Ющенко хочет стать Януковичем

Точка зору

Триумф «великих комбинаторов» с Банковой длился недолго — эффектный старт избирательной кампании Виктора Ющенко, ознаменованный президентским посланием и президентским же проектом Конституции, жестко смазала Верховная Рада. Сместив график президентской гонки почти на три месяца назад, парламент не только охладил пиар-пыл Президента, но и поломал многие скрупулезно выстраиваемые в СП политические схемы и комбинации, главным элементом которых были досрочные парламентские выборы

Фантазия на тему Конституции

Поданный Виктором Ющенко проект реформы Конституции представляет собой, по сути, новую редакцию Основного Закона, хотя множество изменений предлагались, судя по всему, просто ради самих изменений. Например, иначе чем творческим зудом трудно объяснить, почему раздел «Загальні засади» переименован в «Засади конституційного ладу», а раздел «Вибори. Референдум» — в «Народне волевиявлення». Целый ряд действующих положений юристы Банковой незамысловато перенесли из одной статьи в другую, при этом совершенно смешав устоявшийся порядок статей Конституции. К примеру, всем известная ст. 10 о государственности украинского языка почему-то стала ст. 13 и так далее. Одним словом, любителям искать отличия будет чем заняться.

Есть в президентском проекте неожиданные социальные инициативы (как, например, право на отпуск не менее 30 дней), лексические уточнения (понятие «поселок» предлагается изменить на «городок»), нашла отражение и свойственная Ющенко склонность к символизму (как в случае с предложением прописать в Основном Законе существование наряду с государственным духовного гимна). Использованы и наработки по админреформе Романа Бессмертного — в конституционных предложениях Банковой содержатся знакомые формулировки о городах-районах и городах-регионах.

Впрочем, стержневой новеллой проекта Президента является создание в Украине двухпалатного парламента. Само словосочетание «Верховная Рада» уничтожается на корню (Верховный Совет остается только в Крыму), вместо этого предлагается учредить национальное собрание, состоящее из палаты депутатов (300 членов, избираемых на четыре года) и сената (сенаторы должны избираться на шесть лет, но точное их количество не указано). Согласно проекту депутатами граждане могут становиться с 18 лет, а сенатором — как президент, с 35. Система избрания в палату депутатов не прописана, зато сенаторов предложено избирать в мажоритарных округах (по трое от каждой области и города-региона). Кроме того, сенаторский мандат в пожизненное пользование должны получить экс-президенты. На депутатов возлагаются функции принятия законов и формирования правительства (процедура довольно сложная, так как вычеркнуто само понятие «коалиция»), на сенаторов — одобрение всех законов и назначение с подачи президента глав СБУ, Службы внешней разведки, Нацбюро расследований, Генпрокуратуры, Нацбанка, Антимонопольного комитета, а также состав ЦИК и ее руководителя. Президент, по проекту, обладает правом распускать палату депутатов (без какой-либо расшифровки в тексте оснований для этого), досрочно прекращать полномочия членов сената можно только «поштучно». Судей местных и апелляционных судов, согласно проекту, должен назначать президент, судей Верховного и высших судов (к существующим добавлены еще Высший гражданский и Высший уголовный) — сенат.

Местным советам позволено создавать исполкомы, но должность главы госадминистрации (назначается, как и сейчас, президентом) на уровне областей и городов-регионов сохраняется (в районах — представительства губернаторов), причем глава администрации должен появиться и в Крыму. Функция губернаторов — контроль за соблюдением Конституции и законов, обеспечение взаимодействия теруправлений исполнительной власти и органов местного самоуправления. Наконец, изменить Конституцию (в случае вступления в силу проекта Ющенко) еще раз станет практически невозможно, как и провести процедуру импичмента президента.

