Блеск и нищета украинских льгот

Точка зору

Более 40% украинцев имеют право на те или иные льготы, остальные 60% всегда готовы это право оспорить. Бесплатное лекарство, бесплатный проезд на маршрутке или субсидия на оплату жилищно-коммунальных услуг не дают покоя гражданам, которым все эти блага "отечественной цивилизации" не положены.

Юристы Центра общественной адвокатуры подготовили и презентовали "каталог льгот", в котором насчитали 611 различных "послаблений" для разных категорий населения. Однако, предупреждают эксперты, даже этот перечень не является полным, поскольку в законодательстве понятие льгот не определено, и каждый вкладывает в него разное содержание, отождествляя с привилегиями, компенсациями, помощью.

Страна льгот

Украину называют "страной льгот": право на их получение регламентируют полсотни нормативно-правовых актов. По данным Единого государственного автоматизированного реестра лиц, имеющих право на льготы (ЕГАРЛ), в нашей стране насчитывается около 13 млн. человек, получивших такое право по социальному признаку, и около 3,2 млн. – по профессиональному. По словам юриста Центра общественной адвокатуры Ирины Мазур, право на льготы прямо или опосредствовано имеют почти 43% населения, общий объем льгот требует ежегодно более 29 млрд. грн., что равняется годовым расходам всех местных бюджетов Украины.

Председатель Центра общественной адвокатуры Леонид Тарасенко отмечает, что отечественная система льгот унаследована с советских времен. "В СССР льготы выполняли другую функцию: в первую очередь это было вознаграждение за добросовестный труд, непрерывный трудовой стаж, связанные с профессией вредные условия или заслуги перед государством. Государство таким образом поддерживало "послушность" и вознаграждало", – говорит эксперт. После распада Союза льготы стали рассматриваться в качестве защиты необеспеченных слоев населения и фактически стали частью доходов наименее защищенных.

Льготы не защищают

Ситуация, сложившаяся в Украине, парадоксальна. Экономика страны близка к дефолту, многие отрасли нуждаются в многомиллиардных ресурсах для модернизации, но при этом социальные дотации из бюджета совершенно не учитывают объективных возможностей экономики.

Согласно данным Госкомстата, в структуре совокупных доходов украинских семей примерно четверть ресурсов составляют пенсии, стипендии и различные виды социальной помощи. Причем общая сумма субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг только за первые два месяца текущего года составила 21,4 млн. грн., а данный вид помощи получает каждая двадцатая семья (4,8%).

Несмотря на такие внушительные цифры, вряд ли можно говорить о том, что жизнь среднестатистического украинца становится лучше – цены буквально убивают доходы! В этом заключается еще один парадокс: с ростом бюджетных расходов социально-экономическая защищенность населения не улучшается.

Денег нет и не будет?

Государство не в состоянии сегодня финансово обеспечить льготы, которые нужны социально незащищенным категориям граждан, констатирует Тарасенко. Кабмин уже заявил о невозможности профинансировать увеличение количества чернобыльских льготников. В правительстве считают, что найти дополнительные 2 млрд. грн. в условиях экономического кризиса нереально, и выступают за сокращение списка населенных пунктов с определением "загрязненная территория". В частности, по мнению министра по чрезвычайным ситуациям Владимира Шандры, на данное время 332 населенных пункта, отнесенные к зонам радиоактивного загрязнения, по радиологическим показателям могут быть выведены из этого статуса.

Впрочем, чернобыльцы всегда находились в роли "бедных родственников", и ситуация не меняется. По словам главы секретариата Всеукраинской чернобыльской народной партии "За благосостояние и социальную защиту народа" Николая Исаева, на финансирование чернобыльских программ выделяются мизерные суммы, что позволяет говорить о "сознательном геноциде".

Уровень среднестатистической зарплаты на предприятиях сегодня также далек от нормального стандарта для жизни, говорит генеральный директор КУА "Инэко-Инвест" Олег Морква. На решение задач по структурной модернизации экономики, которая потенциально сможет увеличить поступления в казну, денег не хватает, в то время как за счет бюджета финансируется целый ряд социальных программ. Причем делается это без объективной оценки, насколько те или иные реципиенты государственных дотаций действительно попадают под категорию социально незащищенных. "Количество трудоспособного населения, которое обеспечивает наполняемость бюджета, с каждым годом в Украине сокращается, а социальные дотации из него увеличиваются без какой-либо привязки к росту производства и учета объективных возможностей экономики", – отметил эксперт интернет-газете "СЕЙЧАС".

