Россия и США сошлись на худом мире

Точка зору

Встреча президента США Барака Обамы и лидера России Дмитрия Медведева 1 апреля в Лондоне по своей значимости и резонансу в СМИ едва ли не перекрыла антикризисный саммит 20 наиболее экономически влиятельных государств. Беседы двух политиков ждали с момента избрания Обамы президентом в ноябре минувшего года. Тогда Медведев, участвуя в антикризисном саммите в Вашингтоне, готов был встретиться с только что получившим победу на выборах сенатором от Иллинойса, но Обама предпочел дождаться официального вступления в должность. На самом деле ему и его команде необходимо было время, чтобы решить, как вести себя с Россией. Для республиканца Джона Маккейна все было проще. Но Обаме и его советникам требовалось избежать острого противостояния и при этом не дать Москве почувствовать слабость Америки. Пока вторую задачу новая администрация решает не слишком успешно. И это вредит и России, и миру, и, конечно, Украине

ЛЮБОВЬЮ И НЕ ПАХНЕТ

В российской политической элите утвердилось два опасных стереотипа: Соединенным Штатам вообще нельзя доверять, и Америка ни на что серьезное уже неспособна. Уровень недоверия к Вашингтону в верхних эшелонах власти в Российской Федерации сейчас даже выше, чем был во времена СССР после смерти Сталина. Ситуацию можно, пожалуй, сравнить только с отношением лидера Советского Союза к западным демократиям в канун Второй мировой войны, когда он считал, что если Лондон и Париж и ведут с ним переговоры, то только чтобы выбрать удобный момент для нанесения смертельного удара. Расширение НАТО за счет стран бывшего соцлагеря, потом Балтийских республик, а затем и намерение включить в блок Украину и Грузию показали российской элите, что Запад не хочет партнерства, а жаждет загнать Россию в угол и добить. По мнению президента Совета по внешней и оборонной политике Сергея Караганова, переломным моментом стала война альянса против Югославии.

«Вид бомб, падающих на Белград, заставил практически всех в Москве порадоваться, что у России есть ядерное оружие, и с ней не случится то же самое», — убеждает Караганов. Все, что было в американо-российских отношениях потом, уже накладывалось на этот психологический фон. Даже сближение после терактов 11 сентября 2001 года было глубоким убеждением только для Владимира Путина. Многие опытные дипломаты и политики вовсе не удивились, когда Соединенные Штаты быстро забыли об оказанной поддержке и проигнорировали Москву в вопросе о вторжении в Ирак. И дело вовсе не в личности Джорджа Буша-младшего — с ним у Путина сложились действительно дружественные отношения. Российские политики исходили из того, что большая часть американского истеблишмента искренне боится призрака возродившейся Российской империи и сделает все для ослабления России.

В результате к августу 2008 года США и Россия подошли в состоянии колоссального напряжения, основанного на недоверии. Москва и Вашингтон, продолжая слушать друг друга, перестали слышать, потому что не могли доверять услышанному. Поэтому цхинвальские события 7 августа прошлого года не оставили у российского руководства и тени сомнения, что за действиями Саакашвили стоит Вашингтон. Потому Россия и реагировала столь жестко — это был ответ не Тбилиси, а Вашингтону. Москва решила, что, если она даст слабину сейчас, Вашингтон подумает, что Российскую Федерацию можно сдать в утиль.

Последующие действия американцев лишь убеждали россиян в их правоте. Россию вдруг демонстративно зауважали и стали к ней прислушиваться. В Кремле пришли к выводу, что Америка ценит только силу, и чем жестче себя поведешь, тем больше получишь. Примерно из такой же логики исходил Гитлер в конце 30-х годов прошлого века. Плюс к этому российский истеблишмент пришел к умозаключению, что американцы не бьют Россию по рукам не только из уважения к демонстрируемой ею силе, но и потому, что не могут. Две одновременно проигрываемые войны в придачу к очевидно рушащейся экономике якобы не позволяют Вашингтону всерьез попытаться прижать Россию к ногтю. При этом в Москве не пытаются уклониться от диалога с Соединенными Штатами. Наоборот, там к нему всячески стремились все эти месяцы, рассчитывая навязать Белому дому свои условия. Вот с такой Россией пришлось иметь дело Обаме 1 апреля в Лондоне.