ВИРТУАЛИЗАЦИЯ УМСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В который раз президентская команда попыталась вдохнуть новую жизнь в старые разработки своих предшественников и в который раз из этого ничего не вышло, точнее, вышел полный фарс. Если конституционные предложения Кучмы то ли образца 2000 года, то ли 2003–2004 годов заставляли политикум крепко призадуматься, то нынешняя инициатива Ющенко касательно изменений Основного Закона никем серьезно воспринята так и не была. Даже Арсений Яценюк, которого прочат в «дублеры» Виктора Андреевича, не смог сдержать своей иронии в отношении президентского проекта Конституции. И дело тут даже не в том, что Ющенко, опоздавший со своей реформой минимум на четыре года, сегодня может рассчитывать на поддержку считанных парламентариев (а требуется для осуществления конституционных изменений, как известно, 300 депутатских штыков). И даже не в том, что до сих пор он не утруждал себя поиском реальных политических партнеров под свою редакцию Основного Закона (о чем свидетельствовал провал работы Национальной конституционной комиссии при Президенте, из которой сначала вышли представители Партии регионов, потом БЮТ, а потом на заседания перестали ходить и все остальные). Сам по себе проект Ющенко с двухпалатным парламентом во главе угла и многими другими сомнительными новациями изначально оказался неприемлемым всем, кроме работников Секретариата Президента (читай — авторов проекта).

Впрочем, глава государства прекрасно осознавал, что его проект Конституции не станет полем для компромисса и консолидации политэлиты, а лишь вызовет тотальное раздражение. Не имея ни малейшего шанса безупречно с юридической точки зрения пройти всю процедуру, конституционная реформа от Президента является не более чем виртуальным прожектом. Весь расчет делался, видимо, исключительно из соображений пиара и «запутывания следов». Во-первых, Президенту было важно первым открыть большую конституционную дискуссию предвыборного года, опередив своих конкурентов из БЮТ и ПР.

Во-вторых, продемонстрировать избирателю свою готовность к политическим реформам и опять же неготовность к таким изменениям своих оппонентов. В-третьих, «поддать жару» в перманентный политический кризис. И, наконец, в-четвертых, подготовить почву для дальнейших подковерных действий, направленных на удержание собственной власти. Представители СП даже не скрывают, что следом за обнародованием проекта Конституции состоятся общественные слушания (как в старые добрые времена), оценка документа ведущими научными центрами (такая технология была также успешно апробирована при Кучме), наконец, будет проведен референдум (по проекту Ющенко, новую редакцию Основного Закона должен утвердить исключительно народ на референдуме). Кстати, в случае жесткого сопротивления политреформе со стороны парламента Президент может вынести свой проект в обход ВР напрямую на всенародное голосование, а заодно и дополнительно мотивировать этим (неприятием депутатами реформы) досрочный роспуск парламента. Другое дело, что результаты референдума еще надо имплементировать, но это, по расчетам Банковой, уже станет заботой нового парламента, к тому же после президентских выборов, на которых после всех замысловатых околоконституционных и околопарламентских выкрутасов просто обязан победить Ющенко.

ОДЕРЖИМОСТЬ ПЕРЕВЫБОРАМИ И «ЧЕРНЫЙ» ПАРЛАМЕНТСКИЙ ЮМОР

В принципе единственной политической силой, которая на словах поддерживает роспуск парламента, является Партия регионов. «Регионалы» даже сделали инициативы импичмента Президента и парламентских перевыборов своей последней «фишкой» и поводом для уличных акций. Хотя импичмент и перевыборы Верховной Рады, за что так агитирует Янукович со товарищи, по сути, тоже виртуальное прожектерство. В ПР прекрасно понимают, что процедуру отставки Ющенко в лучшем случае удастся завершить уже после президентских выборов. Что же касается роспуска парламента, то одно дело — издавать указы (как это уже было полгода назад), а другое — осуществить результативное голосование в парламенте хотя бы по вопросу финансирования перевыборов. Кстати, именно в таком духе недавно прямо высказался один из лидеров ПР Борис Колесников, комментируя реальность роспуска ВР.