Поддержку надо оказывать действительно малообеспеченным и малоимущим, говорит Морква. Но если человек имеет доход гораздо выше среднестатистического и при этом пользуется целым рядом социальных благ и льгот, это несправедливо как по отношению к социально малозащищенным согражданам, так и к работникам реального сектора экономики, которые и формируют доходную часть бюджета.

Расчет тарифов – тайна за семью печатями

Наиболее распространенные и, в связи с этим, наиболее "проблемные" льготы – это льготы на пользование транспортом. Не первый год эксперты говорят о том, что транспортные льготы необходимо "монетизировать", однако воз и ныне там. И на то есть свои причины.

По мнению директора экономических программ Центра экономических и политических исследований им. Разумкова Василия Юрчишина, непрозрачная структура очень удобна тем, кто занимается перераспределением ресурсов.

"Когда мы говорим о том, что именно у нас плохо, в первую очередь вспоминаем жилищно-коммунальные услуги и транспорт. Принято считать, что именно в этих сферах расходы намного превышают доходы. Вполне возможно, что так оно и есть, однако точной информации нет, ведь расчет тарифов – тайна за семью печатями. Информацией о реальных суммах доходов и расходов располагает лишь очень узкий круг лиц, а широкой общественности неизвестно, какая часть доходов уходит на инвестиции, а какая – на "Мерседесы". Понятно, что такая система невыгодна ни конкретному потребителю, ни, скажем, конкретному работнику ЖЭКа или транспортнику, но она удобна системе в целом", – отметил эксперт интернет-газете "СЕЙЧАС".

Льготы должны быть не только целевыми, но и контролируемыми, считают экономисты. "В Украине по понятным причинам сохраняется интерес к бесконтрольному ведению дел. Бросили на транспорт несколько миллионов гривен – и считается, что он должен работать. Подняли тарифы – и считается, что теперь все станет лучше. Но все мы видим, что лучше не становится. Нам говорят – "все равно не окупается, мало денег". Согласен, может, и не окупается. Но вряд ли из этого следует, что нужно в очередной раз поднять тарифы", – рассуждает Юрчишин.

Вместе с тем транспортные льготы не должны означать бесплатный проезд на всех видах транспорта. Нужно платить – пусть символическую сумму, но платить обязательно, говорит Юрчишин. Для этого и существуют, например, льготные проездные. А помощь должна быть адресной, чтобы было четко видно, сколько человек и какими льготами пользуются, и уже на основании этого делать выводы о целесообразности тех или иных льгот.

Таким образом, финансирование льгот и социальных программ из бюджета, особенно в условиях мирового экономического кризиса, требует взвешенного и осторожного подхода и должно носить узкоцелевой характер, резюмирует Морква.

Новини

19 Квітня 2024

ДТЕК попереджає про можливі відключення світла у Києві

Відвантаження довгого прокату за кордон зросли на 13,4%

EDF постачатиме зелену енергію для французького заводу з виробництва DRI

Асоціація портів України звернулась до уряду щодо ситуації на Дунаї

Ворог пошкодив припортову інфраструктуру на Одещині

Сім країн у світі виробляють всю свою енергію з відновлюваних джерел

Pilbara Minerals відзначає збільшення цін на літій

Nippon Steel намагається розвіяти побоювання з приводу придбання US Steel

Каметсталь освоює виплавку заготовки підвищеної якості

Виробництво в будівельному секторі ЄС зросло на 1,8% 

США виділило $28 млн на розробку технологій очищення чавуну та сталі

Україна отримає від ЄІБ 560 млн євро на відновлення енергетики та житла

Китай у березні збільшив видобуток руди на 14,5% 

УЗ планує відремонтувати майже 1200 кілометрів колій

Зміна клімату призведе до значних економічних втрат у майже всіх країнах світу

Німецький виробник дронів відкриє завод в Україні

ВСІ НОВИНИ ⇢