Подробнее Запомнить город


Антикризисные программы пока не приносят желаемого эффекта

размер текста:

Американское правительство не может гарантировать эффективность использования средств из антикризисных фондов. Эдварду Лидди, управляющему страховой компании AIG, досталась одна из худших должностей в США. «Мало того что ему не платят, так еще и критикуют больше чем кого-либо из исполнительных директоров корпоративной Америки», — говорит аналитик компании CreditSights Роберт Хейнс.

Топ-менеджера крупнейшего в мире страховщика обвиняют в неэффективном использовании средств, выделенных из антикризисных фондов. Убытки компании в IV квартале 2008 года достигли $61,7 млрд. Более того, в деле спасения AIG запахло коррупцией.

В сентябре прошлого года 67-летний Лидди, бывший глава страховой компании Allstate Corp., отказался от заслуженного отдыха ради спасения AIG от долговой ямы. Принимая бразды правления компанией, он торжественно пообещал вернуть государству «каждый цент», полученный из антикризисного пакета, а для себя попросил сверхскромное вознаграждение — $1 в год.

Напомним, AIG оказалась на грани банкротства в сентябре 2008 года из-за слишком рискованного портфеля кредитно-дефолтных свопов (CDS). В период экономического роста компания активно страховала от падения ценные бумаги, выпущенные под залог недвижимости. При этом резервы под свопы не создавались, что и стало источником проблем, когда рынок недвижимости рухнул. В ФРС решили не испытывать судьбу и помочь утопающему гиганту. Ведь из-за банкротства страховщика пострадали бы все финучреждения–партнеры AIG, а это крупные банковские группы США и Западной Европы. На спасение «системно значимого» игрока выделили $173 млрд.

Отсутствие информации о том, как была потрачена эта сумма, не давало покоя американским законодателям, которые добились раскрытия данных. В отчете, обнародованном AIG в марте 2009-го, компания сообщила, что с сентября по декабрь 2008 года перевела банкам-партнерам $93 млрд. Узнав, каким именно финучреждениям, критики плана Полсона (программа стабилизации финансовой системы США стоимостью $700 млрд. — Прим. ред.) не стали скрывать своего злорадства. Большую часть средств, перечисленных AIG, поделили между собой французский Societe Generale ($11,9 млрд), немецкий Deutsche Bank ($11,8 млрд) и американский Goldman Sachs, получивший самую крупную сумму — $12,9 млрд. Напомним, на выделении госпомощи AIG настаивал экс-министр финансов Генри Полсон (он же автор плана Полсона), возглавлявший Goldman с 2004 по 2006 год. Этим некоторые эксперты и объясняют размер компенсации, которая досталась банку. Последней каплей стали бонусы, полученные менеджерами AIG по результатам 2008 года. Сотрудникам подразделения финансовых продуктов, на совести которых львиная доля убытков компании, выплатили $165 млн. Возмущению законодателей не было предела. Чтобы впредь подобное не повторилось, конгрессмены проголосовали за введение налога на бонус в размере 90% для компаний, спасаемых за государственный счет.

«Существует серьезное беспокойство по поводу прозрачности и подотчетности (расходования средств. — Прим. ред.), а также глубокие сомнения в том, что деньги налогоплательщиков тратятся разумно», — говорил месяц назад нынешний глава Минфина США Тимоти Гейтнер. Случай с AIG подтвердил обоснованность этих опасений. Кроме того, он продемонстрировал, что государство фактически не может проконтролировать эффективность использования денег.

Помимо AIG, денежные инъекции получили Citigroup, J. P. Morgan Chase, Bank of America, Goldman Sachs, Morgan Stanley, Wells Fargo, Bank of New York Mellon, State Street и Merrill Lynch. На их капитализацию администрация Джорджа Буша выделила $165 млрд. И хотя банки уже отчитались перед Конгрессом об увеличении объемов кредитования на $400 млрд, законодатели все равно недовольны расходованием средств. Они ожидали, что благодаря денежным вливаниям финучреждения смогут предоставить кредиты на сумму в $1,3 трлн.

У американского государства оказалось не так уж много рычагов влияния на компании, которым были выделены стабилизационные транши. Возможно, поэтому госинъекциии пока не принесли желаемого эффекта. Так, экспертам МВФ пришлось в очередной раз пересмотреть перспективы развития американской экономики. В 2009 году она потеряет 2,6% ВВП, а не 1,6%, как прогнозировалось ранее. Штаты будут медленнее, чем предполагалось, выбираться из кризиса.

