Подробнее Запомнить город


Выход из катастрофы

размер текста:

Майкл Дж. Боскин считает, что кризис можно преодолеть путем качественного регулирования и контроля мировой финансовой системы. Мировая экономика завязла в финансовом кризисе, и политики всего мира предприняли ряд кредитно-денежных, финансовых и налогово-бюджетных ответных действий. Но экономика продолжает сокращаться, безработица - расти, а благосостояние - ухудшаться. Поможет ли снижение до ноля процентных ставок, поддержка финансового сектора и стимулирование налогово-бюджетной сферы? Что еще можно сделать?

Что касается налогово-бюджетных мер, то опыт показывает, что три четверти потребления основано на долговременных экономических перспективах, а не на кратковременных чистых доходах. Так что политика по возвращению переплаченных налогов приводит к тому, что данные суммы в основном сберегаются, а не тратятся. Оказание помощи людям, не имеющим больших средств, в особенности безработным, является более эффективным, да и гуманным. Некоторые утверждают, что расходы на инфраструктуру создают, в соответствии с теорией Кейнса, большой «мультипликатор доходов»: рост доходов превышает первоначальные расходы. Но рост расходов на инфраструктуру обычно невелик и почти всегда объясняется узкими политическими интересами. Ежегодное интенсивное стимулирование Японией своей инфраструктуры не смогло предотвратить «потерянного десятилетия». А расходы правительства США не смогли положить конец Великой депрессии - уровень безработицы в 1939 году составлял 15%.

Более эффективное стимулирование экономики ускорит расходы, необходимые в любом случае. Или поможет снизить налоги, чтобы фирмы перестали делать ставку на увольнения или сокращение производства, а потребители - на расходы. Например, с помощью отмены на год налога на зарплату для фирм и их сотрудников. Или временной частичной или полной отмены налога с оборота или НДС для всех юридических лиц. Но еще лучше было бы бессрочное снижение процентных ставок и контроль будущих расходов. Однако правительствам следует с осторожностью относиться к дорогостоящему налогово-бюджетному стимулированию. Оно мало поможет решению проблемы безработицы и повышению дохода на каждый доллар расходов, в то время как значительное увеличение долгов воспрепятствует долговременному экономическому росту, поскольку приведет в будущем к существенному увеличению налогов или сокращению расходов. Кстати, Китай уже беспокоится о надежности имеющихся у него облигаций Казначейства США.

Теоретически «количественное смягчение кризиса», то есть непрерывное вливание денежных средств, подразумевает инфляцию в будущем, побуждая людей сегодня приобретать дорогостоящие товары, чтобы избежать повышенных цен завтра. Высокая и постоянно растущая инфляция приводит к большим растратам, и повернуть ее вспять нелегко. После смягчения последствий экономического спада центробанкам потребуется совершить искусный маневр - изъять огромные вливания ликвидности, прежде чем инфляция наберет обороты.

Главное, однако, заключается в том, что даже очень хорошая политика может в лучшем случае лишь смягчить последствия экономического кризиса. Быстро справиться с неприятностями не удастся. Иногда после кризиса наступает быстрое восстановление, но восстановление после финансового кризиса всегда чрезвычайно болезненное и занимает много времени. Экономисты Кеннет Рогофф и Кармен Райнхарт утверждают, что крупнейшие финансовые кризисы последнего столетия длились обычно пять лет и более. Большинство предыдущих банковских кризисов серьезно поражали какую-нибудь одну страну или регион. На этот раз значительно пострадала экономика практически всех стран. Политики будут по-прежнему атаковать проблему всеми доступными средствами, выискивая способы ее решения, но для этого потребуется значительное время. А до тех пор люди будут терять доверие к имеющейся экономической системе.

Во времена Великой депрессии среди западных интеллектуалов было обычным делом считать панацеей от всех бед коммунизм и плановую экономику. Некоторые так и не вернулись из этого интеллектуального путешествия, несмотря на крах коммунизма. Возвращаться к идее социализма и плановой экономики, конечно, смысла нет. Но, отказавшись от нее, мы нуждаемся в более качественном регулировании финансовой системы. Любое финансовое учреждение, слишком крупное или слишком тесно связанное с экономикой, чтобы позволить ему потерпеть неудачу, должно постоянно тщательно регулироваться и контролироваться на предмет риска и наличия необходимого капитала. Или должно быть разделено на несколько фирм меньшего размера.

