Подробнее Запомнить город


Почему Украина должна принять неотложные меры по внедрению антикризисного плана

размер текста:

Нынешний глобальный экономический кризис является беспрецедентным, и возрождение будет более медленным, чем многие надеялись. В Украине этот кризис пришелся на сложный с политической точки зрения период, поскольку страну ожидают президентские выборы. Однако нельзя откладывать меры по преодолению кризиса на то время, когда для этого будет получен четкий политический мандат в результате выборов. Необходимо достижение компромисса, достаточного для внедрения комплексного набора мер, которые позволят противостоять кризису и возобновить рост. Следующая пленарная неделя Верховной Рады Украины, которая начнется 13 апреля, дает возможность сделать шаг в этом направлении. Эту возможность нельзя упустить.

В октябре 2008 года Украина была одной из первых стран, своевременно обратившихся и быстро получивших большую финансовую помощь от Международного валютного фонда (МВФ), Всемирного бан­ка и Европейского банка реконструкции и развития, а также тех­ническую помощь от ряда двухсторонних доноров, масштабы которой росли. С тех пор были сделаны определенные полезные шаги, но еще необходимо выполнить большую работу по внедрению согласованного пакета мер, направленных на преодоление кризиса. Прежде всего важно определиться с правильными ожиданиями: похоже, что Украина пострадает от глубокой рецессии. Учитывая внешние дисбалансы и отсутствие доступа к рынкам капитала, затягивание времени не является эффективной стратегией.

Антикризисный план мер по Ук­раине должен содержать следующие четыре ключевых элемента: а) адекватное и последовательное внедрение макроэкономической политики в соответст­вии с программой, поддерживаемой МВФ; б) переори­ентация бюджетных расходов в сторону увеличения объема инвестиций в государственную инфраструктуру, способствующих росту и позволяющих поддержать реальный сек­тор и занятость, в сочетании с усилиями, направленными на мобилизацию ресурсов для защиты бедных и уязвимых слоев населения; в) четкая стратегия защиты вкладчиков банков и реабилитации банковского сектора и г) реформы, которые будут способствовать облегчению вхождения на рынок и привлечению частных инвестиций. Все эти элементы связаны между собой и усили­вают друг друга. Для эффективного их внедрения необходимо тесное сотрудничество правительства, президента и Национального банка Украины (НБУ), а также поддержка в Верховной Раде.

Первые решительные шаги в перечисленных сферах помогут стаби­лизировать ожидания рынка, обеспечат получение дальнейшей помощи от международных финансовых учреждений и мобилизуют дополнительную поддержку от двухсторонних кредиторов. С возвращением миссии МВФ в Киев появляются хорошие возможности для достижения прогресса в первом вопросе. Далее мы коротко опишем основные задачи для трех других аспектов, выполнение которых дополнит и поддержит взвешенную макроэкономическую политику и которые находятся в центре внимания диалога Всемирного банка с представителями власти в Украине.

Что касается фискальной сферы, то Украина, как и многие другие страны с переходной экономикой, страдает от нехватки финансирования на покрытие значительного фискального разрыва. Если исходить из предположений Всемир­ного банка об экономическом росте, инфляции и итоговых налоговых поступлениях, то, по нашему мнению, реальный фискальный дефицит в бюджете 2009 года значительно превысит 3% ВВП, заложенные в законе о бюджете, даже без учета расходов на рекапитализацию банков. Меры, принятые Верховной Радой Украины 31 марта, позволят покрыть этот дефицит примерно на 0,6% ВВП. Верховная Рада рассмотрит дополнительные меры; в частности направленные на решение проблемы растущего дефицита Пенсионного фонда, которые могут обеспечить покрытие еще 0,3% ВВП. Эти шаги продемонстрируют готовность Украины преодолевать собственные фискальные проблемы и смогут разблокировать внешнее финансирование.

Однако могут понадобиться дополнительные меры в фискальной сфере, и, по нашему мнению, бюджет Украины имеет широкие возможности по уменьшению нецелевых расходов и расточительных субсидий и налоговых льгот, которыми пользуются неэффективные производители и состоятельные потребители. Но на этом этапе главное — что-нибудь делать. Верховная Рада должна поддержать предлагаемые дополнительные меры.

Если говорить о банковском секторе, то диагностика крупнейших банков выявила существование значительного дефицита капитала. Позитивным признаком является то, что многие частные акционеры, в том числе западных учреждений, уже начали рекапитализацию своих банков. В случае системных банков, акционеры которых не хотят или не могут осущест­вить рекапитализацию, в ситуацию должно вмешаться государство.

Сейчас разрабатываются меры, с помощью которых государство сможет получить контроль над этими банками, обеспечит защиту депозитов и разумное расходование денег налогоплательщиков. Внедрение этих мер требует постоянного сотрудничества между НБУ и правительством Украины, и его успешность будет зависеть от выверенного плана и взаимодейст­вия с общественностью.