Чтоб ты жил на одну зарплату

Четыре топ-менеджера французского банка Societe Generale не получат обещанные им в качестве вознаграждения опционы на акции финучреждения. Отказаться от опционов пришлось под давлением правительства и президента. Французский лидер Николя Саркози назвал неприемлемой ситуацию, когда топ-менеджеры компаний, которым государство оказало помощь, получают бонусные выплаты и опционы. Критика была адресована и Societe Generale, взявшего в долг у правительства EUR1,7 млрд для преодоления последствий финансового кризиса. Банк собирался предоставить опционы, в том числе председателю совета директоров Societe Generale Даниэлю Бутону на покупку 70 тыс. акций и генеральному директору Фредерику Удеа — на 150 тыс. акций. Опционы давали право приобрести ценные бумаги с дисконтом (по цене EUR24,45) по сравнению с нынешней стоимостью акций (EUR29,25).

Нидерландский банк ING последовал примеру американских и французских финансовых организаций, призвав 200 топ-менеджеров и их подчиненных вернуть бонусы за 2008 год. Банк, получивший от правительства EUR10 млрд, выплатил годовых премий на EUR300 млн.

В России тоже обеспокоены размером зарплат в компаниях—получателях госпомощи. Министр финансов Алексей Кудрин предложил ограничить зарплаты руководителям госкорпораций и топ-менеджерам банков, которым достались госсредства.

Хуже некуда

Антикризисные программы пока не приносят желаемого эффекта. МВФ в очередной раз понизил прогноз развития мировой экономики на 2009 год. По оценкам экспертов Фонда, спад глобального ВВП составит 0,5–1%. Хотя еще в январе МВФ предсказывал его рост на 0,5%.

Политика снижения учетных ставок центробанками не принесла ожидаемого результата. Коммерческие финучреждения не только не сократили свои ставки по кредитам, но в некоторых случаях, наоборот, ужесточили условия выдачи займов. Основные надежды в Фонде связывают с фискальными методами стимулирования, правда, они внедряются не так быстро, как того требует ситуация. Промедление с внедрением антикризисных мер, особенно на финансовом рынке, приведет к углублению рецессии, предупреждают в МВФ. Дальнейшее снижение цен, на которое рассчитывают покупатели и предприятия, заставит их отложить расходы, что тоже может затянуть кризис. Пока индекс цен в развитых экономиках продолжает падать. По прогнозам МВФ, дефляция сохранится до середины 2009 года.

На стабилизацию финсектора Большая двадцатка уже направила почти 28% ВВП. Из бюджетов стран G20 выделена помощь в размере 1,8% ВВП. Однако в Фонде считают, что этого недостаточно и объемы вливаний необходимо увеличить хотя бы до 2% ВВП.

Китайская стена

Власти Китая обнаружили первые признаки стабилизации экономики. По словам директора Центра развития и исследований при Госсовете КНР Чанг Ютая, Поднебесная имеет все шансы стать первой страной в мире, которая выйдет из кризиса и сможет поддерживать стабильный рост в средней и долгосрочной перспективе.

По оценкам правительства КНР, реализация антикризисных мер добавит к экономическому росту республики в этом году 1,9%, что поможет достигнуть запланированных 8% роста ВВП. Потери от резкого падения экспорта Китай восполняет государственными вливаниями в экономику, которые уже принесли результат. За первые два месяца 2009 года инвестиции в КНР возросли на 26,5%, а объемы банковского кредитования увеличились в четыре раза благодаря поступлению средств, предусмотренных антикризисной программой стоимостью $585 млрд.

Пока Китай справляется с глобальной рецессией лучше других стран: государству удалось быстро принять план госрасходов, а местные банки не так значительно пострадали от финансового кризиса. Впрочем, международные организации не разделяют оптимизма китайских властей. И МВФ, и Всемирный банк понизили прогнозы роста экономики Поднебесной до 6,7% и 6,5% соответственно.

Лишний вес


Администрация Барака Обамы утвердила частно-государственную инвестиционную программу очищения американской финансовой системы от плохих активов стоимостью $75–100 млрд. Инвесторы позитивно отреагировали на новость: акции Citigroup одного из самых проблемных банков США — выросли на 16%.

Программа состоит их двух частей: продажи некачественных кредитов (высокорисковой ипотеки и займов под залог коммерческой недвижимости) и проблемных секьюритизированных инструментов (ипотечных облигаций).

Банки смогут очистить свои балансы от кредитов путем продажи займов инвесторам на аукционах, организованных Федеральной корпорацией страхования депозитов (FDIC). Каждая сделка будет профинансирована из собственных средств частных фондов и за счет государственного капитала (50% вносит частный инвестор, еще 50% — Минфин). При выкупе кредитов инвесторы под гарантии FDIC смогут привлекать займы, в шесть раз превышающие сумму сделки. В аукционах смогут принять участие любые инвесторы — страховые компании, пенсионные фонды и даже индивидуальные инвесторы.

