлицо, стоит перед выбором: нарушить обязательство перед Брюсселем или другими кредиторами НАКа", – указал на "вилку" Бородин.

Политика на первом месте

Вопрос выведения "Укртрансгаза" из структуры НАКа является не экономическим, а политическим, потому что это – предмет договоренностей между Украиной и ЕС. Такое мнение "СЕЙЧАС" выразил советник премьер-министра по энергетическим вопросам, бютовец Александр Гудыма. Он не сомневается, что дочерняя компания рано или поздно обретет независимость, но спешить не стоит.

"Выполнение этого условия во времени является неблагоприятным ввиду финансового кризиса и массовых неплатежей предприятий теплокомунэнерго. Но в заявлении не было написано, что Украина обязуется за месяц, два или три это сделать", – подчеркнул советник премьера. По его словам, тех средств, которые зарабатывает дочерняя компания, пока недостаточно для ее самостоятельности. Ситуация изменится в 2010 году, когда цена на транзит будет европейской, а вырученные дополнительные средства пойдут на оздоровление финансового состояния НАКа.

Новини

29 Лютого 2024

США збільшили інвестиції у зелений водень вдесятеро

Програма доступних кредитів 5-7-9 продовжує працювати у звичайному режимі

Ціна квот на викиди вуглецю у Європі значно знизилась на початку року

BHP Group розпочав масштабну реструктуризацію свого бізнесу

Єврокомісія виділить 370 млн євро на розвиток кластера зеленого водню в Італії

Таїланд вперше за чотири роки скоротив імпорт металобрухту

Україна знов обмежуе виробництво зеленої електроенергії – у системі профіцит

Морським коридором експортували майже 27 млн тонн вантажів

Промисловість у січні збільшила споживання електроенергії на 27%

Ще 100 українських малих підприємств зможуть отримати гранти від ЄС

У Великий Британії обговорюють перегляд квот на рулонний прокат

Україна потребує 3 млрд дол зовнішнього фінансування щомісяця

Викиди в металургії Китаю у січні зросли на 12,4%

28 Лютого 2024

Все більше суден перевозять нафту рф до Індії

АрселорМіттал Кривий Ріг виготовив 552 тис. тонн залізорудного концентрату

НАБУ повідомило про підозру колишньому голові правління УЗ Кравцову

ВСІ НОВИНИ ⇢