G20 уполномочен заявить

Точка зору

Лидеры стран «большой двадцатки» (G20) проведут в Лондоне антикризисный саммит. Под эту «дудочку» Медведев и Обама уже обсудили несовпадающие взгляды на ракетную оборону, а вездесущие антиглобалисты разгромили особняк бывшего директора Королевского банка Шотландии. Но главной проблемой «клуба сильных» станет судьба Саудовской Аравии, которая переживает, возможно, самые серьезные проблемы в своей истории.

Как пишут международные обозреватели, G20 представляет собой странный набор стран, у которых нет ничего общего, кроме экономического кризиса. Аргентина далека от Китая, Саудовская Аравия – от США, Турция от Австралии. Изначально «мировой президиум» формировался по принципу регионального представительства стран с самым большим ВВП. Но, если исходить из этого, Соединённые Штаты, несмотря на кризис, остаются недосягаемым лидером с ВВП $14,5 млрд.

Эта цифра позволяет им не ощущать неловкость за неудобства, причиненные планетарной экономике кризисом, который, по самой распространённой версии, начался именно в США. И был следствием неуемного желания американцев жить комфортно в долг. Второе и третье место по размеру ВВП занимают Япония и Китай, но их достижения более чем в 3 раза скромнее. Российский ВВП – 7 раз ниже американского и составляет лишь $2,067 трлн.

В то же время, как отмечает английская газета «Гардиан», по такому показателю, как ВВП на душу населения, первые места в списке распределились немного по-другому. Верхнюю строчку занимает Австралия $50 тыс. долл. на человека, вторую — Франция $48 тыс. и только третью – США $47 тыс. Россия тут плетется в хвосте – $14,6 тыс.

Вместе с тем у нее наименьший размер долга по отношению к ВВП – 6,8%. В то время, как у США – 60,8%. Т.е. почти в 10 раз больше. Но абсолютный рекорд в этом столбце поставила, конечно, Саудовская Аравия. Эта страна задолжала другим государствам в 13 раз больше, чем произвела за этот год (то есть 1350% от ВВП).

Вообще, мало, кто обращает внимание на то обстоятельство, что Саудовская Аравия планомерно топает по пути Исландии. С той лишь разницей, что Исландия – тихая, незаметная страна, на краю Европы, не оказывающая никакого влияния на глобальные процессы. Она может исчезнуть с карты, но даже это заметят не сразу.

Другое дело Саудовская Аравия – ключевое звено не только нефтяного лобби, но и в значительной степени лидер арабского мира. Несмотря на то, что Бен Ладен – тоже родом оттуда, Саудовская Аравия многие десятилетия оставалась таким себе центром стабильности на Ближнем Востоке, погасшим вулканом Везувий регионального масштаба.

Пока в нефтяном королевстве все было благополучно, и шейхи складывали в американские банки прибыль от работы многочисленных скважин, терроризм был, скорее, локально-виртуальным явлением. Тем более, что до сих пор окончательно неизвестно, чьи спецагенты направили нескольких фанатичных смертников таранить самолетами американские башни-близнецы: ученики Бен Ладена или потомки тех умников, которые организовали расстрел Кеннеди? Что будет теперь – сказать сложно.

Колоссальный долг Саудовской Аравии усугубляется еще и тем, что значительная часть сбережений ее элиты, которая собственно и контролирует все ресурсы государства, находилась в американских банках. А эти банки – разорились. И аккурат в тот самый момент, когда цены на нефть обвалились в четыре раза.

«Монокультурная» экономика Саудовской Аравии не выдержала этого потрясения.
Как сообщает все та же «Гардиан», по итогам прошлого года инфляция в королевстве составила 1001% годовых, а безработица подлетела до 880% (отсчет шел от нуля, ибо раньше безработных в этой стране просто не было).

Не привыкшие экономить шейхи считают, что крах банков, где они держали свои деньги, и падение цен на нефть, не повод менять привычный образ жизни. Они продолжают покупать верблюдов, дорогие автомашины, строить роскошные отели и обучать своих детей в наиболее дорогих учебных заведениях Запада. А, чтобы оплатить все эти расходы, их Центробанк просто активнее печатает деньги. Отсюда и сумасшедшая, даже по нашим меркам инфляция. При этом Эр-Рияд не паникует и «кладет с прибором» на рекомендации МВФ. Власти государства, не стесняясь, установили в этому году дефицит бюджета в размере $17 млрд. Хотя они все-таки проводят меры для снижения инфляции. И сочетания этих мер с работой печатного станка пугает Запад: Саудовская Аравия – это не Эквадор. И дефолт такого государства может вызвать новый, еще более серьезный виток кризиса, затянув его на неопределенное время и перечеркнув все предпринятые странами усилия.
Поэтому «президиум мира» не спешит отказываться от услуг надоевшего всем Международного валютного фонда. И сегодня должен утвердить принятое в марте решение увеличить его финансирование. А так же согласовать конкретные цифры.
В этом плане некоторые издания проводят параллели между Бреттон-Вудской конференцией о «финансовом разделе мира» и нынешним саммитом в Лондоне. Как пишет канадское издание Globe And Mail, премьер-министр Британии Гордон Браун на пару с президентом Франции Николя Саркози рассчитывают реформировать глобальный капитализм, сделав его справедливее.