Ну, а пока что будем надеяться, что Бернанке, Кинг, Трише и председатели центробанков других стран избрали в целом правильную кредитно-денежную политику и что наши политики не будут тратить крупные средства на неэффективное стимулирование налогово-бюджетной сферы.

Майкл Дж. Боскин, бывший председатель Совета экономических советников президента США, профессор экономики Стэнфордского университета, старший научный сотрудник Института Гувера.

... ...
 


Комментарии
комментариев: 0

...
Новости партнеров


Дайджест
Верховная Рада приняла за основу законопроекты о реструктуризации валютных кредитов, многие из которых украинцы взяли еще до мирового кризиса 2008 года, и до кризиса 2014-2015 годов, вызванного агрессией России, когда из-за девальвации гривны суммы валютных займов выросли в разы. Идея в целом выглядит правильно, но что не так с этими законопроектами.
На восьмому році війни з Росією частина українських підприємств продовжує торгувати з РФ та пострадянським простором. Що змушує їх це робити, які переваги у європейських ринків і чому не всі ними користуються?
08.04.21
08.04.21
В июле 2021 года Еврокомиссия опубликует Закон о Carbon Border Adjustment Mechanism. Документ вступит в силу с 2023 года и введет в действие так называемую карбоновую пошлину. Ею будет облагаться вся промышленная продукция, пересекающая границы ЕС, если в цепочке ее производства присутствовал углеродный след.
Великий бізнес швидко пристосовується до кризових умов. На відміну від малих та середніх підприємців, компанії, які формують цілі галузі, мають достатній запас стійкості. Як під час локдауну в Києві працюють продавці будівельних матеріалів, ресторани та освітні заклади?
08.04.21
По словам министра финансов Сергея Марченко, в ближайшие два месяца МВФ может заключить с Украиной staff level agreement (соглашение на уровне персонала). После этого, "будем делать свою работу, принимать необходимые законы, чтобы получить, наконец, средства". Как видно, подходы не изменились: правительство о чем-то за закрытыми дверями договаривается с Фондом, а затем ставит парламент перед фактом.
06.04.21
Внешняя торговля Украины по итогам I квартала показала внушительный рост в денежном выражении. Несмотря на коронакризис, прогресс налицо, хотя повод для оптимизма не такой и большой, как может показаться на первый взгляд.
На украинском рынке нефтепродуктов сохраняется неопределенность из-за того, что российская "Роснефть" отказывается поставлять в нашу страну свою продукцию. Учитывая, что речь идет примерно о четверти всего дизтоплива и автогаза в балансе Украины, может образоваться дефицит топлива.
02.04.21
02.04.21
Украинская металлургическая отрасль испытывает кадровый голод. Сложная экономическая ситуация, трудовая миграция, низкий спрос на рабочие профессии среди молодого поколения. Ситуацию не спасает высокий уровень заработных плат на меткомбинатах. В 2020 году средняя з/п металлурга была на 20,1% выше, чем средняя по стране. Несмотря на кризис, в прошлом году украинский ГМК практически не снизил темпов производства.
01.04.21
01.04.21, Rail.insider
Для забезпечення справедливих тарифів необхідно зрештою здійснити реформу Укрзалізниці й створити умови для розвитку конкуренції. Вантажні перевезення не повинні покривати збитки від пасажирських перевезень або забезпечувати сплату величезного податку на землю під коліями.
01.04.21
Рада приняла во втором чтении з/п №4543, который призван разблокировать приватизацию крупных объектов, а также в первом чтении з/п № 4020 "О перечне объектов права государственной собственности, не подлежащих приватизации". В бюджет 2021 года заложено 12 млрд грн поступлений от приватизации: 9 млрд грн от продажи крупных объектов госсобственности и 3 млрд грн от малой приватизации.
31.03.21
30.03.21
29.03.21
26.03.21
25.03.21
23.03.21
22.03.21
16.03.21
12.03.21
09.03.21
05.03.21
02.03.21
01.03.21
26.02.21
24.02.21
19.02.21
16.02.21
11.02.21
09.02.21


Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!