А вот кто действительно больше всех заинтересован в перевыборах, так это Виктор Балога. Пока Ющенко — Президент, а он — глава его канцелярии, Виктор Иванович имеет шансы всеми правдами и неправдами провести свой «Единый центр» в парламент (особо окрыляет ЕЦ успех в Тернополе). И как минимум обезопасить себя от возможных репрессий после в высшей степени вероятного проигрыша своего шефа на президентских выборах, а как максимум — попытаться разыграть «золотую акцию» в новой ВР. По сути, вопрос стоит «о жизни и смерти» Балоги и его соратников. До последнего времени сценарий парламентских выборов до президентских хоть и медленно, но развивался. Основанием для роспуска должно было стать то, что созданная в декабре прошлого года тройственная коалиция не подала Президенту в 60-дневный срок кандидатуру премьера, и Конституционный Суд якобы уже готов был принять по этому делу «правильное» решение. Но ход событий нарушил День смеха.

1 апреля Верховная Рада неожиданно назначила президентские выборы на 25 октября («за» проголосовал 401 депутат — все фракции), то есть почти на три месяца раньше предполагаемого Банковой срока. В Секретариате Президента принялись лихорадочно корректировать графики своих политических операций. Безусловно, в секретариате тут же пообещали оспорить постановление депутатов в Конституционном Суде, а эксперты стали в один голос твердить, что перенос президентских выборов еще не означает, что проведение перевыборов ВР уже невозможно по срокам. Действительно, статья 90 Конституции запрещает распускать парламент в последние полгода срока полномочий Президента, а не за шесть месяцев до даты выборов.

Исходя из того что Ющенко вступил в должность президента 23 января, указы о роспуске парламента можно издавать вплоть до третьей декады июля. Впрочем, парламент своим постановлением нанес по Банковой не столько правовой, сколько мощный политико-эмоциональный удар. Главная дискуссия явно переместится в КС, судьи в очередной раз дрогнут, и формируемое Балогой всего под одно решение большинство в суде рухнет. Как бы то ни было, темп операции уже потерян, указ о роспуске ВР явно перемещается в долгий ящик. Ну а дальше — все как в эффекте домино: после провала идеи перевыборов под большим вопросом окажется проведение конституционного референдума, как следствие, тают даже минимальные шансы Ющенко переизбраться на второй срок в конкурентной борьбе.

Остается только сконцентрироваться на подготовке к еще большим по масштабам, чем в 2004 году, фальсификациям на президентских выборах, включать «силовые» сценарии, наконец, наплевать на все мировое сообщество и войти в историю не в образе не понятого современниками демократа-реформатора, а примитивного диктатора. Но это совсем другая история.

Новини

23 Грудня 2023

США почали термінові переговори з союзниками про передачу заморожених активів РФ Україні

Загарбники продовжують перешкоджати роботі МАГАТЕ на ЗАЕС

22 Грудня 2023

Порти Великої Одеси обробляють понад 900 вагонів із зерном щодня

Японія зменшила внутрішнє споживання сталі на 3,9%

В Україні за рік підключено понад 1100 нових зелених електростанцій

Румунський виробник сталі збільшує завантаження домни №5

Ворог обстріляв шахту на Донеччині: є загиблі

Уряд продовжив дію пільг на ввезення дронів

Турецькі металурги виробили 30,05 млн тонн сталі

НБУ готує новий механізм врегулювання військових ризиків

У порту Риги запустили регулярний контейнерний потяг 

Ціни на нафту зростають, Brent торгується вище 80 дол/барель

Black Iron оновить пропозицію щодо Шиманівського залізорудного проекту

Єврокомісія відправила в Україну ще 500 електрогенераторів

Санкції зірвали запуск найбільшого у росії заводу з виробництва скрапленого газу

На кордоні з Польщею продовжують стояти майже 4 тисячі вантажівок

ВСІ НОВИНИ ⇢