Вместе с тем необходимо срочно принять меры относительно неплатежеспособных банков, которые не получат права на рекапитализацию, чтобы предотвратить потерю доверия и негативное влияние на всю систему. Для выполнения этой задачи НБУ необходим более широкий арсенал инструментов для решения проблем банков, которые позволи­ли бы переводить вкладчиков и беспроб­лемные активы в жизнеспособные банки с одновременным изъятием проблемных активов с целью дальнейшей ликвидации, а для существующих акционеров должно проводиться уменьшение их доли согласно текущей стоимости капитала. Чтобы получить возможность применить эти инструменты, нужно внести изменения в законодательство, и их должна немедленно рассмотреть Верховная Рада.

В конце концов, возобновление структурных реформ в Украине крайне важно для того, чтобы выйти из этого кризиса сильной и конкурентоспособной страной. Украина не может и в дальнейшем рассчитывать на дешевые деньги для финансирования модернизации своего устаревшего промышленного сектора. Многие проекты, которые были жизнеспособными до кризиса, не будут таковыми после его. Следовательно, страна будет вынуждена пройти через период ускоренных струк­турных реформ. С этой целью ей необходимо будет снизить барьеры для вхождения на рынок и завершения бизнес-деятельности, что позволит перерас­пределить имеющиеся ресурсы. Украине предстоит создать надле­жащие стимулы для частных предприятий для внедрения инноваций и модернизации с помощью внедрения предсказуемой налоговой и регуляторной систем, применения надлежащей политики ценообразования для услуг по поставкам энергоносителей и других общественных услуг. Кроме того, следует избегать соблазна замедлить структурные изменения субсидиями и налоговыми льготами. И — что важно — Украине необходимо модернизировать свои государственные услуги, обеспечив более высокую их эффективность и качество.

Программа структурных реформ содержит немалый перечень мероприятий. Однако что касается краткосрочной перспективы, то принятие нескольких важнейших законов может привести к весьма существенным последствиям для формирования условий для быстрого восстановления. Изменения в законодательство, поданные сейчас в Верховную Раду, предусматривают уменьшение количества разрешений, снижение требований относительно минимального капитала для частных предпринимателей. Правительство также подготовило новый закон о государст­венных закупках, принятие которого будет свидетельствовать о поддержке Украиной международных стандартов конкурентной борьбы и вместе с тем сэкономит государству много денег. Это законодательство нужно принять.

Международный кризис выявил риски, заложенные в модели роста Украины на протяжении лет процветания, так же, как и во многих других странах региона. Украина заслуживает международной помощи в преодолении этих значительных потрясений, разрушивших прежнюю модель роста. Однако чтобы получить пользу от такой помощи и выйти из кризиса с экономикой, способной вернуться к сбалансированному росту, Украина должна признать и решать свои собственные проблемы и исправлять недостатки. Времени ждать уже нет.

... ...
 


Комментарии
комментариев: 0

...
Новости партнеров


Дайджест
В інтерв'ю Бізнес Цензор заступник голови Комітету Верховної Ради з питань економічного розвитку Дмитро Кисилевський розповів про причини подовження мита на експорт металобрухту, майбутнє заготівлі і проблеми української металургії через Green Deal у Євросоюзі.
Парламент принял закон о принудительной реструктуризации валютных кредитов. Выгоду получат обеспеченные украинцы, а проиграют — бизнес, клиенты банков и вся страна в целом.
15.04.21
В Украине хотят снизить комиссию, которую банки взимают за обслуживание карт. Такой шаг, по идее, должен привести к снижению цен в магазинах, поскольку ритейлеры признают, что перекладывают свои расходы по эквайрингу на конечного потребителя. Однако эксперты сомневаются, что товары подешевеют.
15.04.21
Семь стран ЕС выступили в защиту равных условий для атомной энергетики в достижении целей Green Deal. Главная задача зеленого перехода - отказ от ископаемых видов топлива, сжигание которых приводит к выбросам СО2. Атомные электростанции абсолютно вписываются в эти требования.
Против членов рейдерской группы Вадима Нестеренко правоохранители также ведут уголовные расследования по фактам гибели 4 человек.
14.04.21
В Украине расширен перечень долгов, которые можно взыскивать со счетов граждан в банках, а сами финучреждения стали подключаться к автоматизированной системе списания
Потребление, торговля и внутренние инвестиции остаются важными и наиболее устойчивыми драйверами роста экономики Украины. А это означает заметно возрастающую роль организованного сетевого ритейла. Источник: https://biz.censor.net/r3259384
Обплутали шахрайським павутинням ледь не всі ТЦ Києва: у столиці викрили мережу так званих «кол-центрів» з російським корінням. Аферисти, якими керував Володимир Бова, привласнювали кошти наївних громадян, прикинувшись інвестиційними консультантами. Хто стоїть за масштабним «кидаловом», і як працює ця схема?
Що відбувається на ринку нафтопродуктів після домовленості уряду та трейдерів щодо зниження цін на пальне та боротьби з нелегалами?
13.04.21
13.04.21, GMK Center
СВАМ лишит Украину конкурентных преимуществ – доступа к ресурсам железной руды. СВАМ дискриминирует кислородно-конвертерную технологию, которая использует в качестве основного сырья для производства чугуна и стали железорудное сырье.
12.04.21
09.04.21
08.04.21
06.04.21
02.04.21
01.04.21
31.03.21
30.03.21
29.03.21
26.03.21
25.03.21
23.03.21
22.03.21
16.03.21
12.03.21
09.03.21
05.03.21
02.03.21


Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!