Покупку ипотечных облигаций обеспечат до пяти управляющих компаний, отобранных правительством. Их главная задача — привлечение частного капитала к сделкам. Минфин в свою очередь предоставит управляющим кредиты на сумму до 300% собственных средств компаний.

В Минфине ожидают, что в процессе реализации программы банкам удастся продать проблемные кредиты и ценные бумаги на $500 млрд. Впоследствии сумма может вырасти до $1 трлн. Финучреждения, избавившись от «токсичных» активов, возобновят кредитование и восстановят доверие к финансовому сектору в целом.

«Есть две хорошие новости: покупатели получат государственное финансирование, а займы будут гарантированы FDIC. Поэтому перепродажа активов может принести 20–25% дохода», — полагает глава хедж-фонда Mount Lucas Management Пол де Роса.

... ...
 


Комментарии
комментариев: 0

...
Новости партнеров


Дайджест
Верховная Рада приняла за основу законопроекты о реструктуризации валютных кредитов, многие из которых украинцы взяли еще до мирового кризиса 2008 года, и до кризиса 2014-2015 годов, вызванного агрессией России, когда из-за девальвации гривны суммы валютных займов выросли в разы. Идея в целом выглядит правильно, но что не так с этими законопроектами.
На восьмому році війни з Росією частина українських підприємств продовжує торгувати з РФ та пострадянським простором. Що змушує їх це робити, які переваги у європейських ринків і чому не всі ними користуються?
08.04.21
08.04.21
В июле 2021 года Еврокомиссия опубликует Закон о Carbon Border Adjustment Mechanism. Документ вступит в силу с 2023 года и введет в действие так называемую карбоновую пошлину. Ею будет облагаться вся промышленная продукция, пересекающая границы ЕС, если в цепочке ее производства присутствовал углеродный след.
Великий бізнес швидко пристосовується до кризових умов. На відміну від малих та середніх підприємців, компанії, які формують цілі галузі, мають достатній запас стійкості. Як під час локдауну в Києві працюють продавці будівельних матеріалів, ресторани та освітні заклади?
08.04.21
По словам министра финансов Сергея Марченко, в ближайшие два месяца МВФ может заключить с Украиной staff level agreement (соглашение на уровне персонала). После этого, "будем делать свою работу, принимать необходимые законы, чтобы получить, наконец, средства". Как видно, подходы не изменились: правительство о чем-то за закрытыми дверями договаривается с Фондом, а затем ставит парламент перед фактом.
06.04.21
Внешняя торговля Украины по итогам I квартала показала внушительный рост в денежном выражении. Несмотря на коронакризис, прогресс налицо, хотя повод для оптимизма не такой и большой, как может показаться на первый взгляд.
На украинском рынке нефтепродуктов сохраняется неопределенность из-за того, что российская "Роснефть" отказывается поставлять в нашу страну свою продукцию. Учитывая, что речь идет примерно о четверти всего дизтоплива и автогаза в балансе Украины, может образоваться дефицит топлива.
02.04.21
02.04.21
Украинская металлургическая отрасль испытывает кадровый голод. Сложная экономическая ситуация, трудовая миграция, низкий спрос на рабочие профессии среди молодого поколения. Ситуацию не спасает высокий уровень заработных плат на меткомбинатах. В 2020 году средняя з/п металлурга была на 20,1% выше, чем средняя по стране. Несмотря на кризис, в прошлом году украинский ГМК практически не снизил темпов производства.
01.04.21
01.04.21, Rail.insider
Для забезпечення справедливих тарифів необхідно зрештою здійснити реформу Укрзалізниці й створити умови для розвитку конкуренції. Вантажні перевезення не повинні покривати збитки від пасажирських перевезень або забезпечувати сплату величезного податку на землю під коліями.
01.04.21
Рада приняла во втором чтении з/п №4543, который призван разблокировать приватизацию крупных объектов, а также в первом чтении з/п № 4020 "О перечне объектов права государственной собственности, не подлежащих приватизации". В бюджет 2021 года заложено 12 млрд грн поступлений от приватизации: 9 млрд грн от продажи крупных объектов госсобственности и 3 млрд грн от малой приватизации.
31.03.21
30.03.21
29.03.21
26.03.21
25.03.21
23.03.21
22.03.21
16.03.21
12.03.21
09.03.21
05.03.21
02.03.21
01.03.21
26.02.21
24.02.21
19.02.21
16.02.21
11.02.21
09.02.21


Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!