Для этого следует серьезно поднапрячься: придумать транснациональные регулирующие инстанции для транснациональных банков, возможно, на базе Базельского комитета по банковскому надзору. Создать некий координирующий орган, сосредоточенный на проблеме так называемых «токсичных активов». До некоторой степени, пишет газета, этот вопрос возник вследствие неуклюжих действий прежней администрации США. А нынешний министр финансов Тим Гайтнер больше ездит по международным встречам с громкой повесткой дня, чем решает доставшиеся в наследство проблемы.
Тем не менее, есть очень большая вероятность, что конкретных решений (во всяком случае, в полном объеме) от саммита не дождутся. Еще до его начала наметились разногласия между ведущими участниками G20. Например, президент Франции Николя Саркози высказал крайнее неудовольствие проектом заключительного документа. Накануне газета "Таймс" сообщила, что Саркози приглозил досрочно покинуть G20, если к его мнению не прислушаются.
Не ожидается никаких прорывов на фронте российско-американских отношений. Президенты Дмитрий Медведев и Барак Обама понравились друг другу с точки зрения человеческой симпатии, но официально признали «разногласия в отношении элементов противоракетной обороны в Европе». Эти самые разногласия, как считают наблюдатели, не удастся устранить и после визита Барака Обамы в Москву в июле текущего года.

Что характерно, политические споры плавно перетекают в экономические. Российская сторона медленно, но верно проводит в жизнь мысль о необходимости создания резервной международной валюты. Первым ее озвучил (естественно, с подачи Москвы) глава Казахстана Нурсултан Назарбаев. На Делийском форуме в январе 2009 года он заявил: «миру нужна абсолютно новая глобальная валютная система, основывающаяся на единой денежной единице расчета, в создании, эмиссии и регулировании которой должны участвовать все страны».

Важно отметить, что супервалюта, еще не имеющая названия, по своей сути, не является альтернативой легендарной AMERO. AMERO – это единая мексиканско-американская валюта, которую могут выпустить сами американцы, чтобы заменить доллар. Международная денежная единица, о которой говорил Назарбаев – это нечто вроде евро в мировом масштабе, которую должны выпустить под эгидой ООН.

Она, как настаивает Москва, должна базироваться на «шести китах» – доллар, евро, английский фунт, йена, юань и рубль. По мнению лауреата Нобелевской премии в области экономики за 1999 год и духовного отца «евро» Роберта Манделя (именно он в конце 60-х опубликовал план создания единой европейской валюты), также поддержавшего инициативу «суперрезервной» валюты, «было бы хорошо, если на саммите G20 идея единой валюты будет принята к сведению».

Однако, как показывает история с тем же евро, путь от идеи до ее воплощения в реальных купюрах занимает не один год, а то и не одно десятилетие. Поэтому Россия предлагает дискуссию о появлении региональных резервных валют, которые будут действовать в рамках торгово-экономических союзов и станут базисом для будущей супервалюты.

Активным сторонником Москвы в этом плане является Китай. Он уже начал кредитовать потенциальных партнеров юанями для закупки китайских товаров. Аргентине в этих целях на днях предоставлен целевой кредит на 70 млрд. юаней. Более того, Китай договорился о взаимном обмене юаней на национальные валюты с Южной Кореей (180 млрд. юаней), Гонконгом (200 млрд. юаней), Малайзией (80 млрд. юаней), Индонезией (100 млрд. юаней) и даже с Белоруссией (20 млрд. юаней). Рубль, претендующий на роль резервной валюты бывших советских республик, также «внедряется» в их экономику через кредиты и торговые сделки. Ряд соседей России готовы и к покупке нефти и газа за российские рубли. Американцам это, естественно, не нравится. Не в восторге и европейцы. Это еще один повод к тому, чтобы саммит не выполнил поставленной перед ним задачи «спасения мира», а превратился в клубное заседание лидеров самых «денежных» стран планеты.

Новини

24 Грудня 2023

Криворізький залізорудний комбінат знизив виробництво аглоруди на 26,1%

ДТЕК розглядає можливість будівництва міні-АЕС на заміну ТЕС

Загальні інвестиції в інфраструктуру дунайських портів вже склали близько 100 млн дол

В Україні зареєстрували три нових індустріальних парки

Світова виплавка чавуну зросла на 0,1%

23 Грудня 2023

США почали термінові переговори з союзниками про передачу заморожених активів РФ Україні

Загарбники продовжують перешкоджати роботі МАГАТЕ на ЗАЕС

22 Грудня 2023

Порти Великої Одеси обробляють понад 900 вагонів із зерном щодня

Японія зменшила внутрішнє споживання сталі на 3,9%

В Україні за рік підключено понад 1100 нових зелених електростанцій

Румунський виробник сталі збільшує завантаження домни №5

Ворог обстріляв шахту на Донеччині: є загиблі

Уряд продовжив дію пільг на ввезення дронів

Турецькі металурги виробили 30,05 млн тонн сталі

НБУ готує новий механізм врегулювання військових ризиків

У порту Риги запустили регулярний контейнерний потяг 

ВСІ НОВИНИ ⇢