ПОЛИТИКА НЕВМЕШАТЕЛЬСТВА

В итоге встреча двух президентов прошла в достаточно сдержанной обстановке. Обама и Медведев договорились продолжить подготовку нового Соглашения по стратегическим наступательным вооружениям (СНВ). Главы государств поручили немедленно начать переговоры и доложить результаты к июлю, когда состоится визит Обамы в Москву: президент США принял приглашение Медведева посетить российскую столицу.

В новом документе по СНВ предполагается установить более высокие ограничения на количество ядерных боеголовок у каждой из сторон, что было зафиксировано в дополнительном договоре от 2002 года: в нем предусматривалось сокращение боеголовок до 1700–2200 единиц у каждой из сторон к декабрю 2012 года. Срок действующего договора СНВ-1, заключенного еще в 1991 году, истекает 5 декабря 2009 года. По итогам общения президентов за закрытыми дверями было опубликовано совместное заявление, посвященное состоянию двусторонних отношений. В заявлении также выражается обеспокоенность России и США готовящимся запуском северокорейской баллистической ракеты, подтверждается, что Москва и Вашингтон выступают за дипломатическое решение иранской ядерной проблемы. Вместе с тем стороны заявили о сохранении существующих разногласий в вопросах размещения элементов американской ПРО в Европе, что Россия воспринимает как угрозу своей безопасности. Москва и Вашингтон также по-прежнему расходятся в оценках причин вооруженного конфликта в Южной Осетии. Все эти сухие формулировки свидетельствуют об одном: США и Россия не собираются продолжать конфронтацию. Но и союзников из них не выйдет. Москва сейчас нужна Вашингтону для решения его многочисленных внешнеполитических проблем в Евразии.

Противостояние Соединенным Штатам сейчас действительно не по карману, но это вовсе не означает, что США готовы признать Россию равным игроком и делить с ней мир на двоих. А Москве этого очень бы хотелось.

Следствием такой позиции «ни войны, ни мира» будет то, что Вашингтон и Москва, скорее всего, воздержатся от активного прямого вмешательства в украинские внутриполитические процессы, как это было в 2004 году. Таким образом, примирение Москвы и Вашингтона хотя бы позволит украинцам разобраться в своих проблемах самостоятельно. Никаких других больших перемен до завершения острой фазы глобального кризиса не произойдет. Потом Россия оценит, достаточно ли у нее ресурсов для продолжения имперского проекта, а Вашингтон определит, имеются ли у него возможности блокировать этот проект и дальше или стоит поделить мир с Москвой, Пекином и Брюсселем.

Новини

19 Квітня 2024

Україна отримала від Німеччини енергообладнання на понад 800 тис євро

18 Квітня 2024

Укренерго поки що не планує обмежень енергопостачання для населення

Уряд Австралії надає великий кредит заводу з переробки високочистого глинозему

Споживання сталі у Польщі за підсумками 2023 року скоротилось на 11% 

Українська промисловість здатна забезпечити локалізацію локомотива на рівні 55%

Україна потребує альтернативних джерел енергії

В Україні зростає попит на електромобілі

BHP Billiton знизила видобуток залізної руди

Італійська Danieli збудує в Лівії завод з відновлення заліза

Байден запропонував підвищити мита на китайський імпорт сталі

Rio Tinto планує виробляти мільйон тонн міді у 2030 році

Vale збільшила видобуток руди 

Влада має вивести Україну з-під дії європейського екоподатку

УЗ продовжила заборону на перевезення до порту Чорноморськ

Екологічні фонди ЄС втрачають мільярди через зниження цін на вуглець

У березні експорт феросплавів впав до рекордного мінімуму

ВСІ НОВИНИ ⇢