Выход из катастрофы

Точка зору

Майкл Дж. Боскин считает, что кризис можно преодолеть путем качественного регулирования и контроля мировой финансовой системы. Мировая экономика завязла в финансовом кризисе, и политики всего мира предприняли ряд кредитно-денежных, финансовых и налогово-бюджетных ответных действий. Но экономика продолжает сокращаться, безработица – расти, а благосостояние – ухудшаться. Поможет ли снижение до ноля процентных ставок, поддержка финансового сектора и стимулирование налогово-бюджетной сферы? Что еще можно сделать?

Что касается налогово-бюджетных мер, то опыт показывает, что три четверти потребления основано на долговременных экономических перспективах, а не на кратковременных чистых доходах. Так что политика по возвращению переплаченных налогов приводит к тому, что данные суммы в основном сберегаются, а не тратятся. Оказание помощи людям, не имеющим больших средств, в особенности безработным, является более эффективным, да и гуманным. Некоторые утверждают, что расходы на инфраструктуру создают, в соответствии с теорией Кейнса, большой «мультипликатор доходов»: рост доходов превышает первоначальные расходы. Но рост расходов на инфраструктуру обычно невелик и почти всегда объясняется узкими политическими интересами. Ежегодное интенсивное стимулирование Японией своей инфраструктуры не смогло предотвратить «потерянного десятилетия». А расходы правительства США не смогли положить конец Великой депрессии – уровень безработицы в 1939 году составлял 15%.

Более эффективное стимулирование экономики ускорит расходы, необходимые в любом случае. Или поможет снизить налоги, чтобы фирмы перестали делать ставку на увольнения или сокращение производства, а потребители – на расходы. Например, с помощью отмены на год налога на зарплату для фирм и их сотрудников. Или временной частичной или полной отмены налога с оборота или НДС для всех юридических лиц. Но еще лучше было бы бессрочное снижение процентных ставок и контроль будущих расходов. Однако правительствам следует с осторожностью относиться к дорогостоящему налогово-бюджетному стимулированию. Оно мало поможет решению проблемы безработицы и повышению дохода на каждый доллар расходов, в то время как значительное увеличение долгов воспрепятствует долговременному экономическому росту, поскольку приведет в будущем к существенному увеличению налогов или сокращению расходов. Кстати, Китай уже беспокоится о надежности имеющихся у него облигаций Казначейства США.

Теоретически «количественное смягчение кризиса», то есть непрерывное вливание денежных средств, подразумевает инфляцию в будущем, побуждая людей сегодня приобретать дорогостоящие товары, чтобы избежать повышенных цен завтра. Высокая и постоянно растущая инфляция приводит к большим растратам, и повернуть ее вспять нелегко. После смягчения последствий экономического спада центробанкам потребуется совершить искусный маневр – изъять огромные вливания ликвидности, прежде чем инфляция наберет обороты.

Главное, однако, заключается в том, что даже очень хорошая политика может в лучшем случае лишь смягчить последствия экономического кризиса. Быстро справиться с неприятностями не удастся. Иногда после кризиса наступает быстрое восстановление, но восстановление после финансового кризиса всегда чрезвычайно болезненное и занимает много времени. Экономисты Кеннет Рогофф и Кармен Райнхарт утверждают, что крупнейшие финансовые кризисы последнего столетия длились обычно пять лет и более. Большинство предыдущих банковских кризисов серьезно поражали какую-нибудь одну страну или регион. На этот раз значительно пострадала экономика практически всех стран. Политики будут по-прежнему атаковать проблему всеми доступными средствами, выискивая способы ее решения, но для этого потребуется значительное время. А до тех пор люди будут терять доверие к имеющейся экономической системе.

Во времена Великой депрессии среди западных интеллектуалов было обычным делом считать панацеей от всех бед коммунизм и плановую экономику. Некоторые так и не вернулись из этого интеллектуального путешествия, несмотря на крах коммунизма. Возвращаться к идее социализма и плановой экономики, конечно, смысла нет. Но, отказавшись от нее, мы нуждаемся в более качественном регулировании финансовой системы. Любое финансовое учреждение, слишком крупное или слишком тесно связанное с экономикой, чтобы позволить ему потерпеть неудачу, должно постоянно тщательно регулироваться и контролироваться на предмет риска и наличия необходимого капитала. Или должно быть разделено на несколько фирм меньшего размера.

Ну, а пока что будем надеяться, что Бернанке, Кинг, Трише и председатели центробанков других стран избрали в целом правильную кредитно-денежную политику и что наши политики не будут тратить крупные средства на неэффективное стимулирование налогово-бюджетной сферы.

Майкл Дж. Боскин, бывший председатель Совета экономических советников президента США, профессор экономики Стэнфордского университета, старший научный сотрудник Института Гувера.

Новини

19 Квітня 2024

Україна отримала від Німеччини енергообладнання на понад 800 тис євро

18 Квітня 2024

Укренерго поки що не планує обмежень енергопостачання для населення

Уряд Австралії надає великий кредит заводу з переробки високочистого глинозему

Споживання сталі у Польщі за підсумками 2023 року скоротилось на 11% 

Українська промисловість здатна забезпечити локалізацію локомотива на рівні 55%

Україна потребує альтернативних джерел енергії

В Україні зростає попит на електромобілі

BHP Billiton знизила видобуток залізної руди

Італійська Danieli збудує в Лівії завод з відновлення заліза

Байден запропонував підвищити мита на китайський імпорт сталі

Rio Tinto планує виробляти мільйон тонн міді у 2030 році

Vale збільшила видобуток руди 

Влада має вивести Україну з-під дії європейського екоподатку

УЗ продовжила заборону на перевезення до порту Чорноморськ

Екологічні фонди ЄС втрачають мільярди через зниження цін на вуглець

У березні експорт феросплавів впав до рекордного мінімуму

ВСІ НОВИНИ ⇢